Урок обучения грамоте по теме в 1 классе «Звуки [х], [х'], буквы Х х»
Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х.
1 класс. Учитель: Долгополова Виктория Александровна .
Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения обучающихся грамоте;
на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.
Задачи учебного занятия (формирование универсальных учебных действий):
Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], [x’] , соотносить звук с буквой; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
- искать нужную информацию в Азбуке;
Регулятивные:
-учить понимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
-формировать умения воспринимать и принимать разные мнения;
- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
- использовать в общении правила вежливости.
Личностные:
-продолжить формирование положительных мотивов в учебной деятельности и
интереса к новому учебному материалу;
- продолжать учить строить монологическое высказывание;
3. Здоровьесберегающие:
с учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей.
4.Воспитательные:
расширить представление детей о традициях русского народа, способствовать формированию уважительного отношения к людям, изготавливающих хлебобулочные продукты питания и бережного отношения к хлебу.
Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.
1. Организационный момент.
Слайд 1.
-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)
-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.
2.Повторение изученного.
Слайд 2.
- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?
«Песнезнайка!»
Слайд 3.
-Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».
3. Подготовка к объяснению нового материала
Слайд 4.
1) Дыхательная гимнастика
-Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:
А И У Н
-А теперь коротко и отрывисто:
ыыыы кккк уууу
4. Работа с новым материалом
На партах у детей лежат квадратные листочки.
Слайд 5.
– Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!
-Какую букву будем изучать?
-Какова тема урока?
Слайд 6.
-Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.
Слайд 7.
-Назовите слова.
-Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)
-Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.
Слайд 8.
-Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х']
Игра «Третье лишне».
-Прочитайте слоги.
-Какой слог лишний?
-Почему? (хи, звук мягкий)
Чтение столбиков слов.
-Прочитайте первый столбик слов.
-Что общего?
Работа в парах.
-Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.
-Прочитайте второй столбик слов. Что общего?
-В какой части слова встречается буква х?
-Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.
-По какому признаку делили слова а группы?
-Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!
Физкультминутка с фонематической разминкой.
Слайд 9.
- Вы, наверное, устали,
И теперь все дружно встали.
Следите глазами за предметами.
Продолжение работы.
Слайд 10.
-Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.
– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)
Слайд 11.
– Представьте, что вы купили булку свежего хлеба. Какой он, хлеб? (Свежий, душистый, теплый, с хрустящей корочкой, вкусный, ароматный т. д.).
Слайд 12.
Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.
- О чем этот текст?
- Что вы узнали о хлебе?
-Как ласково называют хлеб?
Слайд 13.
Читает ученица.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим, -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук!
Рассказ учителя
Русский народ щедр (хлебосолен). Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
-В нашу страну, в город Сочи, в эти дни приехало много гостей с разных стран мира.
- С каким важным событием связан их приезд?
-Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?
Слайд 14.
-Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью в жизни человека.
С хлебом провожали на фронт солдат. С хлебом их встречали с войны.
У каждого народа свой хлеб. Каждый по-своему его готовит. Но есть для всех без исключения одно общее понятие : хлеб - это жизнь.
-Знаете ли вы, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай?
- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Подробнее мы будем узнавать об этом.
- Как нужно относиться к хлебу?
- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка.
Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других людей!
Повторное чтение текста учащимися.
-Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.
Слайд 15.
«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!»
– Как вы понимаете эту пословицу?
Выслушиваются ответы. ( без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб - уже праздник.)
«Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился.»
-Как вы понимаете эту пословицу?
(Он не падает с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.)
-В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:
Слайд 16.
Не будет хлеба, не будет обеда
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Горька работа, да хлеб сладок.
Слайд 17.
-Посчитайте, сколько раз встретилось слово хлеб в этом тексте.
6. Подведение итогов
-Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.
Я рада, что вы внимательно слушали не только меня, но и своих товарищей, хорошо размышляли, анализировали.
-А вам понравился урок?
-А что особенно понравилось, запомнилось?
-Что нового для себя открыли?
- Как можете использовать в жизни полученные знания? (дети отвечают)
Слайд 18.
- Закончить урок мне хочется следующими словами.
Каждому знакомы
Мудрые слова:
«Хлеб- хозяин дома,
Всему он голова»!
Он дороже злата,
Серебра ценней
Крепкого булата
Хлебушек сильней!
С детских лет запомни навсегда.
Хлеб – земля!
Хлеб – воздух!
Хлеб – вода!
Как земли хозяин,
Хлеб в руках держи.
Каждой крошкой хлеба
Всюду дорожи!!!
- Спасибо за урок!
Демидович Лариса Николаевна
Долгополова Виктория Александровна