12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Николаевна4641
учитель истории стаж более 15 лет имею высшее образование закончила ТГУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Учитель 1 категория полученная в 2015 году.
Россия, Тверская обл., д. Малое Коробино
3

Путешествие в средневековую деревню



  "Средневековая деревня и её обитатели"

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок, с использованием ИКТ

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

·         сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

·         продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении

·         продолжить формирование умения составлять схемы

·         работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

·         формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;

·         воспитывать уважение к крестьянскому труду

Оборудование:

o    Мультимедиа аппаратура.

o    Авторские презентации, созданные на базе Microsoft Office Power Point.

o    Раздаточный материал (Приложение 1-3).

o    Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 1996

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».

Слайд №1

 

Тест по теме: « Рыцарь»

1.Донжон  - это

А) главная башня замка

Б) холм, на котором построен замок

В) крепостная стена, окружающая замок

Г) ров, вырытый по периметру замка

 

2. Герольд – это

А) крупный землевладелец

Б) рыцарь, участвующий в турнире

В) глашатай на рыцарском турнире

Г) человек, который занимается геральдикой

 

3. Герб – это

А) отличительный знак рыцаря

Б) знак династии

В) краткое изречение

 

4. Что такое палица?

А) рубаха из железных колец

Б) тяжелая дубина с утолщением

В) доспехи из стальных пластин

 

5. Турнир – это

А) военное состязание рыцарей

Б) умение вести себя при дворе

В) военное дело

 

Слайд №2 ( Викторина)

n  1.. Главное занятие рыцаря?  ( военное дело, война)

n  2.Перечислите  развлечения рыцарей. (турниры)

n  3. Что такое девиз?  ( краткое изречение)

n  4. Кого называли феодалами?  (владельцы земли, передаваемая по наследству, получалось за службу)

n  5. Почему рыцари в турнирах боялись пыли?  ( попадала пыль в горло и нос, мешала дышать,  рыцарь мог задохнуться)

(Частичное выставление оценок)

Слайд 3 – работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и одежду рыцаря

 

2. Переход к изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели» Слайд №4

Цель: познакомиться с жизнью и бытом средневекового крестьянина

Слайд №5 план урока

1.    Отношение феодала с крестьянином

2.    Крестьянская община

3.    Жизнь и труд крестьян

4.    Натуральное хозяйство

- что знаем о феодале? ( это владелец земли передаваемая по наследству)

- всю землю феодала называют – ВОТЧИНА

-РАБОТА ПО УЧ. С. 42

-кто работал в вотчине феодала? ( зависимые крестьяне)

-на какие части делилась вотчина ? (господская и крестьянская) слайд №6

-как использовался урожай с господской земли ( урожай поступал в амбары феодала)

-как использовался урожай с крестьянского надела? (кормилась себя и свою семью)

- кто обрабатывал господскую землю? (крестьянин)

-чем обрабатывают господскую землю? ( собственные орудия и волы)

Самостоятельная работа по уч. С. 43-44

 

- как складывались отношения между феодалами и крестьянами? ( надел был в вотчине феодала

 

 

 Основные положения темы учащиеся могут записывать в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника. По щелчку появляются отдельные фрагменты схемы. Ребята принимают участие в ее составлении, обучаясь данному умению.

Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян.

План урока: (Слайд 2)

1.    Отношения феодала с крестьянами.

2.    Крестьянская община.

3.    Жизнь крестьян

4.    Натуральное хозяйство.

1. На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3).

Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98.

Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4).

- Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала).

- Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк)

- Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала)

- Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину).

Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5)

- Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99.

2. Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6)

Крестьянская община

·         ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями

·         поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции

·         помогала бедным выплачивать налоги

·         оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

3. Работа с историческим источником. (Слайд 7).

Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1. Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.

Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию.

4. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)

3. Закрепление изученного материала на уроке.

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?

4. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание.

1.    Прочитать §12.

2.    Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

3.    Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века».

 Здесь будет файл: /data/edu/files/h1446473151.pptx (средневековая деревня)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.