Технологическая карта изучения темы «Звуки [х], [х,], буква Х, х» (Русский язык, 1 класс)

1
0
Материал опубликован 14 April 2019

Автор: Трегуб Наталья Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Верх - Камышенская СОШ»

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1 класс

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-игра.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

 

УМК: «Школа России»

Технологическая карта изучения темы «Звуки [х], [х,], буква Х,х »

 

Тема

Звуки [х], [х,], буквы Х,х

Цель

Знакомство с новой буквой и звуками, которые эта буква обозначает.

Планируемый результат, формирование УУД

Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха; воспитание интереса к чтению.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; формирование умения работать по условным обозначениям (согласный твердый глухой звук, конструирование печатной буквы, отгадай загадку, сравни пары слов по звучанию и значению; выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования); поиск нужных слов: работа на цветном фоне; установление причинно-следственных связей (звукобуквенные схемы).

Регулятивные УУД: умение следовать точной инструкции учителя; самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки); Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах, группах); вести устный диалог при ответах на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.. Азбука. (учебник по обучению грамоте) М., Просвещение,2011 г.

- презентация, мультимедийный проектор; экран

- конверты с элементами букв

- алгоритм самооценки.

Методы и приёмы

подводящий к теме диалог; работа в парах; самостоятельная работа; фронтальная работа.

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

формируемые УУД; предметные результаты

1 Самоопределение к деятельности.

(включение учеников в учебную деятельность)

(Слайд 3)

I.Орг. момент

Учитель:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Давайте, улыбнемся солнышку.

А теперь, покажите мне ваши ладошки и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Тихонько сели.

Кто готов начать урок ,помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение?

Покажите своё настроение (солнышко, тучка).

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

Молодцы.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок – сказка.

Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки ( слушание записи начала сказки «Колобок» ).

- Итак, вы догадались? Правильно это Колобок.

(показ персонажа). (Слайд 4) С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.

 

 

 

Настраиваются на работу.

 

 

 

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Личностные УУД

(самоопределение).

Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, развитие фонематического слуха).

 

Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?

Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

 

-Урок начнем с разминки «Эрудит»:

Учитель:

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

(Слайд 5). На слайде появляется – «гласные и согласные»

Учитель:

- Как отличить гласные звуки от согласных?

Ученики:

- Гласные поются, а согласные не поются.

Учитель:

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

Ученики:

- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.

( Слайд 6). На слайде появляются значки

Учитель:

- Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?(Слайд 7) - а, о, у, ы, э

- Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных?

Ученики:

я , ю, и, е, ё

(Слайд 7) - я, ю, и, е, ё)

 Составь слова .На экране плакат со слогами. (Слайд8)

Буква й закрыта .

- Какую букву вставили?

Какой звук обозначает? [Й] – согласный, мягкий, непарный.

Мы закончили изучение буквы Й. Она обозначает мягкий, согласный звук. Теперь мы идём дальше. Сегодня вы узнаете много нового и интересного.

Зачем так много знать о гласных и согласных буквах и звуках? (Грамотно общаться, писать, читать, не допускать ошибок,..)

- Хорошо

 

 

 

 

 

 

Читают задания и выполняют с помощью экрана.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (личностные УУД)

 

Развитие фонематического слуха (предметный результат)

 

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

 

3. Постановка учебной задачи. (цель: обсуждение затруднения, проговаривание цели урока).

Ребята, пока мы вспоминали пройденный материал покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка.(Слайд 9). Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить.

- Определить как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.Мы смеялись: ::! (ха — ха — ха!)

Сочинять он стал стихи — Мы смеялись ::!(хи — хи — хи!)

С каких звуков начинались досказанные слова?

Давайте их скажем.

Давайте обратимся к учебнику стр. 39 (Слайд 10)

Посмотрите на страницу учебника 39 и скажите какая тема урока сегодня у нас будет?

Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. (Слайд 11)

Чему хотели бы научиться на уроке?

Давайте вместе определим задачи урока:

Учитель фиксирует ответы детей на экране:

(Слайд 12)

-1) Познакомиться с новой буквой.

[ ], [ ‘]

-2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой

4) Составлять схемы слов.

5) Научиться печатать новую букву.

Проблемный вопрос:

А для чего нам необходимо изучать буквы?

Где нам могут пригодиться знания?

Итак: Что мы сделали?

Назвали тему, поставили задачи

 

Называют тему урока.

 

 

Помогают тем, кто затрудняется.

 

 

 

Узнаём, какие звуки обозначает, конструируем букву, работаем со схемами, читаем слоги, слова.

 

 

 

Умение определять и формулировать цель и тему на уроке (Регулятивные УУД).

 

 

4 Введение нового знания.

Возьмите правое ухо. Закройте его. Произнесите слово «ха-ха-ха», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику. (Звук [х] согласный глухой, твердый.) Какую фишку выберите для обозначения нового звука?

 Возьмите левое ухо. Закройте его. Произнесите слово «хи-хи-хи», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его. (Это звук [х']. Он согласный глухой, мягкий. (зелёный квадрат). Какую фишку выберите для обозначения нового звука?

Проверим себя на экране. (Слайд13)

1. Звуковой анализ слов: пастух, пастухи в распознавании звуков [х]и [х'].

-Идём дальше. Посмотрите на доску, кто это?

- Кто изображен на картинке? (Слайд14)

- Кто такой пастух?(в конвертах задание)

Давайте попробуем разделить это слово на слоги.

-Пас-тух.

-Верно, сколько слогов в слове?

-2

- Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

 

-Позовите пастуха, на какую гласную букву падает ударение?

- У.

Произнесем первый слог.

- Сколько звуков в 1-м слоге?

- Что слышим вначале? (Слияние)

- Какую карточку возьмем?

-А дальше?

- Какую карточку возьмем?

Аналогично разбираем и составляем 2-ой слог.

-Произнесите последний звук в слове.

-[х]

-Дайте ему характеристику, какой он?

-Согласный, глухой, твёрдый.

-А посмотрите теперь на экран. (Слайд15) Был 1 пастух, а стало?

-2.

-Назовите мне, кто они?

-Они пастухи.

-Верно, произнесите слово по слогам.

-Пас-ту-хи.

-Произнесите 3 слог, в нём 1 звук.

- Хи,[х`]

Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].

Вывод:

В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.

Проверка (Слайд16)

Молодцы !

Игра «Кто внимательнее?»

Если в словах встречается звук([х’], покажите зелёную карточку) , а если ([х] –синию карточку).

Хитрый, хруст, хороший, вдохи, запах, хлеб, шорох, мох.

- Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше. (Слайд17)

-Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк.

- Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Но он такой злой, что все буквы рассыпал и не знает, какие буквы изучили, а какие нет. Помогите справиться с ним Колобку.

Прежде, чем выполнить задание проведём физминутку для глаз

Гимнастика для глаз. (Слайд 18)

-Знакомство с новой буквой.

-Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши. (Слайд19)

-Ну, вот вы поприветствовали новую букву.

- Это буква «Ха»

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» — заглавной и строчной (маленькой). Посмотрите в учебнике.стр.39

Работаем с учебником, с. 39. Почему в учебнике две буквы Хх?

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

- На что похожа буква Ха? (Слайд20)

на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.

Игра «Лучший конструктор». (Слайд21)

-А теперь сложите букву «ха»заглавную из карандашей парами.

- У себя на парте из счетных палочек выложите букву«ха» строчную

- И мы посмотрим, кто же лучший конструктор?

Я раздам карточки и ваша задача найти в них как можно больше букв Х и обвести её в кружок. Но, внимание, потом нужно сосчитать количество обведенных букв и написать ниже. Всё понятно, что нужно сделать? Тогда работаем. показать мне «Знак готовности» (поднятые вместе руки соседей по парте).

. Печатание буквы Х х

- Посмотрите на задачи урока.(На доске лесенка)

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать

 

 

 

«ха-ха-ха»

«хи-хи-хи»

 

[х], [х,],

 

[х] – согл, глух, твёрд., [х,] – согл, глух, мягк.,

 

 

Работа со схемами

 

 

Слушают, запоминают и называют слова с новыми звуками.

 

 

Конструируют новую букву.

Работа по азбуке

Работают в парах

Умение добывать новые знания (Познавательные УУД).

Знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Х; развитие речи, внимания(предметные результаты)

 

 

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: (познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать собеседника (работа в парах) (коммуникативные УУД

5.Включение в систему знаний и повторение

(каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.)

Работа в «Азбуке»

- Почитаем слоги в учебнике.(хором)стр.93

-Я буду читать предложения, а вы дополните (Слайд22)

Прибежал тихоня А, прочитали дети – ХА.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – ХУ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – ХИ.

Прибежал задорный О, прочитали дети – ХО.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – ХЕ.

Обращается внимание на то, что в слогах хи и хе согласный звук мягкий. Слогов с буквами х и ы, я, ё не бывает.

 

- Поиграем в игру «Наоборотки». Я называю слог, а вы произносите его наоборот (Слайд23)

ХА (ах) ХИ (их) ХО (ох) ХЕ (ех) ХЭ (эх)

Найдём букву в словах. (на экране слова): Читаем слова только с буквой Х. (Слайд24)

-Ложка, лопата, муха, хлопушка, пастух, хоккей , хорошо, запах.

- Назвать слова с буквой Х в начале слова (хлопушка, хоккей, хорошо)

Назвать слова с буквой Х в середине слова (муха)

-Назвать слова с буквой Х в конце слова (пастух, запах)

Вывод.

Молодцы!

- Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. (Слайд 25) Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, слова все рассыпал и не знает, как составить слова из слогов. И просит вас поработать в группах.

Работа в группах

 

- Давайте вспомним, какие правила работы в группах мы знаем? (Слайд26)

 

1. Умей выслушать другого.

2. Умей договариваться с товарищем.

3. Умей обсуждать дружно.

4. Не согласен- предлагай!

 

- Задание для каждой группы: сложить слова из карточек, прочитать, определить местоположение звука [х][х`] в слове.

(Для работы группе предлагается 3 минуты, для защиты работы- каждой группе по 3 минуты)

1 пара– халва, смех,

2 пара – холод, петух

 

 

 

 

Фронтальная работа с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слогов хором.

 

 

Сравнить

Работают в парах.

 

Находят к схемам слова.

 

Читают по очереди в паре.

Установление причинно-следственных связей (звукобуквенные схемы) (познавательные УУД).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: (познавательные УУД)

 

Умение слушать собеседника (работа в парах) (коммуникативные УУД)

 

Поиск нужных слов: работа на цветном фоне; установление причинно-следственных связей (звукобуквенные схемы).

(познавательные УУД)

 

Самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки); (регулятивные УУД)

 

-С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.

А навстречу ему Лиса. (Слайд 27) А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку подготовила.

 

Закрепление пройденного

Загадка о хлебе (Слайд28)

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

( хлеб) (Слайд 29)

- Рассмотрите картинку на стр.38, что вы там видите? (хлеб)

Подбор однокоренных слов

1. Человек, выращивающий хлеб

2. Предмет для хранения хлеба

3. Ласковое название хлеба

4. Магазин , в котором продают хлеб

 Посмотрите на эти слова. (Слайд30)

Прочитайте их (хором).

Что у них общего?

Добавляется слово «хлеб».

У этих слов общая часть и близкое значение.

Как называются такие слова?

Это однокоренные слова. Общая часть – корень.

 

 

Работа по картинке, с. 38–39.

Составление предложений. Составление рассказа «Хлеб на нашем столе». (Слайд31)

ХЛЕБ НА НАШЕМ СТОЛЕ

Люди сеют пшеницу, рожь и овес. Когда зерна в колосьях поспевают, косари их скашивают. Колосья собирают в снопы и просушивают. Зерна хранят в зернохранилище. Из зернохранилища зерна везут на мельницу. Здесь их перемалывают в муку. Мука поступает на хлебозаводы и пекарни. Пекари пекут хлеб и другие кондитерские изделия.

Таким образом хлеб оказывается на нашем столе.

 Физкультминутка.

 Сейчас мы попытаемся представить, как растёт хлеб. Если я произношу слово, в котором нет звука [х] или [х’], вы приседаете. Если я назову слово, в котором есть эти звуки, то вы медленно встаёте, поднимаете руки вверх и качаете ими из стороны в сторону, изображая, как растёт и качается на ветке колосок.

Зерно, хлебушек, земля, хлебец, солнце, хлебороб, вода, хлебохранилище, трактор, хлебопёк, машина, хлебопродукты.

 

11. Чтение и озаглавливание текста на стр. 39 учебника.

а) первичное чтение рассказа детьми

б) оценка качества первичного восприятия рассказа учащимися:

- О чем этот рассказ? ( Скоро зима, надо убирать хлеб)

- Какие стали дни? (дни стали короткими).

- Как можно озаглавить текст? ( «Уборка урожая» и др.)

в) выборочное чтение рассказа учащимися:

- Что появилось в мелких озёрах? (в мелких озерах появился ледок)

- Почему ледок, а не лед? (в озерах появился ледок, а не лед потому, что морозы ещё слабые, это только начало осени)

- Почему дрожат осины? (осины дрожат от холода)

- Кто еще может дрожать? (дрожать от холода могут люди)

- Когда нужно убирать хлеб? (до зимних холодов надо убрать хлеб).

- Сколько предложений вы прочитали?

- Составьте схему первого предложения.

- И с самым трудным заданием помогли Колобку справиться. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.(Слайд 32)

 

 

 

 

7.Рефлексия учебной деятельности (цель: самооценка результатов деятельности).

 Давайте расскажем о новых звуках и букве.

 Звук [х] – согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на- письме обозначается буквой х

Какие задачи ставили? (Слайд 33)

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Рефлексия (Слайд 34)

- Покажите ваше настроение в конце урока. (солнышко, тучка)

Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.

Спасибо за урок.

 

 

Высказывания детей и оценка своей работы.

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.