Тема. « Зима. Звук и буква Х».
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с новой буквой Х. Совершенствование слоговой структуры слов. Закрепление знаний о предложении.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», магнитофон, запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», кассы букв, задание из тетради, контейнеры с карандашами.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Рассмотрите и назовите картинки. (Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок).
- Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, Снегурочка, снеговик, снежок?
- Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
- Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
- Какую бабу слепили из снега?
- Каким станет парк, если его занесет снегом?
- Как называется явление, когда идет сильный снег?
- Почему мы так много говорим о снеге?
- Наступила зима, поэтому наше занятие будет посвящено разговору о зиме.
2. Рассматривание картины «В зимнем парке».
- Какое время года изображено на картине?
- Расскажите о земле, как она выглядит?
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.
- Опишите небо, какое оно? Начните ответ со слова небо.
- Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.
-Каких птиц мы видим на деревьях?
- Как называем птиц, которые зимуют у нас?
- Как вы думаете от какого слова образовано слово зимующие?
- Каких еще зимующих птиц вы знаете?
- Что делают дети в парке?
- Как они одеты? Почему?
- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
3. Раздели на слоги.
- Какое время года было изображено на картине?
- Каких зимующих птиц вы видели?
- Кого слепили дети?
- Разделите хлопками слова на слоги: зима, снегирь, синица, снеговик.
- Придумайте предложение со словом снеговик.
4. Зарядка для глаз.
- Посмотрите, что у меня в руках?
- Я буду двигать снежок, а вы следите за ним только глазками.
5. Работа по развитию тонкой моторики.
- Возьмите листочки, что вы видите?
- Послушайте загадку об одном из предметов, изображенных на странице.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги-
И по большим снегам беги.
- А теперь обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым карандашом.
6. Упражнение «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок идут по кругу, изображая, будто
Кати по снегу свой снежок. катят перед собою снежный ком
Он превратится в толстый ком, рисуют перед собой большой круг
И станет ком снеговиком. рисуют снеговика из 3 комков
Его улыбка так светла! улыбаются
Два глаза, шляпа, нос, метла. показывают о чем говорят
Но солнце припечет слегка- медленно приседают
Увы! – И нет снеговика. разводят руки, пожимают плечами
7. Знакомство со звуком и буквой Х.
- Зима холодная, под ногами хрустит снег, снежинки хрупкие. Холодная, хрустит, хрупкие. С какого звука начинаются все слова?
- Повторите его. Вместе, по одному.
Когда мы говорим звук Х, корень языка приподнимается и не дает воздуху свободно выйти изо рта. Значит, это какой звук?
- Твердый или мягкий?
- Глухой или звонкий?
- Каким символом его обозначим?
-На письме звук обозначается буквой Х. Найдите букву Х.
8. Услышь звук Х.
- Возьмите в руки символ звука Х и будете его поднимать, если в слове есть звук х.
Хомяк, кухня, мак, мох, хлеб, сушка, конь, мех, халва, шахта, кот, хворост.
9. Работа с кассами букв.
- Откройте кассы, найдите, где живет буква Х.
- Выложим АХ. Сколько я назвала звуков?
- Какой первый? Какой второй?
- Составьте из букв и выложите схему.
- МОХ. Что это?
- Сколько звуков в слове мох?
- Назовите первый, второй, третий.
- Работаем с буквами и символами.
10. Итог занятия.
- О каком времени года мы говорили?
- С каким новым звуком мы познакомились?
Оценка работы детей.