Технологическая карта занятия по ознакомлению с миром природы «Золотая осень»
ФИО: Кокшарова Евгения Сергеевна
Образовательные области: ознакомление с миром природы
Тема занятия: Золотая осень
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
Задачи занятия:
- дать понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу
-развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы)
-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть ее красоту, желание сохранять все живое.
Словарная работа: осень, листья, поляна, лес, птицы, улетают, сдул, сели, полетели
Планируемый результат занятия: расширение знаний детей о признаках осени и осенних явлениях
Подготовительная работа: 1. Чтение художественной литературы экологического направления:
-Х. Мякеля «Господин Ау и больное дерево», пер. с финского Э. Успенского.
- А. Плещеев «Осень наступила…».
- В. Бианки «Сова».
2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики
3. Наблюдение за осенней природой на прогулке
4. Разучивание загадок об осенних явлениях
Материалы и оборудование: : колокольчик ,осенние листья, листы с нарисованным деревом, гуашь, влажные салфетки, бумажные салфетки, аудиозапись «Времена года» И. П. Чайковского, картинки птиц.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать детей на деятельность, мотивировать их | - Улыбнитесь всем вокруг. Солнцу, ветру, небу, людям и тогда уже непременно день для вас веселым будет. Влетает листок с колокольчиком. - Смотрите кленовый лист. Какой красивый! Здесь что-то написано: «Милые дети, я приглашаю вас к себе в гости. А кто я? Догадайтесь отгадав загадку: Пришла без красок и без кисти, И разукрасила все листья» | Худ.слово, Сюрпризный момент, | Дети стоят полукругом. - Осень! | Дети готовы к выполнению деятельности |
2. | Основной этап | | ||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Поставить перед детьми цель: чтобы пойти в гости к осени, сначала нужно подготовиться | - Ну что дети, согласны пойти в гости к осени? - Прежде чем отправиться в лес, мы должны подготовиться. Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы? Какой первый осенний месяц? Второй? Третий? А сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени. Игра «Да» или «Нет» Если ответ «Да» -хлопаем в ладоши, если ответ «Нет» - руки на пояс. Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же делать? Куртки, шапки надевать? - Ребята, а какие еще приметы осени вы можете мне назвать? | Вопросы, игра, | - Да! - Осень -Сентябрь, октябрь, ноябрь -первый месяц – сентябрь, второй – октябрь, третий – ноябрь Если дети отвечают на вопрос «да» - хлопают в ладоши, если «нет» - руки на пояс Желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в теплые края. Листья опадают и желтеют. | Решение поставленной проблемы |
2.2 | Этап практического решения проблемы | | - А теперь мы отправляемся в лес. По тропинке в лес пойдем Листья сыпется дождем. Перепрыгнем через кочку, И присядем на пенечке. Справа видим мы цветы, Слева –белые грибы. Солнце, небо и река- Ах, какая красота! - Ну вот мы с вами и пришли в лес. Дидактическая игра « С какого дерева листок?» - А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева. - Ребята, мне очень нравиться осень. А вам? А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень? А этот листик нам поможет. - А теперь давайте присядем на полянку и отдохнем. Нахожу под деревом конверт. Ребята! В конверте что-то лежит. Это осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». Ну что готовы разгадать загадки осени? Игра «Знатоки природы» достаю из конверты листочки с вопросами: 1. Как нужно вести себя в лесу? Чего делать в лесу нельзя? (ломать ветки, пугать животных и птиц, разжигать костер, громко кричать, рвать цветы, уносить животных домой) 2. Как можно назвать лес, в котором преимущественно растут ели и сосны? (хвойный) А если в лесу больше растет берез, рябин, тополей? (лиственный) А если растут и ели, и березы, и сосны, и тополя? (смешанный) 3. Кроме деревьев, что еще растет в лесу? (Кустарники, трава, цветы, грибы, ягоды) А что выше дерево или куст? Куст или грибы? 4. Какие грибы растут в лесу? (съедобные и несъедобные) Какой гриб растет под березой? (подберезовик) Под осиной? (подосиновик) Какие грибы растут большой семьей? (опята). Назовите ядовитые грибы? (мухомор, поганка) Можно ли ядовитые грибы кушать? (нельзя, иногда ими лечатся животные, например, лоси) 5. Как дикие животные готовтя к зиме? (Зайчик, медведь, ежик- собирают запасы на зиму, меняют шубки, утепляют жилища или норки) А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? (Шубка теплее, и она одного цвета с снегом (беленькая) и спасает от хищников) А что делает медведь? (обильно питается грибами, ягодами, запасается жиром, готовится к спячке) 6. Почему так тихо в осеннем лесу? (не слышны голоса птиц, так как они улетели в теплые края) Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные) А как мы называем птиц, которые остались зимовать с нами? (зимующие) Игра «Улетают - не улетают» - Давайте поиграем в игру «Улетают – не улетают » если птица улетает осенью, то вы машете руками, если нет- приседаете. Ласточка, воробей, лебедь, снегирь, грач, синица, соловей, голубь. - Молодцы! Что-то мы засиделись на полянке. Давайте сделаем гимнастику для наших глаз: Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами) Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево-вправо) Дятел сверху, тук да тук. (выполняют движения глазами вверх-вниз) Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой! - прежде чем мы отправимся обратно давайте посмотрим, что же еще приготовила для нас осень.
- Ребята, посмотрите на эти деревья. На них совсем нет листьев, и на земле нет листьев. Давайте поможем их украсить осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. А сейчас вы будете рисовать, а музыка будет вам помогать! Ой ребятки, а кисточек же нет! Чем мы будем рисовать? Я вам предлагаю сжать бумагу в комочки и ею рисовать. | Игра, демонстрация картинок, объяснение, показ способа действия | Дети шагают за воспитателем под стихотворение. Дети по очереди берут листочек и называют с какого он дерева. Дети передают друг другу листочек и называют слова, характеризующие осень (золотая, холодная, дождливая, пестрая, шуршащая, задумчивая и т. д.) Дети присаживаются на стульчики. - Да! Дети машут руками или приседают. Дети выполняют гимнастику для глаз. Дети под музыку салфетками рисуют листочки на дереве. | |
3 | Заключительный этап | Провести рефлексию занятия | - Какое красивое осеннее дерево у нас получилось! Ребята, вам понравилось в осеннем лесу? А что же интересного здесь было? - А еще мы вспомнили, что осень бывает разная: дождливая, холодная, золотая, ветреная. Ответили на все вопросы и загадки и показали себя настоящими знатоками природы! - А сейчас нам пора отправляться в детский сад. Глаза закрыли, покружились, и в нашей группе очутились! На этом наше путешествие закончилось. Спасибо всем. | Вопросы, анализ результатов | Дети рассказывают что понравилось в лесу. Что было интересно. - мы играли, рисовали. Дети закрывают глаза, кружатся. | Рефлексия |