Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы»
Конспект занятия
Закрепление программного материала.
Игра «Расскажи о птице»
Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой на мнемотаблицу.
Материал. Мнемотаблица из серии «Птицы».
Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.
Игра «Каких птиц много на дереве?»
Цели: усвоение категории родительного падежа множественного числа.
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много ворон и т.д.
Игра: «Игра в слова»
Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.
Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.
Дети рассматривают изображение одной птицы. Педагог предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.
Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.
Коррекция психических процессов.
Игра «Сложи птицу из частей»
Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление; воспитывать, усидчивость, терпение, целеустремленность, мелкую моторику.
Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.
Игра «Кто лишний».
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка); петух, индюк, курица, ворона (ворона)'; журавль, аист, цапля, грач (грач).
Коррекция речевых нарушений.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей правильному формированию имен существительных и образованию, и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных.
Птенец – птенчик, перо – перышко, голова – головка, головушка, соловей – соловушка, шея — шейка, жаворонок – жаворонушек, крыло – крылышко, скворец – скворушка, гусь – гусек, гусенок, утка – уточка, лебедь – лебедушка, гнездо – гнездышко, журавль – журавушка, журка, трясогузка – трясогузонька, аист – аистенок, цапля – цапелька.
Игровое упражнение «Кто кем станет?»
Грачонок станет … грачом.
Соловьенок станет … соловьем.
Скворчонок станет … скворцом.
Лебеденок станет … лебедем.
Утенок станет … уткой.
Аистенок станет … аистом.
Журавленок станет … журавлем.
Литература
1.И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 6-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2011. -176с.
2.Л.И.Смиронова, С.Н. Овчинников «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи : пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –М.: . Мозаика – Ситез, 2010. -88с.
3.И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР) - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -216с.
4.Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» -М.: «Баланс»2002
5.И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Подготовка к обучению к грамоте» (Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7лет с ЗПР) -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -136с.
6.О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно!» -С.Пб.: И.Д.» Литера», 2009.-208с.
7.Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 6-7 лет» -М.: ТЦ Сфера,2004- 96с.