Конспект практического занятия по робототехнике «Полет на Марс»
Название: «Полет на Марс»
Форма занятия: практическое занятие.
Цель занятия: формирование навыков по применению полученных знаний и умений в ходе практической деятельности (продемонстрировать свои навыки в ходе практической деятельности)
Задачи:
- формировать навыки программирования и управления роботом
- развивать изобретательское мышления и анализ
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
Планируемые результаты:
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
- формирование коммуникативных навыков в общении и сотрудничестве.
Этапы занятия | Задачи | Содержание деятельности | Планируемый результат |
Организацион-ный | Сконцентрировать внимание учащихся на учебной деятельности, повторить ранее пройденный материал. | Приветствие участников занятия, постановка цели занятия, подготовка рабочих мест. | Настроить гркппу на рабочий ритм. Мобилизовать обучающихся для включения в образовательный процесс. |
Повторение пройденного материала | Актуализировать знания учащихся, приобретенные на предыдущих уроках. | Педагог предлагает учащимся вспомнить название моделей на Космическом учебном поле и пояснить их роль в миссии, для полета человека на Марс. Повторить выполнение миссии предыдущего урока. Обсудить какие способы программирования применялись для прохождения миссии. | Заинтересовать учащихся, обобщить изученное на уроке, закрепить материал, развивать творчество. |
Подготовитель-ный | Введение учащихся в новый материал | Педагог предлагает учащимся перейти к выполнению следующей миссии. | Настроить учащихся на переход от предыдущей миссии к новой. |
Основной | Сообщение учащимся нового материала. | Педагог сообщает учащимся название новой миссии. | Учащиеся слушают, задают вопросы. |
Исследование | Мозговой штурм для совместного составления плана выполнения миссии. | Педагог демонстрирует выполнения миссии. | Обсуждение видеоролика. |
Практическая работа | Выполнение учащимися практической работы. | Педагог рекомендует учащимся следовать примерному плану выполнения миссии. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания, под руководством педагога. |
Итоговый | Подведение итогов занятия | Оценка занятия, выявление плюсов и минусов. | Учащиеся оценивают свою работу, говорят, что получилось, и что нет, убирают рабочие места. |
Ход занятия
- Организационный момент (2 мин.)
- Повторение пройденного материала (5 мин.)
Ребята, мы с вами работаем над проектом «Полет на Марс». Давайте вспомним те модели, которые мы с вами сконструировали и их роль в полёте человека на Марс.
Примерные ответы детей:
Станция связи: сообщение между Землей и Марсом.
Солнечная панель: выработка электроэнергии.
Научный вездеход: отбор образцов породы с поверхности Марса.
Лунная база: база для тренировки экипажа.
Ракетная установка: для доставки экипажа на Марс.
Космическая станция: для исследования и жизни человека на Марсе.
Спутник: для сбора и анализа информации.
Давайте вспомним, какие миссии мы уже выполнили? (Настройка связи, сбор образцов пароды)
Демонстрация опытов.
- Подготовительный: Хорошо. Теперь мы готовы к выполнению следующей миссии.
- Основной (30 мин.)
Мозговой штурм (5 мин.):
Сегодня наша миссия связана с комплектацией экипажа.
Во время полёта на Марс экипаж должен выдержать темноту, низкую гравитацию и изоляцию. Чтобы физически и психологически подготовить экипаж к таким условиям, и нужна лунная база. На Земле для имитации условий полётов на Марс используется исследовательская станция в Антарктиде.
Кто догадается о цели нашей сегодняшней миссии?
Ответы детей.
Цель миссии:
Робот перемещается на лунную базу, подбирает командира экипажа и высаживает его на стартовой площадке.
Давайте обсудим план действий.
Какими способами робот может переместиться к лунной базе?
Каким образом он переместит командира экипажа?
Какой механизм можно использовать, чтобы забрать командира экипажа?
Алгоритм действий в программе?
Напоминаю вам правила выполнения миссии:
Правила миссии:
- Робот всегда должен начинать выполнение миссии со стартовой площадки.
- Робот должен покинуть стартовую площадку перед выполнением миссии.
- Возвращение робота считается «успешным», когда любая часть робота пересекает линию стартовой площадки.
- Пока робот находится за пределами стартовой площадки, к нему нельзя прикасаться.
- Если вы прикоснулись к роботу, который находится полностью за пределами стартовой площадки и держит объект, нужно вернуть объект в исходное положение и начать миссию сначала.
Практическая работа:
Подготовка к выполнению миссии (20 мин.)
Выполнение миссии (5 мин.)
Экипаж укомплектован и готов к полёту. Теперь мы с вами готовы к выполнению следующей миссии и все ближе к запуску нашей ракеты.
- Подведение итогов: (3 мин.)
Что получилось, а что не совсем удалось?
Получилось у нас доставить командира экипажа на стартовую площадку?
Что мы для этого сделали?
Какую конструкторскую идею применили?
Какие элементы программирования применили?
Молодцы!
На сегодня занятие окончено, до свидания.
Самоанализ учебного занятия
Группа 1 «В» первого года обучения.
Дети 12-14 лет.
Занимаются с сентября 2020 года.
Отдельные дети имели опыт работы с подобными наборами Лего. С начала учебного года мы начали конструировать по инструкциям, программирование самого робота через микрокомпьютер EV3 и запускать выполнение готовых программ. На сегодняшний день мы сними осуществили первый проект «Курская битва: соревнования роботанков», где они конструировали роботов танков по инструкции и настраивали управление готовыми моделями через гаджеты. Сейчас мы уже приступили к изучению программного обеспечения и написанию программ и сегодня они продемонстрировали непосредственно умения решать задачи по программированию и управлению роботом самостоятельно.
Цель занятия | Продемонстрировать свои навыки в ходе практической деятельности |
Тема занятия | «Полет на Марс» Цикл занятий, является промежуточным этапом. Занятие имеет достаточно высокий уровень сложности, требует предварительной подготовки. - предварительного конструирования необходимых моделей; - владение навыками исследовательской деятельности – нахождение пути решения поставленной задачи; - программирование не только траектории движения робота, но и дополнительных его модулей. |
Обоснование цели занятия | Закрепление практических умений и навыков Активизация исследовательского типа мышления Формирование позитивного эмоционального отношения к обучению |
Содержание учебного материала | Содержание занятия и способ его организации соответствует поставленной цели Для успешного освоения материала используется космическое учебное поле Содержание занятия носит практико-ориентированный характер с использованием элементов исследовательской деятельности |
Тип учебного занятия | Промежуточное занятие в проекте, состоящем из восьми занятий |
Структура учебного занятия | Занятие носит нетрадиционный характер и представляет собой курс, в рамках которого обучающиеся на практике решают смоделированные проблемные ситуации путем применения полученных знаний, умений и навыков. Все этапы занятия целесообразны и соответствуют общей организационной структуре: закрепление навыков, исследовательская и самостоятельная деятельность, подведение итогов. Главными этапами выделены: Исследовательская деятельность Построение алгоритма действий Решение проблемы с помощью сложных элементов программирования Структура занятия соответствует его типу. Для подведения итогов используемся самоанализ обучающихся. |
Методы и приемы обучения | Метод проблемного обучения Метод практического обучения Словесный метод Наглядный метод |
Система работы учащихся | На протяжении всего занятия используется высокая заинтересованность и активность детей. Создание ситуации успеха обеспечивает стабильную мотивацию на всех этапах занятия. |
Общие результаты учебного занятия | Занятие проведено согласно плана, его этапы логически и связанны между собой. На протяжении всего занятия сохранялось сотрудничество с обучающимися, поддерживалась позитивная мотивация получения и закрепления знаний. Цель достигнута. |
Выводы и предложения | Ценным является: - практико-ориентированный характер - межпредметные связи (окружающий мир, математика, информатика) Обучающиеся выполнят задания из области STEM, стимулирующие творческий подход в решении задач, общение и освоение навыков работы в команде. Они также поработали на захватывающей платформе — Космическом учебном поле, где у них есть возможность творчески применить свои знания в области STEM (новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. STEAM S-science (наука), T-technology (технология), Е-engineering (инженерия), М-mathematics (математика) – расшифровка аббревиатуры.) и развить навыки решения задач, реализуя проекты «Космической миссии». |