Конспект урока по географии 6 класс
Тема урока : Рельеф Земли.
Тип урока: урок с элементами критического мышления
Цель: сформировать представление учащихся о главных формах рельефа суши, их изменениях во времени и закономерностях размещения.
Задачи:
Предметные: знать о рельефе Земли; уметь определять абсолютные и относи-
тельные высоты, определять по картам количественные и качественные харак-
теристики форм рельефа, выявлять особенности изображения форм рельефа на
картах, показывать на картах формы рельефа, сопоставлять формы рельефа, вы-
являть закономерности размещения форм рельефа.
Метапредметные: уметь выделять объекты по существенным признакам, про-
водить анализ и обобщение тематического материала, представленного в тек-
стовой, иллюстративной и графической форме, излагать собственное мнение,
сформированное на основе результатов индивидуальной и коллективной деятель-
ности, интерпретировать географическую информацию.
Личностные: принять правила поведения на уроке; проявление устойчивой учебно – познавательной мотивации к учению, осознать особенности и многообразие рельефа Земли. Умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности. Быть мобильным и толерантным, проявлять самостоятельность.
План урока:
Добрый день. Встали красиво, пусть улыбнётся другу тот, у кого хорошее настроение, подмигнёт соседу тот, кого порадовала погода за окном, помашет мне рукой тот, кто пришёл на урок получить новые знания. Спасибо садитесь!
Ребята, есть такое высказывание « человек, сидящий на вершине горы - не упал туда с неба».
Как вы понимаете это выражение? (сам совершил восхождение, залез на гору и т.д.)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы забраться на гору? (желание, смелость, стремление, уверенность в себе и т.д.)
Стоя у подножия горы, и глядя на ее вершину, человеку кажется, что подняться туда не реально, однако, интерес, настойчивость помогают ему подняться. Я вам сегодня желаю легко преодолеть трудности, быть настойчивыми и уверенными в себе, получить новые знания и совершить свое восхождение в гору.
Откройте свои тетради, запишите число.
Внимание на экран. Я предлагаю вам посмотреть на фотографии и составить к фотографии вопрос. Вопрос должен начинаться с того слова, которое написано на экране. Свои вопросы вы записываете в тетради. Вопрос должен кратким.
1.Что?
2.Чем?
3.Какая?
4.Как?
5.Почему?
Возвращаемся к первой фотографии, обсуждаем вопросы.
Какие объекты изображены на фотографиях? Что их объединяет?
Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (если затруднение обращаемся к учебнику)
Тема Урока « Рельеф Земли»
Задачи урока:
1.Что такое …………?
2.Какие бывают ………?
3.Как изображается ………?
4.Интересные факты о рельефе.
Можете ли вы мне сами сказать, что такое рельеф? Открыть учебник стр.70 прочитать раздел, найти понятие рельеф.
Рельеф - совокупность неровностей поверхности Земли.
Какие планетарные формы образуют рельеф? Посмотрите на глобус.
Читаем учебник, находим в тексте. Самые крупные его формы – это материки и впадины океанов.
Чем же представлен рельеф суши? Предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах лежит конверт, достаньте из конверта все карточки, пользуясь текстом и схемой учебника, составьте класстер.
Давайте определим, какое слово будет главным в схеме? Крупные формы рельефа.
Кто выполнит быстрее, делает на доске, проверка.
Почему все карточки у меня разного цвета? Обращаемся к шкале на карте.
После проверки задания убрали слова в конверты.
Физкультминутка.
Вокруг простор и широта,
Конца и края им невидно.
Какая чудная картина,
Какая ровная равнина!
Под облаками в снежной шапке,
Крутые склоны у меня.
Я выше всех на свете нашем
И называюсь я гора!
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру « Найди меня». Мы с вами живем в России и познакомимся с нашим рельефом.
Откройте атлас карту России.
У вас на партах карточки там написано 5 географических названий, ваша задача их найти и нанести на контурную карту.
1.Кавказские горы
2.Марианская впадина
3.Западно-Сибирская равнина
4.Среднерусская возвышенность
5.Прикаспийская низменность
У доски работает группа( 4 человека).
Мы живем на материке Евразия, Вам представлена диаграмма, указывающая некоторые высоты гор Евразии.
Перед Вами диаграмма, проанализируйте её, работайте в паре. Что Вам стало известно, анализируя диаграмму, может, что-то удивило? Ребята обдумывают и обсуждают минуты полторы. Кто хотел бы поделиться наблюдениями?
1. Назовите самую высокую гору? Эверест. Если разрушить Гималаи и рассыпать камни по всей Земле, то поверхность планеты повыситься на 18-20 метров
2.Самую низкую - Народная. 11 декабря отмечается Международный день гор.
3.Насколько выше Ключевская Сопка, чем Монблан?25 метров. Является самым высоким активным вулканом на Евразийском материке. Возраст вулкана приблизительно 7000 Формирование Альп происходило около 6 – 45 миллионов лет назад. Таким образом, Альпы моложе динозавров!
4.Эльбрус – самая высокая вершина России и находится она на Кавказе.
Что вам больше всего запомнилось?
Продолжаем дальше. Внимание на экран - что обозначают эти слова?
Ложе
Хребет
Желоб
Шельф
У нас с вами остался один объект, который мы никуда не определили, этот объект относится к планетарной форме рельефа – впадины океанов. Сейчас мы с вами познакомимся с рельефом океанов.
Слово «Ложе» – устаревший эквивалент понятия постель. Ложе океана - это обширная центральная часть океана. Ложе можно назвать равниной океана.
Срединно-океанический хребет - это горы на дне океана, Они протягиваются на десятки тысяч километров. Это такие же горы только под водой.
А теперь я вас попрошу в тексте параграфа найти два понятия (желоб и шельф)
Желоб - Низкие участки рельефа планеты.
Шельф - мелководная равнина.
У вас на столах карточки, на них цифрами обозначены части океана, напишите, какой цифрой обозначены части океана.
Наше путешествие заканчивается. У вас на партах лежат квадраты.
Я прошу выйти сюда тех, у кого есть квадрат, посмотрите какого они цвета.
Постройте шкалу высот для равнины, разверните свои квадраты ,какое слово получилось?
( БРАВО)
У кого на столах круги, постройте шкалу гор, разверните, прочитайте какое слово, получилось (УСПЕХ)
У кого треугольники, постройте шкалу глубин океана, прочитайте слово (УДАЧА)
У кого прямоугольники, постройтесь по высоте ( там написаны цифры), прочитайте слово ( КЛАСС)
Д/З 27 параграф
Творческое задание: Как вы понимаете выражение «Лучше гор бывают, только горы, на которых ты никогда не бывал» В. Высоцкий.
Приложения
1.Рельеф - совокупность неровностей поверхности Земли. Самые крупные его формы – это материки и впадины океанов.
Рельеф суши
Равнины Горы
1.Низменность 1.Низкие
2.Возвышенность 2. Средние
3.Плоскогорье 3. Высокие
2.Рельеф океанического дна.
1.Ложе океана - это обширная центральная часть океана. Ложе можно назвать равниной океана.
2.Срединно-океанический хребет - это горы на дне океана, Они протягиваются на десятки тысяч километров. Это такие же горы только под водой.
3.Желоб - Низкие участки рельефа планеты.
4.Шельф - мелководная равнина.
Домашнее задание:п.27,ответить на вопросы
Творческое задание: Как вы понимаете выражение «Лучше гор бывают, только горы, на которых ты никогда не бывал» В. Высоцкий.