Технологическая карта изучения темы «Звуки [х], [х,], буква Х, х» (Русский язык, 1 класс)
Автор: Трегуб Наталья Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Верх - Камышенская СОШ»
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1 класс
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-игра.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, наглядные, практические.
УМК: «Школа России»
Технологическая карта изучения темы «Звуки [х], [х,], буква Х,х »
Тема | Звуки [х], [х,], буквы Х,х |
Цель | Знакомство с новой буквой и звуками, которые эта буква обозначает. |
Планируемый результат, формирование УУД | Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите; развитие речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха; воспитание интереса к чтению. Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; формирование умения работать по условным обозначениям (согласный твердый глухой звук, конструирование печатной буквы, отгадай загадку, сравни пары слов по звучанию и значению; выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования); поиск нужных слов: работа на цветном фоне; установление причинно-следственных связей (звукобуквенные схемы). Регулятивные УУД: умение следовать точной инструкции учителя; самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки); Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах, группах); вести устный диалог при ответах на вопросы.
|
Ресурсы: - основные - дополнительные | - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.. Азбука. (учебник по обучению грамоте) М., Просвещение,2011 г. - презентация, мультимедийный проектор; экран - конверты с элементами букв - алгоритм самооценки. |
Методы и приёмы | подводящий к теме диалог; работа в парах; самостоятельная работа; фронтальная работа. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | формируемые УУД; предметные результаты |
1 Самоопределение к деятельности. (включение учеников в учебную деятельность) | (Слайд 3) I.Орг. момент Учитель: Утром ранним кто-то странный Заглянул в мое окно, На ладони появилось рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной. Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь, покажите мне ваши ладошки и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Тихонько сели. Кто готов начать урок ,помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение? Покажите своё настроение (солнышко, тучка). - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Молодцы. - Сегодня у нас необычный урок. Урок – сказка. Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки ( слушание записи начала сказки «Колобок» ). - Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. (показ персонажа). (Слайд 4) С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.
|
Настраиваются на работу.
| Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Личностные УУД (самоопределение). Создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, развитие фонематического слуха).
| Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем? Вспомним, чему учились на пошлых уроках.
-Урок начнем с разминки «Эрудит»: Учитель: - На какие 2 группы можно разделить все звуки? (Слайд 5). На слайде появляется – «гласные и согласные» Учитель: - Как отличить гласные звуки от согласных? Ученики: - Гласные поются, а согласные не поются. Учитель: - На какие группы можно разделить все согласные звуки? Ученики: - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие. ( Слайд 6). На слайде появляются значки Учитель: - Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?(Слайд 7) - а, о, у, ы, э - Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных? Ученики: я , ю, и, е, ё (Слайд 7) - я, ю, и, е, ё) Составь слова .На экране плакат со слогами. (Слайд8)
Буква й закрыта . - Какую букву вставили? Какой звук обозначает? [Й] – согласный, мягкий, непарный. Мы закончили изучение буквы Й. Она обозначает мягкий, согласный звук. Теперь мы идём дальше. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. - Зачем так много знать о гласных и согласных буквах и звуках? (Грамотно общаться, писать, читать, не допускать ошибок,..) - Хорошо |
Читают задания и выполняют с помощью экрана. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (личностные УУД)
Развитие фонематического слуха (предметный результат)
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
|
3. Постановка учебной задачи. (цель: обсуждение затруднения, проговаривание цели урока). | Ребята, пока мы вспоминали пройденный материал покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка.(Слайд 9). Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить. - Определить как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха.Мы смеялись: ::! (ха — ха — ха!) Сочинять он стал стихи — Мы смеялись ::!(хи — хи — хи!) С каких звуков начинались досказанные слова? Давайте их скажем. Давайте обратимся к учебнику стр. 39 (Слайд 10) Посмотрите на страницу учебника 39 и скажите какая тема урока сегодня у нас будет? Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. (Слайд 11) Чему хотели бы научиться на уроке? Давайте вместе определим задачи урока: Учитель фиксирует ответы детей на экране: (Слайд 12) -1) Познакомиться с новой буквой. [ ], [ ‘] -2) Узнать какие звуки обозначает эта буква. 3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой 4) Составлять схемы слов. 5) Научиться печатать новую букву. Проблемный вопрос: А для чего нам необходимо изучать буквы? Где нам могут пригодиться знания? Итак: Что мы сделали? Назвали тему, поставили задачи
| Называют тему урока.
Помогают тем, кто затрудняется.
Узнаём, какие звуки обозначает, конструируем букву, работаем со схемами, читаем слоги, слова. |
Умение определять и формулировать цель и тему на уроке (Регулятивные УУД).
|
4 Введение нового знания. | Возьмите правое ухо. Закройте его. Произнесите слово «ха-ха-ха», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику. (Звук [х] согласный глухой, твердый.) Какую фишку выберите для обозначения нового звука? Возьмите левое ухо. Закройте его. Произнесите слово «хи-хи-хи», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его. (Это звук [х']. Он согласный глухой, мягкий. (зелёный квадрат). Какую фишку выберите для обозначения нового звука? Проверим себя на экране. (Слайд13) 1. Звуковой анализ слов: пастух, пастухи в распознавании звуков [х]и [х']. -Идём дальше. Посмотрите на доску, кто это? - Кто изображен на картинке? (Слайд14) - Кто такой пастух?(в конвертах задание) Давайте попробуем разделить это слово на слоги. -Пас-тух. -Верно, сколько слогов в слове? -2 - Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
-Позовите пастуха, на какую гласную букву падает ударение? - У. - Произнесем первый слог. - Сколько звуков в 1-м слоге? - Что слышим вначале? (Слияние) - Какую карточку возьмем? -А дальше? - Какую карточку возьмем? Аналогично разбираем и составляем 2-ой слог. -Произнесите последний звук в слове. -[х] -Дайте ему характеристику, какой он? -Согласный, глухой, твёрдый. -А посмотрите теперь на экран. (Слайд15) Был 1 пастух, а стало? -2. -Назовите мне, кто они? -Они пастухи. -Верно, произнесите слово по слогам. -Пас-ту-хи. -Произнесите 3 слог, в нём 1 звук. - Хи,[х`] Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’]. Вывод: В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый. В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий. Проверка (Слайд16) Молодцы ! Игра «Кто внимательнее?» Если в словах встречается звук([х’], покажите зелёную карточку) , а если ([х] –синию карточку). Хитрый, хруст, хороший, вдохи, запах, хлеб, шорох, мох. - Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше. (Слайд17) -Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. - Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Но он такой злой, что все буквы рассыпал и не знает, какие буквы изучили, а какие нет. Помогите справиться с ним Колобку. Прежде, чем выполнить задание проведём физминутку для глаз Гимнастика для глаз. (Слайд 18) -Знакомство с новой буквой. -Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши. (Слайд19) -Ну, вот вы поприветствовали новую букву. - Это буква «Ха» - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» — заглавной и строчной (маленькой). Посмотрите в учебнике.стр.39 Работаем с учебником, с. 39. Почему в учебнике две буквы Хх? - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. - На что похожа буква Ха? (Слайд20) на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. - Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков. Игра «Лучший конструктор». (Слайд21) -А теперь сложите букву «ха»заглавную из карандашей парами. - У себя на парте из счетных палочек выложите букву«ха» строчную - И мы посмотрим, кто же лучший конструктор? Я раздам карточки и ваша задача найти в них как можно больше букв Х и обвести её в кружок. Но, внимание, потом нужно сосчитать количество обведенных букв и написать ниже. Всё понятно, что нужно сделать? Тогда работаем. показать мне «Знак готовности» (поднятые вместе руки соседей по парте). . Печатание буквы Х х - Посмотрите на задачи урока.(На доске лесенка) Первую задачу мы выполнили. - Вторую цель достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать
|
«ха-ха-ха» «хи-хи-хи»
[х], [х,],
[х] – согл, глух, твёрд., [х,] – согл, глух, мягк.,
Работа со схемами
Слушают, запоминают и называют слова с новыми звуками.
Конструируют новую букву. Работа по азбуке Работают в парах | Умение добывать новые знания (Познавательные УУД). Знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; определение места буквы Х в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Х; развитие речи, внимания(предметные результаты)
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: (познавательные УУД)
Умение слушать собеседника (работа в парах) (коммуникативные УУД |
5.Включение в систему знаний и повторение (каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.) | Работа в «Азбуке» - Почитаем слоги в учебнике.(хором)стр.93 -Я буду читать предложения, а вы дополните (Слайд22) Прибежал тихоня А, прочитали дети – ХА. Прибежал упрямый У, прочитали дети – ХУ. Прибежал игривый И, прочитали дети – ХИ. Прибежал задорный О, прочитали дети – ХО. Прибежал звонкий Е, прочитали дети – ХЕ. Обращается внимание на то, что в слогах хи и хе согласный звук мягкий. Слогов с буквами х и ы, я, ё не бывает.
- Поиграем в игру «Наоборотки». Я называю слог, а вы произносите его наоборот (Слайд23) ХА (ах) ХИ (их) ХО (ох) ХЕ (ех) ХЭ (эх) Найдём букву в словах. (на экране слова): Читаем слова только с буквой Х. (Слайд24) -Ложка, лопата, муха, хлопушка, пастух, хоккей , хорошо, запах. - Назвать слова с буквой Х в начале слова (хлопушка, хоккей, хорошо) Назвать слова с буквой Х в середине слова (муха) -Назвать слова с буквой Х в конце слова (пастух, запах) Вывод. Молодцы! - Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. (Слайд 25) Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, слова все рассыпал и не знает, как составить слова из слогов. И просит вас поработать в группах. Работа в группах
- Давайте вспомним, какие правила работы в группах мы знаем? (Слайд26)
1. Умей выслушать другого. 2. Умей договариваться с товарищем. 3. Умей обсуждать дружно. 4. Не согласен- предлагай!
- Задание для каждой группы: сложить слова из карточек, прочитать, определить местоположение звука [х][х`] в слове. (Для работы группе предлагается 3 минуты, для защиты работы- каждой группе по 3 минуты) 1 пара– халва, смех, 2 пара – холод, петух
| Фронтальная работа с классом.
Чтение слогов хором.
Сравнить Работают в парах.
Находят к схемам слова.
Читают по очереди в паре. | Установление причинно-следственных связей (звукобуквенные схемы) (познавательные УУД). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: (познавательные УУД)
Умение слушать собеседника (работа в парах) (коммуникативные УУД)
Поиск нужных слов: работа на цветном фоне; установление причинно-следственных связей (звукобуквенные схемы). (познавательные УУД)
Самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки); (регулятивные УУД) |
| -С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше. А навстречу ему Лиса. (Слайд 27) А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку подготовила.
Закрепление пройденного Загадка о хлебе (Слайд28) Отгадать легко и быстро Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. ( хлеб) (Слайд 29) - Рассмотрите картинку на стр.38, что вы там видите? (хлеб) Подбор однокоренных слов 1. Человек, выращивающий хлеб 2. Предмет для хранения хлеба 3. Ласковое название хлеба 4. Магазин , в котором продают хлеб Посмотрите на эти слова. (Слайд30) – Прочитайте их (хором). – Что у них общего? – Добавляется слово «хлеб». – У этих слов общая часть и близкое значение. – Как называются такие слова? – Это однокоренные слова. Общая часть – корень.
Работа по картинке, с. 38–39. Составление предложений. Составление рассказа «Хлеб на нашем столе». (Слайд31) ХЛЕБ НА НАШЕМ СТОЛЕ Люди сеют пшеницу, рожь и овес. Когда зерна в колосьях поспевают, косари их скашивают. Колосья собирают в снопы и просушивают. Зерна хранят в зернохранилище. Из зернохранилища зерна везут на мельницу. Здесь их перемалывают в муку. Мука поступает на хлебозаводы и пекарни. Пекари пекут хлеб и другие кондитерские изделия. Таким образом хлеб оказывается на нашем столе. Физкультминутка. Сейчас мы попытаемся представить, как растёт хлеб. Если я произношу слово, в котором нет звука [х] или [х’], вы приседаете. Если я назову слово, в котором есть эти звуки, то вы медленно встаёте, поднимаете руки вверх и качаете ими из стороны в сторону, изображая, как растёт и качается на ветке колосок. Зерно, хлебушек, земля, хлебец, солнце, хлебороб, вода, хлебохранилище, трактор, хлебопёк, машина, хлебопродукты.
11. Чтение и озаглавливание текста на стр. 39 учебника. а) первичное чтение рассказа детьми б) оценка качества первичного восприятия рассказа учащимися: - О чем этот рассказ? ( Скоро зима, надо убирать хлеб) - Какие стали дни? (дни стали короткими). - Как можно озаглавить текст? ( «Уборка урожая» и др.) в) выборочное чтение рассказа учащимися: - Что появилось в мелких озёрах? (в мелких озерах появился ледок) - Почему ледок, а не лед? (в озерах появился ледок, а не лед потому, что морозы ещё слабые, это только начало осени) - Почему дрожат осины? (осины дрожат от холода) - Кто еще может дрожать? (дрожать от холода могут люди) - Когда нужно убирать хлеб? (до зимних холодов надо убрать хлеб). - Сколько предложений вы прочитали? - Составьте схему первого предложения. - И с самым трудным заданием помогли Колобку справиться. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок дальше в другие сказки.(Слайд 32)
|
|
|
7.Рефлексия учебной деятельности (цель: самооценка результатов деятельности). | Давайте расскажем о новых звуках и букве. Звук [х] – согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на- письме обозначается буквой х Какие задачи ставили? (Слайд 33) - Удалось ли нам решить поставленные задачи? -Рефлексия (Слайд 34) - Покажите ваше настроение в конце урока. (солнышко, тучка) Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке. Спасибо за урок.
|
Высказывания детей и оценка своей работы. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |