Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Растения, которые кормят»
Цель: Познакомить детей с растениями, которые служат нам источником питания.
Задачи:
Закрепить знания о том, где растения растут, и кто их сажает.
Какие блюда можно приготовить из растений.
Рассказать о происхождении некоторых названий растений.
Развивать внимание, расширить и активизировать словарь по теме.
Предварительная работа: Рассмотреть строение растения на примере цветка. Беседа о том, какие растения мы знаем? Что мы называем растением?
Материалы. Иллюстрации разных растений. Пакетики с крупами на каждого ребенка.
Ход занятия.
1 часть.
Воспитатель:
Ребята назовите мне, пожалуйста, что вы сегодня ели на завтрак? А что вы кушали вчера в детском саду? А дома? Ответы детей.
То есть мы с вами принимаем пищу несколько раз в день: завтракаем, обедаем, полдничаем, ужинаем. А знаете ли вы, откуда берутся продукты для нашего стола? Ответы детей.
Воспитатель:
Наша главная кормилица- это земля-матушка. Она нам и хлеб дает, и овощи, и фрукты. Земля и животных кормит травой и сеном, а животные дают нам мясо, молоко, шерсть и другие продукты. Овощи и фрукты, трав – что это? Правильно это растения, растения, которые нас кормят. Многие растения, такие как овощи и фрукты вы знаете, но сегодня я познакомлю вас с интересными растениями, которые тоже являются нашими кормильцами. Отгадайте загадки?
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Подкопай немножко:
Под кустом …(картошка).
Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек,
И все без застежек. (капуста)
3. Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят. (Колос)
4. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Что это такое? Верно это хлеб! Кто назовет, каким бывает хлеб?
Хлеб бывает разным: пшеничный и ржаной. Из пшенично муки хлеб получается белый, а из ржаной – черный. А вот пшеничную муку получают из зерна пшеницы, а ржаную – из зерна ржи.
Физкультминутка.
Зерно в землю упадет |
Движения рук вправо-влево перед собой |
И росточком прорастет. |
Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью. |
Солнце будет его жарить, |
Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки. |
Дождь сто раз его польет. |
Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз. |
А потом под снегом мерзнуть |
Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу. |
И под ветром устоять |
Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо, |
Очень трудно хлеб дается |
Погрозить ук.пальцем левой, правой руки. |
Должен ты об этом знать. |
Дотрагиваются рукой головы. |
Воспитатель: Оба этих растения - пшеница и рожь известны людям с давних времен. Всем хороша пшеница: мука из зерен получается белая, хлеб вкусный. Одно плохо: боится вредных насекомых, сильных морозов и засухи. Пшеница любит, когда за ней ухаживают, не жалея сил.
А вот рожь долгое время считалась сорняком. Рожь незваным гостем появилась на пшеничном поле и жила там, среди колосьев пшеницы, стремясь их оттуда выжить. Бывало стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а рожь вырастет на славу. Жми ее, коси ее, молоти, да пеки из ржаной муки вкусный хлеб.
Пальчиковая гимнастика.
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Вот еще одно растение - кормилица кукуруза.
Точно никому неизвестно, откуда у кукурузы такое чудное имя. По - румынски кукуруза значит еловая шишка. Уж очень похож початок на шишку. Во многих странах кукурузу ещё называют маисом. Каша из кукурузной муки получается вкусная, лепешки и того лучше. Кукурузы отличный корм для скота и птицы. Из зерен выжимают масло, а из кочерыжек делают мыло, пластмассу и даже лекарство – пенициллин.
А вот еще один продукт: гречневая каша. Варят её из гречки. А гречка откуда? Может быть из Греции? Нет, не совсем так. Точно известно только то, что это растение родилось где-то в южных краях, а про все южное в прежние времена говорили «греческое». Ведь Греция страна южная, вот и пошло отсюда название растения - гречиха.
Вот это растение называется сахарная свекла, из неё варят сахар. Не подумайте, что это та самая свёкла, про которую говорится в загадке: «Вверху зелено, внузу красно, в землю вросло». Нет, это другая свёкла, не красная, а белая и очень сладкая. Сахарная свёкла в поле растет. Комбайн её из земли выбирает, кучками складывает. Грузовик отвозит свеклу на сахарный завод, где из неё сварят сахар.
2 часть.
О растениях кормилицах можно говорить бесконечно, поэтому я предлагаю всем рассмотреть выставку иллюстраций, на которых изображены знакомые и незнакомые растения: просо, фасоль, горох, чай, картофель, капуста и т.п.
3 часть.
У детей пакетики с крупами, дети определяют из какого растения получилась крупа.
Итог занятия.
Домашнее задание: Предложить детям узнать у родителей, что можно приготовить из того или иного растения, с которым они познакомились на занятии.
Столика Светлана Евгеньевна
Любовь Попова
Ольга Пародина