12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евтушенко Татьяна Ивановна527

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема урока: А. И. Куприн «Скворцы».

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. И. Куприна «Скворцы».

Задачи:

- формировать умение работать с текстом художественного произведения;

- расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;

 - воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить знакомство с творчеством А. И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».

Личностные: способствовать пониманию значения нравственных ценностей и традиций, морально ответственного поведения человека; воспитание бережного, заботливого отношения к животным, к окружающему миру.

Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (добывать, систематизировать информацию), формировать умение высказывать суждения, развивать коммуникативные навыки, навыки работы в парах.

Познавательные УУД:

-  формирование умения извлекать информацию из текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формирование умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД:

-  формирование умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

-  формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности.

Цельсоздать хороший настрой на предстоящую деятельность.











Актуализация знаний.

Цельобеспечить мотивацию учения обучающихся.

Актуализировать

знания и способы

действия.








Целеполагание.

Постановка учебной задачи.

Цель: определить тему урока, сформулировать учебн












Первичное осмысление и закрепление.


Цельвыявить уровень усвоения учащимися новых знаний.
























































































Подведение итогов

Цель: подвести итог урока.

Соотнести задачи и результат








Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности






- Сегодня замечательный солнечный день. Щедрые солнечные лучи, как неж­ные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теп­лом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеять­ся и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

- Ребята, а я хочу вам пожелать, чтобы этот урок принес нам радость общения и наполнил души прекрасными чувствами.

- Наш урок хочу начать со стихотворения:

Как хорошо, что есть пора,
Когда все обновляется.
Как хорошо, что в сердце вновь,
Любовь возобновляется.

- О каком времени года эти чудесные слова?

- Вспомните первые приметы весны.


- Какие ещё приметы весны вы знаете?

- Да, прилёт птиц – яркая примета весны.

- Какие птицы прилетают к нам весной?

- Прочитайте загадку.

Опустел домишко вдруг,
Улетел жилец на юг.
А весною, наконец,
Возвратился к нам …

- А что вы уже знаете об этих птицах?

Кто видел скворцов в природе?

Опишите скворца. Какой он?

- Ребята, вы догадались, о какой птице сегодня будем читать произведение?

- Портрет автор произведения перед вами. Назовите его имя и фамилию.

- Верно. Это Александр Иванович Куприн. А произведение, с которым познакомимся, называется «Скворцы».

- Кто главные герои произведений А. И. Куприна?
Какие произведения А.И. Куприна вам знакомы?

- Тему урока определили.


- Какую цель ставим на урок?






Чтение и анализ содержания рассказа.

- Весь рассказ Куприна состоит из эпизодов.

- Вспомните, что такое эпизод ?

- Первый эпизод читает Лиза.

- Кто является главным героем рассказа?

- Кем выступает автор в рассказе? Каким образом ему удаётся описать скворцов?

- В чем заключается основная мысль первой части?

- Перечитайте первый абзац и назовите приметы весны.

- Прочитайте второй абзац. Скажите, каких старых знакомых ждали люди?

- Какие это птицы, как называет их автор?

- Почему автор использует именно такие слова, чтобы описать птиц?

- Какое расстояние нужно преодолеть скворца, чтобы вернуться домой?

- Что угрожает птицам по пути на родину?

- Прочитайте третий абзац. В чём заключается мудрость птиц?

- Что является гибельным для птиц?

Что в такие моменты является для скворцов «счастием»?

- Как относятся моряки к птицам, доверившим свою маленькую жизнь вечному врагу человеку?

- Какое поверье существовало у моряков?

-Перечитайте четвертый абзац. Что делают птицы после опасной переправы?

- Как вы понимаете слова «из года в год»?

- Найдите и прочитайте в тексте описание дома, где отдыхали после перелёта птицы.

- Какими словами характеризует автор общение птиц?

- А как себя вели старые, опытные, мудрые скворцы?

- Что значит слово «степенно»?

- Прочитайте последний абзац. Как совершают перелеты скворцы?

- Посмотрите, в словарной статье значение слова верста?

- Как описывает автор перелет скворцов?

 Читаем вторую часть.

- В чем заключается основная мысль второй части?

- Прочитайте 1 абзац.

- Как готовятся люди к прилету скворцов?

- Что вообразили воробьи?

- Прочитайте, как автор описывает воробьев.

- Какие слова подбирает автор, характеризуя эту птицу?

- Какого числа прилетели скворцы?

- Какими они казались после воробьев?

- Как вели себя скворцы в первый вечер, вернувшись, домой? Прочитайте.

- Что делали скворцы в течение двух дней после прилета?

- Чем потом начали заниматься скворцы?

- Как они это делали, прочитайте.

- Кто является героем рассказа?





- Как автор описывает этих птиц? Дайте ответ словами из текста.

- Какие эпитеты автор использует в описании?

- Какие метафоры автор использует в описании?


- Кто является героем-помощником?

- Какими словами автор описывает этих птиц?

- Что помогает автору показать характер птиц, кроме описания внешности, какой прием использует?



 - Домашнее задание.

- Пользуясь дополнительной литературой, найдите информацию о скворцах по следующим темам:

1. Обустройство жилища.

2. Польза и вред, приносимые скворцами.

 - Предлагаю поработать в паре – выполнить тест.

Тест

1. Это произведение

а) рассказ

б) стихотворение

в) сказка

2. Автор этого произведения

а) К. Паустовский

б) Б. Житков

в) А. Куприн

3.Главные герои произведения

а) Воробьи

б) Скворцы

в) Галки

4. Когда скворец-мамаша кладёт яйца?

а) в середине мая

б) в середине апреля

в) в середине июня

5. В какую сторону располагаются скворечники отверстием?

а) на запад

б) на восток

в) на север

6.Кому подражал мой знакомый скворец?

а) журавлю

б) чайке

в) аисту

7. Почему скворцы гнали за версту трёх галок? Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома?

а) защищали молодое поколение

б) защищали скворечник

в) отбирали корм

- Наш урок подходит к завершению. Пришло время подвести итог.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Как автор относится к своим героям?

- Как люди готовились к встрече скворцов?

- Как себя вели птицы?

- Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?

- Какие чувства испытываете вы после прочтения и анализа этого произведения?

-Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным. Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!


- Как считаете, наш урок достиг цели?

- Что нового для себя вы узнали о скворцах?

- Продолжите фразу:

- Я узнал…

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Я для себя сделал вывод..

- Я понял…

- Хочу поблагодарить…


- Спасибо за активную и творческую работу на уроке. Надеюсь, новая встреча с автором и его произведением вам запомнится, и вы будете читать его другие произведения.

- На слайде стихотворение, которым хочу закончить наш урок.

t1678005075aa.jpg









- О весне.

- Светит солнце, тает снег, становится немного теплее.

- Прилёт птиц.










-Это перелётная птица с блестяще-чёрным оперением, с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги, на пёрышках белые, в виде треугольников крапинки. Нос жёлтый, хвост короткий. Тело массивное, шея короткая.

- Познакомиться с произведением «Скворцы» и узнать новое об этой замечательной птице.



















































-Героями рассказа является скворец, стая скворцов

- Скворцы - милые, веселые, общительные птицы; радостные вестники

- Метафоры - гости, вестники весны

-Героями-помощниками являются воробьи

-Автор использует описание звуков, звукопись.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.