Конспект открытого занятия по азбуковедению на тему «Звуки [х], [х’]. Буква Х»
МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Конспект открытого занятия
по АЗБУКОВЕДЕНИЮ
на тему: «Звуки [х], [х’]. Буква Х.»
педагога дополнительного образования
Мисник Марии Александровны
Брянск 2017г.
Информационная карта занятия
№ |
Разделы |
Содержание |
|
Учреждение дополнительного образования |
МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска |
|
Дата проведения и время |
20 ноября 2017 г. 10.50-11.05 |
|
Педагог дополнительного образования |
Мисник Мария Александровна |
|
Направленность образовательной программы |
Социально – педагогическая |
|
Образовательная программа |
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Путешествие в Буквоград». |
|
Возраст обучающихся |
4,5 – 5 лет |
|
Количество человек в группе |
12 чел. Группа второго года обучения |
|
Продолжительность занятия |
30 мин |
|
Тема |
«Звуки [х], [х’]. Буква Х.» |
|
Место данного занятия в образовательной программе |
2 год обучения. Раздел программы «Звуки и буквы» |
|
Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла |
Изучение нового материала |
|
Форма занятия |
Открытое занятие |
|
Цель занятия |
Знакомить со звуками [х], [х’], буквойХ, их обозначающей. |
|
Задачи занятия |
образовательные: - учить выделять звуки [х], [х’] в звучащих словах; - дифференцировать звуки [х], [х’] на слух; - характеризовать звуки [х], [х’] по артикуляционным признакам, по твердости – мягкости, по звонкости-глухости; - знакомить с буквой Х; - расширять словарный запас детей; развивающие: - развивать память, внимание, речь, фонематический слух, знаково-символическую функцию; - развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук; воспитательные: - умение слушать, работать в коллективе; - аккуратность при выполнении работы. |
|
Методы |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (упражнения (устные и графическое)). Методы эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос. |
16. |
Результат занятия |
Учащиеся будут знать о том, что буква Х обозначает звуки [х], [х’]; звук [х] – согласный, твердый, глухой; звук [х’] – согласный, мягкий, глухой; уметь: дифференцировать звуки [х], [х’] на слух. |
17. |
Оборудование и материалы к занятию |
Демонстрационный: игрушка «хомяк», норка хомяка, мех, муляжи «орехи»; «фонарики» зелёного и синего цвета; изображение буквы Х, Город Букв. Раздаточный: изображения букв («листочки»); листочки бумаги для оригами(10x10см); буквари Н.С. Жуковой; текст на листочках. Телевизор (заставка «лес»), магнитофон ( аудиозапись «звуки леса»). |
Конспект занятия
1.Организационный момент. |
Дети входят в кабинет, становятся полукругом. Педагог здоровается с детьми, предлагает детям закрыть глаза и послушать (звучит аудиозапись «звуки леса»)
|
||
2.Подготовительный этап. Введение в игровую ситуацию. Затруднение в игровой ситуации. Постановка цели занятия. |
Откроем глазки, посмотрите (демонстрация картинки «лес») куда же мы попали? (в лес). - Ребята, а вы бывали в лесу? Расскажите, какой он. По тропинке в лес пойдём, на листочках буквы назовём. (дети называют буквы на листочках) - Посмотрите, а вот буква непонятная, лишь половинка буквы. Хотите узнать, что это за буква и какие звуки она обозначает? Сегодня на занятии мы узнаем эту букву и звуки, которые она обозначает. (Педагог прикрепляет фрагмент буквы на доску) |
||
3. Основной этап
Выделение и характеристика звука. Работа над звуком Работа в тетради физминутка Знакомство с буквой.
Конструирование буквы. Работа в тетради Работа с текстом Чтение |
(Перед детьми у доски «норка»). - Кто же может прятаться в норке, чей это домик? (ответы детей) - Отгадайте мою загадку, узнаем кто прячется в норке:
Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (демонстрация игрушки «хомяк») - Давайте присядем на «пенёчки». - Произнесем слово хомяк. Какой первый звук мы слышим? ([х]) Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – язык). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (твердый) Какого цвета мы возьмем фонарик для обозначения звука? (синий) Педагог прикрепляет на доске квадратик синего цвета. Глухой или звонкий [х]? ( глухой, т.к. горлышко «не дрожит») - А теперь произнесем слово «хитренький». Какой первый звук мы слышим в этом слове? ([х’]) Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – язык). Давайте произнесем еще раз этот звук, послушаем, какой он – твердый или мягкий? (мягкий) Какого цвета фонарик мы возьмем для обозначения звука? (зеленый) Педагог прикрепляет на доске квадратик зеленого цвета. Глухой или звонкий [х’]? ( глухой, т.к. горлышко «не дрожит») - Так о каких звуках мы говорили? Что мы о них узнали? - Вспомните слова, в которых есть звуки [х] [х’] (дети называют слова). - Послушайте, историю про хомяка, запомните слова со звуками [х] [х’]. Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. - Хотите верьте, хотите нет- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю:- Чего расхрюкался? Хомяков не видал что ли? А он:- Хрю-хрю, Хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. Ух, ты! -воскликнули хомяки.- Иду себе дальше,- продолжает хомяк- снег под ногами- хруст, хруст. Смотрю - лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я … - Что, что потом?- хором спросили хомяки. Я … потом…- Да не тяни же ты!-взмолились хомяки. –Хорошенькое дело!- обиделся хомяк-хвастунишка.-Вы думаете так легко придумывать про то, чего никогда не видел? -Вот такая история! -Вы внимательно слушали историю? (Дети называют слова) -У хомяка мягкий мех, хомяк любит лакомиться орехами. (демонстрация муляжа «орехи», меха) Откройте тетрадочки в клетку, составим звуковые схемы слов мех, орехи. Хомка- хомка, хомячок, Полосательный бочок. Хомка раненько встает Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать! Дети садятся за столы. Педагог обращает внимание на посадку. - Про какие звуки мы говорили? Что мы про них узнали? - А вы знаете, какая буква обозначает эти звуки? (Х) Так может быть это и есть половина буквы Х? А где же вторая половинка? Может быть, мы отыщем ее в норке хомяка. Я сейчас посмотрю. (педагог достает фрагмент буквы Х) Педагог берет вторую половину буквы, прикрепляет ее на доске, обращая внимание детей на то, какая буква получилась). - Получилась буква Х. Посмотрите на букву Х. На что она похожа? (ответы детей) А вот еще на что похожа буква (педагог демонстрирует картинку, читает стихи): X — забавная игрушка, (упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук-сгибание листа квадратной формы, в результате чего получится очертание буквы Х) -Ребята, возьмите листочек бумаги, выполним сейчас зарядку Раз – листочек поднимаем, опускаем. Два - листочек загибаем. Три- ещё разок свернули. На четыре- развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови !(буква Х) -Поселим букву Х в Городе Букв. -Обозначим на схеме звуки [х],[х’]буквой Х
-Найти в тексте, обвести в кружочек простым карандашом букву Х: В маленькой корзинке, Где на дне соломка, Ел хомяк капусту Звали его Хомка. За щеками Хомки Исчезали ловко Семечки и зёрна, Фрукты и морковка. Он жевал тихонько И следил за нами Круглыми, как бусы, Умными глазами. И домой скорее Мы поторопились- Мы купили Хомку! Мы в него влюбились! Счастливо отныне Проживает с нами Маленькое чудо С пухлыми щеками!
-Откройте страничку 18 букваря Н.С. Жуковой, прочитаем слоги, слова.
|
||
4. Итоговый этап. |
- Назовите букву, с которой мы с вами сегодня познакомились.(буква Х) -Почему крыша домика буквы Х синего и зелёного цвета?([х][х’]) Почему на крыше домика буквы Х нет колокольчика? (звуки буквы Х глухие) |