Конспект по географии для 7 класса «История формирования рельефа Земли»
План-конспект урока для 7 класса
Раздел: География 7 класс
Тема урока: 4. История формирования рельефа Земли
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Способствовать изучению материала о формировании рельефа Земли.
Задачи:
1. Способствовать получению информации об образовании современных материков, о том, как образовались древние и молодые платформы и как устроена земная кора, лежащая в основе каждого материка.
2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методическое оснащение занятия: учебник «География. Земля и люди. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018.».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.
Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира, атлас по географии 7 класс.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знания
1. Вопрос: Что такое литосферные плиты и как они взаимодействуют друг с другом?
Ответ:
Литосферная плита – это крупный (несколько тысяч км в поперечнике) блок земной коры, включающий не только континентальную, но и сопряженную с ним океаническую кору.
Литосферная плита ограничена со всех сторон сейсмически и тектонически активными зонами разломов.
Литосферная плита состоит из земной коры и верхней части мантии (субстрата)
Литосферные плиты могут перемещаться, при перемещении происходят следующие процессы:
1. Расхождение – образуется новая океаническая кора.
(Рис. 1.10 Образование земной коры: а) океанической из базальтов при расхождении литосферных плит).
2. Столкновение океанической и континентальной плит – океаническая кора погружается под континентальную.
(Рис. 1.10 Образование земной коры: б) континентальной при пододвигании океанической литосферной плиты под континентальную)
3. Столкновение континентальных плит – образуется горная цепь (гряда)
Вопрос: Как формируются складчатые горы суши?
Ответ: Складчатые горы, сложенные смятыми в складки горными породами, формирующиеся в подвижных участках земной коры на границах столкновения литосферных плит. На ранних стадиях развития характерной чертой складчатых гор является соответствие горных хребтов выпуклым складкам (антиклиналям), а понижений между хребтами — вогнутым (синклиналям). В последующем вздымание складок сопровождается их разрывами, но всё же складчатая структура преобладает над глыбовой. Складчатые горы образуют на Земле два гигантских складчатых пояса — Тихоокеанский (Анды, Кордильеры, горы островов западных окраин Тихого океана) и Альпийско- Гималайский.
III. Изучение нового материала
План:
1. Летоисчисление Земли
2. Формирование земной коры материков
3. Образование платформ
4. Горообразование
5. Современные материки и океаны
1. Летоисчисление Земли
Учитель: С момента образования Земли – 4,6 млрд лет назад – облик ее поверхности многократно менялся: материки и океаны приобретали разные размеры и очертания. Современное географическое положение материков и океанов, особенности их рельефа – это результат длительного геологического развития Земли.
Запись. Геологическая история Земли измеряется эрами, которые включают в себя сотни миллионов и даже миллиардов лет.
Задание 1. Изучить рисунок 1.9. «Геологические эры и эпохи складчатости» и карту атласа «Строение земной коры» на стр. 4-5 и выписать названия и даты эр.
Ответ:
Архейская эра (от 4,5 до 2,5 млрд лет)
Протерозойская эра (от 2,5 млрд до 500 млн лет)
Палеозойская эра (от 500 млн лет до 250 млн лет)
Мезозойская эра (от 260 млн лет до 66 млн лет)
Кайнозойская эра (от 66 млн лет до наших дней)
Запись. Внутри эр, начиная с палеозойской, выделяют меньшие отрезки времени – периоды.
Задание 2. В названиях эр отражены этапы развития жизни на Земле. Изучив информацию п.1. на стр. 14, выпишите значения названий эр.
Ответ:
1. Архей – время древнейшей жизни (от греч. «археос» - древнейший, архаичный).
2. Протерозой – время ранней жизни («протерос» - первичный).
3. Палеозой – эра древней жизни.
4. Мезозой – эра средней жизни.
5. Кайнозой – эра новой жизни.
Задание 3. Изучив информацию на стр. 15, объясните значение слова «палеонтология»
Ответ: Палеонтология – биологическая наука изучающая остатки живых организмов и историю жизни на Земле.
2. Формирование земной коры материков
Задание 4. Изучив информацию п.2. на стр. 15, записать этапы формирования земной коры материков.
Ответ:
Этапы формирования земной коры материков:
1. Древняя кора океанического типа.
2. Континентальная кора.
3. Складчатые горы суши.
3. Образование платформ
Задание 5. Изучив информацию п.2. на стр. 15, записать этапы образования платформ
Ответ:
Этапы образования платформ:
1. Под действие внешних сил горы любой высоты выравнивались.
2. На их месте возникали платформы с равнинным рельефом.
3. Из-за медленных опусканий отдельных участков фундамента на их поверхности горизонтальными слоями накапливались новые горные породы морского и континентального происхождения – осадочный чехол. Части платформ с осадочным чехлом называются плитами, а без осадочного чехла – щитами.
4. В областях древнейших складчатостей сформировались древние платформы, во всех остальных – молодые.
4. Горообразование
Учитель: Древние и молодые платформы – устойчивые, спокойные участки земной коры, как правило, без землетрясений и извержений вулканов.
На границах же схождения литосферных плит образуются горы: складчатые в областях кайнозойской складчатости и глыбовые в областях всех более древних складчатостей.
Задание 6. Изучив информацию п. 4 на стр. 17, выписать названия глыбовых гор.
Ответ:
Глыбовые горы: Скандинавские горы, Урал, Куньлунь и Тянь-Шань в Евразии, Аппалачи в Северной Америке, Большой Водораздельный хребет в Австралии.
5. Современные материки и океаны
Задание 7. Изучив информацию п.5. на стр. 17, схематически изобразить появление современных материков.
Ответ:
Пангея разделилась на:
Лавразию и Гондвану.
Лавразия разделилась на: Северную Америку и Евразию.
Гондвана разделилась на: Южную Америку, Африку, Австралию, Антарктиду.
IV. Закрепление изученного материала – письменно ответить на вопросы и задания на стр. 17:
1. Назовите геологические эры и соответствующие им эпохи складчатости.
2. расскажите о строении платформ и этапах их формирования.
3. Почему платформы – сейсмически спокойные участки?
4. Объясните, как образуются складчатые и глыбовые горы. Приведите примеры тех и других.
5. Как формировались современные материки? В каких особенностях природы отразилась история их формирования?
V. Рефлексия
Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:
- Сегодня я узнал(а), что…
- Я понял(а), что…
- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…
- Сегодня я работал(а)…
VI. Подведение итогов
Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке, собирает тетради на проверку.
VII. Домашнее задание: параграф № 4.
Используемые источники:
http://roxolana.com.ua/wp-content/uploads/2012/06/004.jpg
https://resheba.me/gdz/geografija/7-klass/kuznecov/4