Конспект открытого занятия для детей среднего возраста.
Тема: «Свойства снега»
Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим миром.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, игровая.
Цель: знакомство детей с физическими свойствами снега и льда.
Задачи:
· помочь детям понять, почему при изменении температуры снег меняет свои свойства;
· закрепить знания о свойствах снега и льда;
· формировать умение детей анализировать, делать выводы;
· воспитывать любовь к зимним явлениям неживой природы.
Активация словаря: опыт, хрупкий, рассыпчатый.
Материал: магнитная доска, видеозапись, тазик со снегом, прозрачная посуда – тарелки, тарелка с замёрзшим льдом, 2 листа цветной бумаги, свечка со спичками.
Предварительная работа: на улице наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом.
Содержание деятельности:
Создание эмоционального настроя.
Воспитатель собирает детей вокруг себя и задаёт вопрос:
Ребята, какое сейчас время года? – зима.
Дети рассказывают про свои зимние наблюдения за снегом на улице, про зимние игры со снегом, а воспитатель подводит детские рассуждения к тому, что снег может сохранить растения и животных от сильных холодов, как например медведя, который спит в берлоге.
Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в зимнюю сказку. Дети садятся смотреть видео. (Видео «Зимний сон»).
Воспитатель: Дети, чего вы увидели в этом фильме?
Дети рассказывают про увиденное, а воспитатель выбирает из их рассказов ключевые слова, акцентируя на них внимание: зимний лес, деревья похожие на сов в лесу, много снега, снег укрывает землю как одеялом.
Воспитатель: В каждой сказке есть герой, кого вы там заметили? – снегурочку.
Ребята, я слышу волшебную музыку, кто-то к нам идёт сюда...
Снегурочка: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказки. Сквозь вьюги и метели, сквозь дремучий лес спешила к вам. Мы с Дедушкой Морозом приходили к вам на праздник, но у нас случилась беда. Потерялся наш друг снеговик. Без этого помощника нам будет трудно и грустно в сказке. Помогите мне его найти. Куда он мог подеваться?
Воспитатель: Ребята, что будем делать? - поможем снегурочке. Как вы думаете, куда мог деться снеговик? – пойти гулять, сломаться, растаять.
Дети предлагают свои варианты исчезновения снеговика, а воспитатель подводит их рассуждения к свойствам снега: когда снег может быть липким, а когда нет.
Воспитатель раздает кусочки ваты или синтепона и проводит с детьми дыхательную гимнастику со словами: Представьте, что эти пушинки – снежинки. Подкидывайте их вверх и дуйте на них. Вот так же они летают в воздухе. Теперь давайте попробуем их соединить. Не совсем получается. Очень воздушные, лёгкие. Вот из таких снежинок и состоит снег.
Оказывается снег бывает разный: мокрый – тяжёлый: из него лепится снеговик и лёгкий – воздушный: такие снежинки трудно соединить в комочек (он не лепится). Итак: из какого снега лепится снеговик? – из мокрого, когда на улице нет сильного мороза. Но если будет совсем тепло, то снег что сделает? – растает.
Воспитатель: Ребята! Давайте с вами проведем опыт с настоящим снегом.
Снегурочка: Я принесла вам снег. Давайте проведём опыты со снегом и узнаем его свойства.
Воспитатель нагревает стеклянную тарелочку со снегом на свече, а затем выставляет воду в пластиковой посуде за окно для замерзания. Этими практическими работами закрепляются знания детей о свойствах снега:
1. «Установление зависимости свойства снега от температуры». Нагреем его в чашке или возьмём в тёплые руки - и он растает.
Из чего состоит снег? – из воды (грязной). Вот поэтому снеговик от тепла и растаял. (Свойство – снег тает в тепле).
2. «Первые заморозки». А если мы опять поставим эту воду на мороз? Вода опять замёрзнет, но в снег не превратится. (Свойство – вода замерзает на морозе, но не превращается в снег, а превращается в лед).
3. «Прозрачность снега и льда». Теперь давайте посмотрим цвет снега и льда. Положим под тарелки со снегом и льдом листы цветной бумаги. Под тарелкой со снегом его не видно – снег белого цвета. Под тарелкой со льдом бумага видна, значит лёд прозрачный. (Свойство – снег белый, а лёд прозрачный).
4. «Хрупкость льда и снега». Если бросить лёд на пол, то он разобьётся – хрупкий, а снег рассыпится – он рассыпчатый.
Снегурочка: Значит мой сказочный снеговик растаял от тепла или просто упал и рассыпался. Спасибо вам ребята за помощь. Мне тоже пора уходить, чтобы не растаять. А вам я принесла волшебные краски, чтобы вы мне нарисовали снеговиков и потом на улице их слепили. Они ночью оживут и вернутся в сказку. До свидания, дети! – До свидания!
Воспитатель подводит итог: Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? – ответы детей.
Давайте ещё раз вспомним свойства снега:
· Тепло (укрывает снегом, как одеялом, землю, деревья);
· Превращается в воду от тепла, тает;
· Вода замерзает, если опять вынести на мороз.
· Лёд можно разбить, а снег рассыпается.
Рефлексия: Дети рисуют снеговиков.
Видеоролик этого занятия можно посмотреть на этом сайте, перейдя по ссылке: https://урок.рф/library/svojstva_snega_200751.html
Ефимова Алла Ивановна
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна
Ефимова Алла Ивановна
Смирнова Марина Александровна