12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мисник Мария Александровна165
Россия, Брянская обл., Брянск
1

Конспект открытого занятия по азбуковедению на тему: «Звуки [х], [х’]. Буква Х»

МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска

 

Конспект открытого занятия

по АЗБУКОВЕДЕНИЮ

на тему: «Звуки [х], [х’]. Буква Х.»

педагога дополнительного образования

                                                                   Мисник Марии Александровны


 

Брянск 2017г.

Информационная карта занятия

Разделы

Содержание

 

Учреждение дополнительного образования

МБУДО «Центр внешкольной работы»

г. Брянска

 

Дата проведения и время

20 ноября 2017 г. 10.50-11.05

 

Педагог дополнительного образования

Мисник Мария Александровна

 

Направленность образовательной программы

Социально – педагогическая

 

Образовательная программа

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Путешествие в Буквоград».

 

Возраст обучающихся

4,5 – 5 лет

 

Количество человек в группе

12 чел. Группа второго года обучения

 

Продолжительность занятия

30 мин

 

Тема

«Звуки [х], [х’]. Буква Х.»

 

Место данного занятия в образовательной программе

2 год обучения.

Раздел программы «Звуки и буквы»

 

Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла

Изучение нового материала

 

Форма занятия

Открытое занятие

 

Цель занятия

Знакомить со звуками [х], [х’], буквойХ, их обозначающей.

 

Задачи занятия

образовательные:

- учить выделять звуки [х], [х’] в звучащих словах;

- дифференцировать звуки [х], [х’] на слух;

- характеризовать звуки [х], [х’] по артикуляционным признакам, по твердости – мягкости, по звонкости-глухости;

- знакомить с буквой Х;

- расширять словарный запас детей;

развивающие:

- развивать память, внимание, речь, фонематический слух, знаково-символическую функцию;

- развивать  мелкую моторику пальцев и кистей рук;

воспитательные:

- умение слушать, работать в коллективе;

- аккуратность при выполнении работы.

 

Методы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (упражнения (устные и графическое)).

Методы эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос.

16.

Результат занятия

Учащиеся будут знать о том, что буква Х обозначает звуки [х], [х’]; звук [х] – согласный, твердый, глухой; звук [х’] – согласный, мягкий, глухой; уметь: дифференцировать звуки [х], [х’] на слух.

17.

Оборудование и материалы к занятию

Демонстрационный: игрушка «хомяк», норка хомяка, мех, муляжи «орехи»; «фонарики» зелёного и синего цвета; изображение буквы Х, Город Букв. Раздаточный: изображения букв («листочки»); листочки бумаги для оригами(10x10см); буквари Н.С. Жуковой; текст на листочках.

Телевизор (заставка «лес»), магнитофон ( аудиозапись «звуки леса»).

Конспект занятия

1.Организационный момент.

 

Дети входят в кабинет, становятся полукругом.

Педагог здоровается с детьми, предлагает детям закрыть глаза и послушать (звучит аудиозапись «звуки леса»)


 

2.Подготовительный этап.

Введение в игровую ситуацию.

Затруднение в игровой ситуации.

Постановка цели занятия.

 

Откроем глазки, посмотрите

(демонстрация картинки «лес»)

куда же мы попали? (в лес).

- Ребята, а вы бывали в лесу? Расскажите, какой он.

По тропинке в лес пойдём, на листочках буквы назовём. (дети называют буквы на листочках)

- Посмотрите, а вот буква непонятная, лишь половинка буквы. Хотите узнать, что это за буква и какие звуки она обозначает?

Сегодня на занятии мы узнаем эту букву и звуки, которые она обозначает. (Педагог прикрепляет фрагмент буквы на доску)

3. Основной этап

 

Выделение и характеристика звука.

Работа над звуком

Работа в тетради

физминутка

Знакомство с буквой.

 

Конструирование буквы.

Работа в тетради

Работа с текстом

Чтение

 

(Перед детьми у доски «норка»).

- Кто же может прятаться в норке, чей это домик? (ответы детей)

- Отгадайте мою загадку, узнаем кто прячется в норке:

 

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (демонстрация игрушки «хомяк»)

- Давайте присядем на «пенёчки».

- Произнесем слово хомяк. Какой первый звук мы слышим? ([х]) Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – язык). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (твердый)

Какого цвета мы возьмем фонарик для обозначения звука? (синий) Педагог прикрепляет на доске квадратик синего цвета.

Глухой или звонкий [х]? ( глухой, т.к. горлышко «не дрожит»)

- А теперь произнесем слово «хитренький». Какой первый звук мы слышим в этом слове? ([х’]) Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – язык). Давайте произнесем еще раз этот звук, послушаем, какой он – твердый или мягкий? (мягкий)

Какого цвета фонарик мы возьмем для обозначения звука? (зеленый) Педагог прикрепляет на доске квадратик зеленого цвета. Глухой или звонкий [х’]? ( глухой, т.к. горлышко «не дрожит»)

- Так о каких звуках мы говорили? Что мы о них узнали?

- Вспомните слова, в которых есть звуки [х] [х’] (дети называют слова).

- Послушайте, историю про хомяка, запомните слова со звуками [х] [х’].

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

- Хотите верьте, хотите нет- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю:- Чего расхрюкался? Хомяков не видал что ли? А он:- Хрю-хрю, Хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. Ух, ты! -воскликнули хомяки.- Иду себе дальше,- продолжает хомяк- снег под ногами- хруст, хруст. Смотрю - лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я … - Что, что потом?- хором спросили хомяки. Я … потом…- Да не тяни же ты!-взмолились хомяки. –Хорошенькое дело!- обиделся хомяк-хвастунишка.-Вы думаете так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

-Вот такая история!

-Вы внимательно слушали историю? (Дети называют слова)

-У хомяка мягкий мех, хомяк любит лакомиться орехами. (демонстрация муляжа «орехи», меха)

Откройте тетрадочки в клетку, составим звуковые схемы слов

мех, орехи.

Хомка- хомка, хомячок,

Полосательный бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Дети садятся за столы. Педагог обращает внимание на посадку.

- Про какие звуки мы говорили? Что мы про них узнали?

- А вы знаете, какая буква обозначает эти звуки? (Х) Так может быть это и есть половина буквы Х? А где же вторая половинка? Может быть, мы отыщем ее в норке хомяка. Я сейчас посмотрю. (педагог достает фрагмент буквы Х)

Педагог берет вторую половину буквы, прикрепляет ее на доске, обращая внимание детей на то, какая буква получилась).

- Получилась буква Х. Посмотрите на букву Х. На что она похожа? (ответы детей)

А вот еще на что похожа буква (педагог демонстрирует картинку, читает стихи):

X — забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка —
Ветру вольному подружка.

(упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук-сгибание листа квадратной формы, в результате чего получится очертание буквы Х)

-Ребята, возьмите листочек бумаги, выполним сейчас зарядку

Раз – листочек поднимаем, опускаем.

Два - листочек загибаем.

Три- ещё разок свернули.

На четыре- развернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив?

Назови !(буква Х)

-Поселим букву Х в Городе Букв.

-Обозначим на схеме звуки [х],[х’]буквой Х

 

-Найти в тексте, обвести в кружочек простым карандашом букву Х:

В маленькой корзинке,

Где на дне соломка,

Ел хомяк капусту

Звали его Хомка.

За щеками Хомки

Исчезали ловко

Семечки и зёрна,

Фрукты и морковка.

Он жевал тихонько

И следил за нами

Круглыми, как бусы,

Умными глазами.

И домой скорее

Мы поторопились-

Мы купили Хомку!

Мы в него влюбились!

Счастливо отныне

Проживает с нами

Маленькое чудо

С пухлыми щеками!


 


 

-Откройте страничку 18 букваря Н.С. Жуковой, прочитаем слоги, слова.


 

4. Итоговый этап.

 

- Назовите букву, с которой мы с вами сегодня познакомились.(буква Х)

-Почему крыша домика буквы Х синего и зелёного цвета?([х][х’])

Почему на крыше домика буквы Х нет колокольчика? (звуки буквы Х глухие)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.