Конспект занятия-творчества по ознакомлению с миром природы «По следам осени»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ–САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект
открытого занятия-творчества
по ознакомлению с миром природы
для детей средне-старшей группе № 4 (ЗПР)
на тему: «По следам осени»
Подготовил воспитатель Есикова Л.В. Дата проведения: _________ |
Донецк, 2022
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности и закреплению представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их;
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
Закрепить знания об овощах и фруктах;
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование: декорации, конверт с письмом, волшебная палочка, сундук, карта, разноцветные листики разных деревьев, картинки с приметами разных времен года, музыка, корзины, муляжи ягод, фруктов и овощей, картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов, видеообращение бабушки, кукла Катя, набор одежды для разных сезонов, гуашь, кисточки, листочки разных деревьев, ватман.
Предварительная работа: Беседы об осени; чтение художественных произведений, разучивание стихов и поговорок об осени; слушание музыки; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; на прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев и сбор листьев разной формы и окраски; рисование различных деревьев.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: просмотр видеообращения.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Ход занятия:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Организационный момент
Дети с воспитателем заходят в зал.
Воспитатель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Воспитатель держит в руках «волшебную палочку» и приглашает детей:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….
Дети подходят, берутся рукой за «волшебную палочку» и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на окно. Во время игры я заметила, что подул ветерок и на подоконнике появился конверт. Давайте, посмотрим, что там.
Дети: - Да!
Дети с воспитателем подходят к окну. Воспитатель берет в руки конверт, показывает детям. Раскрывает его.
Воспитатель: - Нам кто-то прислал письмо. Так интересно от кого е оно? Отправитель на конверте не указан. Прочтем его и узнаем от кого оно.
Письмо «Дорогие ребята! У меня такое случилось! Ну прям такое! Даже не знаю, как вам это рассказать. Вобщем, я заигрался и отправил все осенние месяца к другим временам года. Что теперь будет? Даже страшно представить! Мы останемся без осени. Помогите мне, пожалуйста. Отыщите сундук. В нем карта, на которой указано, где сейчас находятся времена года. На вас вся надежда!
Ваш друг, Хранитель.»
Воспитатель: - Ну, что ребят, поможем Хранителю? Мне жалко его. Мы же тоже играть любим, вот заодно поиграем и поможем Хранителю расставить все на свои места.
Дети: - Да, мы согласны!
II. Основная часть.
Воспитатель: - Наше первое задание отыскать сундук. Давайте осмотримся, возможно он где-то рядом?
Дети осматривают комнату. В углу на столе видят сундук.
Дети: - Вот он сундук.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Нашли сундук. Откроем его? Нам нужно найти карту.
Дети открывают сундук и достают карту.
Воспитатель: - И так, карта у нас. Посмотрим на нее.
Воспитатель с детьми рассматривает карту.
Воспитатель: - Ребята, мы отправляемся в путешествие и наша первая остановка «Зимнее царство». Для этого нам нужно закрыть глаза.
Воспитатель: - В руки палочку возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придет, в зиму всех нас унесет.
Воспитатель подводит детей к елке.
Воспитатель: - Дети, посмотрите на елочку. Что-то с ней не так?
Дети: - На елочке висят осенние разноцветные листочки. Такого не бывает.
Воспитатель: - Я нашла задание: назвать приметы осени, которые определяют время года. Если мы назовем правильно приметы осени, то исправим ошибку и зимой больше не будем осенних листиков на деревьях.
На столе лежит много картинок, на которых изображены признаки времен года. Покажите, пожалуйста, только осенние признаки.
Дети: - День короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад; небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; люди надевают теплую одежду; собирают урожай овощей, фруктов и зерна.
Воспитатель: - Это задание вы выполнили. Елочка, сбросила все осенние листочки. И стало очень холодно. Пора нам отправляться в путешествие на следующую остановку. Закрывайте глазки.
Воспитатель: - В руки палочку возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придет, в весеннее царство всех нас унесет.
Воспитатель: - Вот мы и очутились в весеннем царстве. Ребята, вы наверное уже устали путешествовать? Предлагаю отдохнуть и сделать разминку.
Дети: - Мы согласны.
Воспитатель проводит физминутку.
Воспитатель: - Повторяйте за мной.
Тучи в небе кружатся,
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе — повороты влево вправо)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется желтая метелица.
(Легко бегут по кругу.)
Воспитатель: - Отдохнули. Продолжим выполнять задания. Какое же задание нам предстоит выполнить? Оглянитесь, ничего осеннего не замечаете?
Дети находят на полу осенние листочки. Подносят их воспитателю.
Дети: - Вот осенние листочки.
Воспитатель: - Среди листочков я нашла следующее задание. Вам нужно помочь животным сделать запасы на зиму.
Игра «Запасы зверей»
Ход игры: Дети по очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Воспитатель: - Молодцы! И с этим заданием вы справились. Мы убрали все следы осени с весеннего царства. У нас осталась последняя остановка. Поспешим. Закрывайте глазки.
Воспитатель: - В руки палочку возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придет, в летнее царство всех нас унесет.
Воспитатель: - Вот мы и очутились в летнем царстве.
Воспитатель замечает на экране бабушку, которая сидит плачет.
Воспитатель: - Ребят, а кто это?
Дети: - Бабушка.
Воспитатель: - Давайте спросим, что с ней случилось? Почему она плачет?
Дидактическая игра «Собери корзинку». На экране бабушка говорит детям: Ребята беда у меня стряслась, есть у меня кошка и собака, а они у меня озорники все мои корзинки перепутали. Я не знаю, что мне делать. Я уже старенькая, совсем нет сил.
Воспитатель: - Посмотрите, что мы видим на картинке.
Дети: - Две корзинки, овощи и фрукты.
Воспитатель рассыпает перед детьми муляжи овощей и фруктов и ставит две корзинки.
Воспитатель: - Разделитесь на две команды. Одна команда будет собирать овощи, а другая – фрукты.
Дети под музыку наполняют корзины.
Воспитатель: - Егор что у тебя в руках, какого цвета, какой формы и куда мы его положим? ( спрашиваю всех детей)
Воспитатель: - Посмотрите, бабушка, какие ребята у нас помощники!
Воспитатель: - Мы с вами собрали полные корзинки, посмотрите, что у нас в первой корзинке, как назвать все это одним словом? А что во второй? как назвать одним словом?
Бабушка с экрана: «Какие вы молодцы, славно справились с заданием, помогли бабушке и повторили овощи и фрукты. Мне пора уже прощаться. До свиданья».
Дети: - До свидания, бабушка!
Воспитатель: - Мы бабушке помогли, но нам следует выполнить еще одно задание. Посмотрите, мы попали в летнее царство, но почему-то люди ходят все в курточках. Что-то тут не так. Давайте поскорее все исправим. Ищите вокруг себя осенние листочки.
Дети оглядываются и находят осенние листики.
На одном из листиков задание.
Воспитатель: - «Летом вдруг похолодало, людям не до смеха стало, стали шапки доставать, куртки и сапожки надевать. Поскорее помоги, на места свои все верните.»Ребят, мы справимся с этим заданием?
Дети: - Да!
Дидактическая игра «Одень Куклу Катю на прогулку»
Воспитатель: - Ребята, перед вами сидит кукла Катя и сундук с ее вещами. Сейчас вы поочереди будете подходить к ней выбирать вещи и одевать ее. Только будьте внимательны, одевайте Катю в правильной последовательности и только осеннюю одежду. Готовы!
Дети: - Да!
Дети одевают куклу, воспитатель контролирует, в случае необходимости подсказывает.
Воспитатель: - Быстро вы справились с заданием. Садитесь за столы, а Катю посадим рядом с нами. Нам нужно закрепить все на свои места.
Воспитатель: - Посмотрите, перед вами лежат осенние листочки. Этими листочками мы будем «печатать» картину осени. Положите листик на подложку и разрисуйте его краской. Затем оставьте отпечаток на листе.
Звучит мелодия А. Вивальди «Осень».
Дети раскрашивают листы и делают отпечатки. Воспитатель в случае необходимости помогает детям индивидуально.
Воспитатель: - Вы, ребята, молодцы. Столько много у Вас знаний об осени. Мы помогли Хранителю и вернули все на свои места. Но нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.
Воспитатель: - В руки палочку возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придет, в детский сад всех нас унесет.
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в детский сад.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы выполнили все задания. Хранитель оставил вам за это угощения.
Воспитатель: - Давайте, вспомним, что мы знаем про осень?
Ответы детей.
Итог: Мы с вами закрепили представления о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Воспитатель: - Вы ребята, большие молодцы. Нам уже пора прощаться.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!