12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгополова Виктория Александровна93
Россия, Ставропольский край, с. Кочубеевское

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х.

1 класс. Учитель: Долгополова Виктория Александровна .

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения обучающихся грамоте;

на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи учебного занятия (формирование универсальных учебных действий):

Предметные результаты:  создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], [x’] , соотносить звук с буквой; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику  буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- искать нужную информацию в Азбуке;

Регулятивные:

-учить понимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

-формировать умения воспринимать и принимать разные мнения;

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- использовать в общении правила вежливости.

Личностные:

-продолжить формирование положительных мотивов в учебной деятельности и

интереса к новому учебному материалу;

-  продолжать учить строить монологическое высказывание;

3. Здоровьесберегающие:

с учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей.

4.Воспитательные:

расширить представление детей о традициях русского народа, способствовать формированию уважительного отношения к людям, изготавливающих хлебобулочные продукты питания и бережного отношения к хлебу.

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2.Повторение изученного.
Слайд 2.

- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

«Песнезнайка!»

Слайд 3.

-Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».

3. Подготовка к объяснению нового материала

Слайд 4.

1) Дыхательная гимнастика

-Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А И У Н

-А теперь коротко и отрывисто:

ыыыы кккк уууу

4. Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 5.

Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

-Какую букву будем изучать?

-Какова тема урока?

Слайд 6.

-Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Слайд 7.

-Назовите слова.

-Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

-Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Слайд 8.

-Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х']

Игра «Третье лишне».

-Прочитайте слоги.

-Какой слог лишний?

-Почему? (хи, звук мягкий)

Чтение столбиков слов.

-Прочитайте первый столбик слов.

-Что общего?

Работа в парах.

-Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.

-Прочитайте второй столбик слов. Что общего?

-В какой части слова встречается буква х?

-Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.

-По какому признаку делили слова а группы?

-Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

Физкультминутка с фонематической разминкой.

     Слайд 9.

- Вы, наверное, устали,

   И теперь все дружно встали.

Следите глазами за предметами.

Продолжение работы.

Слайд 10.

-Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.

Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)

Слайд 11.

Представьте, что вы купили булку свежего хлеба. Какой он, хлеб? (Свежий, душистый, теплый, с хрустящей корочкой, вкусный, ароматный т. д.).

Слайд 12.

Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.

- О чем этот текст?

- Что вы узнали о хлебе?

-Как ласково называют хлеб?

Слайд 13.

Читает ученица.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим, -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук!

Рассказ учителя

Русский народ щедр (хлебосолен). Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

-В нашу страну, в город Сочи, в эти дни приехало много гостей с разных стран мира.

- С каким важным событием связан их приезд?

-Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?

Слайд 14.

-Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью в жизни человека.

С хлебом провожали на фронт солдат. С хлебом их встречали с войны.

У каждого народа свой хлеб. Каждый по-своему его готовит. Но есть для всех без исключения одно общее понятие : хлеб - это жизнь.

-Знаете ли вы, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай?

- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Подробнее мы будем узнавать об этом.

- Как нужно относиться к хлебу?

- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка.

Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других людей!

Повторное чтение текста учащимися.

-Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.

Слайд 15.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!»

Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушиваются ответы. ( без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб - уже праздник.)

«Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился

-Как вы понимаете эту пословицу?

(Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.)

-В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:

Слайд 16.

Не будет хлеба, не будет обеда

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Горька работа, да хлеб сладок.

Слайд 17.

-Посчитайте, сколько раз встретилось слово хлеб в этом тексте.

6. Подведение итогов

-Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.

Я рада, что вы внимательно слушали не только меня, но и своих товарищей, хорошо размышляли, анализировали.

-А вам понравился урок?

-А что особенно понравилось, запомнилось?

-Что нового для себя открыли?

- Как можете использовать в жизни полученные знания? (дети отвечают)

Слайд 18.

- Закончить урок мне хочется следующими словами.

Каждому знакомы
Мудрые слова:
«Хлеб- хозяин дома,
Всему он голова»!
Он дороже злата,
Серебра ценней
Крепкого булата
Хлебушек сильней!

С детских лет запомни навсегда.

Хлеб – земля!

 Хлеб – воздух!

 Хлеб – вода!

 Как земли хозяин,

Хлеб в руках держи.

 Каждой крошкой хлеба

Всюду дорожи!!!

- Спасибо за урок!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.