Конспект открытого занятия на тему «По неведомым тропам — Сказочный лес»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «Солнышко»
Конспект открытого занятия на тему:
«По неведомым тропам - Сказочный лес»
Педагог–психолог старшей группы
Джиоева Э.С.
Владикавказ 2019г.
Тема занятия «По неведомым тропам»
Развитие личности человека, а так же его успешная интеграция в современный социум, это процессы первостепенной важности, эффективность которых зависит от множества факторов. Только уделив внимание этим процессам во время их активного становления, мы можем рассчитывать на получение развитого, здорового члена общества. Одним из таких факторов, является качество развития познавательной сферы ребенка в период от младенчества до школы. Познавательная сфера включает в себя 8 психических познавательных процессов, протекающих в коре головного мозга человека, с помощью которых он осуществляет свою познавательную деятельность:
Ощущение;
Восприятие;
Внимание;
Представление;
Воображение;
Память;
Мышление;
Речь.
В ходе выполнения воспитанниками, упражнений предложенных на данном занятии, предполагается задействовать все познавательные процессы, каждый из которых непосредственно связан с остальными. Так, например, внимание, включаясь в познавательные процессы, повышает их эффективность; ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. ^
Цель: Обобщить и систематизировать знания дошкольника.
Задачи:
1. Создать условия для развития компонентов познавательной сферы через систему игровых упражнений.
2. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом.
3. Совершенствовать умение работать в группе, согласовывать действия во время проведения задания, достигать результата.
4. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
5. Способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности.
Оборудование: Песочные часы; карандаши цветные; тактильный набор "Goki"; музыкальный центр диск со звуками природы.
Ход занятия
Часть I Приветствие.
Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии мы с вами побываем в необычном лесу. Этот лес, точно сказочный, ведь нам сложно будет его увидеть, но ощутить нам его удастся. Ведь в нем полно разных заданий и приключений.… Только прежде чем начать наши приключения, нужно вспомнить правила, которые пригодятся везде.
Правила поведения:
Внимательно слушаем, друг друга не перебивать;
Во время занятия делаем то, что в правилах игры или задания, не
мешаем другим, не бегаем по кабинету;
«Хочешь сказать — дай об этом
знать, например, подними руку»…
Ритуал приветствия:
№1 «Здороваемся необычно»
Цель упражнения: Создания доброжелательной атмосферы, группового доверия и принятия. Ознакомление с темой занятия.
Психолог:
- Для начала предлагаю нам с вами поздороваться, но необычными способами. Например, здороваемся: коленками, тыльной стороной ладони, стопами ног, плечами, лбами, пальчиками.
№2 «Мой любимый фрукт»
Цель: игра позволяет создать рабочий настрой в группе, развивает память, способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
№ 3 Игра "ЭХО» или "Угадай голоса"
Цель: развитие восприятия звуков.
Участники могут сидеть на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к группе. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.) или зовет ведущего по имени. Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
Часть II. Основное содержание занятия
№4 Упражнение "Что в рюкзаке?", на основе методики «Зашумлённые картинки».
Цель: развитие способности максимально сосредоточиться, уметь выделить "фигуру" и "фон", распределить внимание.
Детям предлагается стимульный материал в виде Зашумленных картинок их задача отыскать как можно больше предметов в картине и отметить или разукрасить с помощью цветных карандашей. Упражнение на время, по окончанию времени в песочных часах задание заканчивают выполнять.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули...
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили...
(Волнообразные движения.)
Постучали...
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
№ 5 Упражнение тактильный набор "Goki"
Цель: развитие сенсорных ощущений, кинестетической чувствительности, памяти, мелкой моторики, развитие речи, цветового восприятия.
Детям предлагается мешочек, в котором спрятаны бочонки с различным цветовым и тактильным покрытием, каждый ребенок берет по одному бочонку и не глядя, на ощупь пытается определить какой бочонок достал.
Физминутка: «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо»
Вместе с ребенком имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.
Ветер дует нам в лицо,
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (Присесть)
Деревцо все выше, выше. (Встать и вытянуть руки вверх)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (Плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (Встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (Горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
№ 6 Игра "Путаница лешего"
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, сосредоточенности, пространственного мышления, коммуникативных навыков.
В зависимости от числа игроков выбирается один или несколько ведущих. Они уходят в другую комнату или просто отходят в сторону. Оставшиеся дети становятся в круг, взявшись за руки, и начинают запутываться, переступая через руки друг друга, или пролезая под руками. Потом говорят водящему: "Путаница, путаница, распутай нас!". Задача водящих — распутать получившийся узел, чтобы игроки вновь стояли в кругу и правильно держались за руки.
Условия:
1. Игроки не имеют права размыкать руки или перехватывать по-другому.
2. Водящий не может размыкать руки игроков.
№ 7 Упражнение «Живая фотография»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, воображения.
Выбирается ведущий, остальные участники становится в полукруг. Пока ведущий отворачивается, остальные принимают различные позы для создания совместной фотографии. Затем ведущий тщательно запоминает все детали совместной фотографии и отворачивается, или выходит из кабинета. Один или несколько участников меняются местами, после чего просят зайти вышедшего за дверь, и сказать есть ли изменения на фотографии (подмены может и не быть).
Часть III. Рефлексия занятия
Оценка занятия детьми: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая, содержательная (что делали, почему это важно, зачем мы это делали).
Часть IV. Ритуал прощания
Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.
Игра «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце».
Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.
Игра «Прощание»
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Поощрение
Магнитики для каждого ребенка.
Приложение
К упражнению №4
Методика «Зашумлённые картинки»
Цель: выявить характер зрительного восприятия.
Стимульный материал
Картинки с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов, наложенных друг на друга.
Проведение методики
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.
Интерпретация
10 баллов – ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 секунд.
8-9 баллов – ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.
6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 секунд.
4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за 41-50 секунд.
2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.
0-1 балл – за время, больше чем 60 секунд, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех предметов, «спрятанных» в трех рисунках.