Технологическая карта занятия

ОП 04. ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ

Тема: Масштабы

Вид занятия: Практическое занятие

Цели занятия:

Образовательные: сформировать у обучающихся навыки и умения решать задачи по теме: Масштабы для формирования профессиональных компетенций:

Развивающие: способствовать развитию внимания, мышления и самостоятельности на занятии; развивать творческие способности.

Воспитательные: воспитать умение работать самостоятельно; показать связь предмета Основы геодезии с другими предметами; содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине, выбранной профессии.

Задачи:

Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе

Метапредметные: выработка самостоятельности суждений при работе с информацией; умений адекватно устанавливать границы уже известного и неизвестного

Предметные: Овладение алгоритмами решения задач на масштабы.

Методы проведения занятия: наглядный, проблемный метод решения поставленных задач посредством самостоятельной работы.

Степени активности и самостоятельности обучающихся: индивидуальная.

Межпредметные связи: Основы геодезии, математика, география.

Квалификационные требования:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Ресурсы:

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, географические схемы-карты.

Демонстрационный материал: раздаточный материал на каждую парту, инструктажи.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет явку и готовность к занятию, психологически настраивает на занятие

Приветствуют преподавателя, психологически настраиваются на занятие

 

Постановка цели и задач занятия.

Вниманию обучающихся представляется слайд, на котором изображена линия на местности. Предлагается уменьшить ее, для того, чтобы перенести ее на карту. Вопрос обучающимся: во сколько раз нужно уменьшить линию, что бы уместить ее на карту?

Дают предположительные ответы. Ставят цель, задают вопросы.

Регулятивные УД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные: формирование умения работать с информацией. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

Мотивация учебной деятельности

 

Прием: посредством изложения ставит проблемную задачу перед учащимися.

Актуализируя опыт ученика на успешное решение задачи.

 

Направляет работу обучающихся так, чтобы они могли вывести то или иное, правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

Воспринимают проблемную задачу. Анализируют свой опыт и знание, необходимые для решения задачи. В случае необходимости, запрашивают у преподавателя консультацию о путях решения задач.

Личностные УД

личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций

Актуализация знаний

 

Предлагаются обучающимся несколько блиц-задач на применение знаний о масштабах.

 

Обучающиеся высказывают все, что знают или думают, по обсуждаемой теме занятия настраиваются на учебную деятельность, развивают мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Личностные УД

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Применение новых знаний на практике

Зачитывает задания и отвечает на уточняющие вопросы по его выполнению, обеспечивает обучающихся необходимыми материалами для успешного выполнения практической работы, контролирует ход работ.

Решают задачи

Познавательные: Умение обобщить наглядную информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Применяет прием «10 баллов»

Оценивают по 10- ти бальной шкале работу на учебном занятии: «Я»- от 0 до 10

«Мы»- от 0 до 10

«Дело»- от 0 до 10

Регулятивные УД

Оценка- выявление и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Масштабы

 

Цель урока: Сформировать практические умения решения задач на масштабы.

Наглядные пособия и принадлежности:

Плакат «Виды масштабов».

Задания к выполнению практической работы.

Линейка, карандаш.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практическая работа включает 8 заданий (по две задачи в каждом):

ЗАДАНИЕ 1. Определить какой масштаб крупнее и во сколько раз?

1:10 и 1:2000

Правило: Тот масштаб крупнее, у которого знаменатель меньше.

Ответ: Масштаб 1:10 крупнее масштаба 1:2000 в 20 раз.

ЗАДАНИЕ 2. Определить длину линии (ав) на плане, если дано АВ=28.5м. Масштаб плана 1:1000.

Правило: Чтоб определить длину линии на плане (ав), необходимо длину линии на местности (АВ) разделить на знаменатель масштаба.

Решение:

Ответ: Длина линии на плане ав = 2.85см

ЗАДАНИЕ 3. Определить длину линии на местности (АВ), если дано ав=7.3см. Масштаб плана 1:2000.

Правило: Чтоб вычислить длину линии на местности (АВ), необходимо длину линии на плане (ав) умножить на знаменатель масштаба.

Решение:

Ответ: АВ = 146 м.

ЗАДАНИЕ 4. Построить линейный масштаб по численному, если дано:

Численный масштаб 1:1000; Основание масштаба а = 2см.

Порядок Построения:

Проводят прямую линию длиной 8см .

На этой прямой откладывают несколько раз отрезок а = 2см .

Первое крайнее основание масштаба делят на десять равных частей.

Выполняют оцифровку масштаба:

а) правую крайнюю точку (М) первого основания принимают за нуль ;

б) левая крайняя точка (К) первого основания соответствует тому числу метров, которому на местности соответствует в данном масштабе основания.

Для масштаба 1:1000 - 20м.

в) затем выполняют оцифровку последующих точек вправо от нуля - около каждого деления подписывают значения соответствующих расстояний на местности;

г) одно деление в первом основание равно доли основания (малое деление).

Для данного масштаба малое деление равно 2 м.

ЗАДАНИЕ 5. На линейном масштабе 1:1000 отложить длину отрезка на местности d (рис.1).

t1634017166aa.png

 

Рис. 1 Построение отрезка на линейном масштабе


 

Решение: Для масштаба 1:1000 основание масштаба соответствует 20м

(при а = 2м), малое деление

Тогда при расстоянии 53м получим целых оснований 2.

(53м : 23м = 2 целых основания; 13м - остаток)

Малых делений 6.5 (13м : 2м = 6.5) .

ЗАДАНИЕ 6. Определить графическую точность t линейного масштаба 1:1000.

Правило: Графической точностью t линейного масштаба называют наименьшую длину отрезка на местности, соответствующую 0.5мм на плане в масштабе чертежа.

Решение: Масштаб 1:1000.

1см - 10м

0,5мм = 0.05см – tм

t = 10 ∙ 0.05 = 0.10м = 10см

Ответ: t = 10 см.

ЗАДАНИЕ 7. а) построить поперечный масштаб по численному 1:1000, если дано: а = 2см - основание масштаба; в = 2.5см - расстояние по вертикали; m=10 делений - число делений в основании; п = 10 делений - число делений по вертикали.

в) определить графическую точность поперечного масштаба.

Решение: 1. Проводят прямую линию длиной 10см (рис.2а).t1634017166ab.png

 

 

 

 

 

 

Рис. 2а Построение поперечного масштаба (1 этап)

 

2. На прямой линии (КЕ) откладывают несколько раз отрезок а = 2 см (рис. 2а). Получают точки К, М, N, Д, F, Е.

3. В полученных точках К, М, N, Д, F, Е восстанавливают перпендикуляры высотой в = 2,5 см.

Отмечают точки Р, Т…

4. Соединяют точки Р и Т прямой параллельной линией КЕ.

5. Первое нижнее основание масштаба КМ и верхнее основание РТ делят на десять равных частей (рис. 3в).

t1634017166ac.png

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 в (3 этап)

 

6. Соединяют полученные точки в такой последовательности:

а) крайнюю точку (Р) верхнего основания соединяют с первой точкой (т.1) нижнего основания КЕ, проводят прямую линию Р1Р;

б) последующие точки соединяют прямыми, параллельными прямой Р1Р (линию Р1Р и параллельные ей называют трансверсалями);

в) расстояние по вертикали КР делят на десять равных частей рис. 3в;

г) из каждой полученной точки на КР проводят прямые параллельные нижней прямой КЕ (рис.3г).

t1634017166ad.png

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 г Оцифровка поперечного масштаба

 

д) выполняют оцифровку поперечного масштаба:

1.На прямой линии КЕ деления подписывают так же, как и при построении линейного масштаба (см. задание №4 п);

2.На вертикальной прямой КР нижняя точка принимается за нуль, каждое наименьшее деление равно 0.01 от основания масштаба, т.е. в данном случае одно наименьшее деление соответствует 0.2м.

ЗАДАНИЕ 7б. Определить графическую точность поперечного масштаба.

Правило: Графической точностью (t) поперечного масштаба называется наименьшая длина отрезка на местности, которая соответствует 0.1мм на плане в масштабе чертежа.

Решение: Масштаб 1:1000 1 см - 10м

0.1мм - 0.01см

t = 0.10м

Ответ: t = 0.10м

ЗАДАНИЕ № 8. На поперечном масштабе отложить длину линии соответствующую на местности АВ = 72.9м .

 

Решение: Для масштаба 1:1000 основание масштаба соответствует 20м (при а = 2см), т.е.

большое деление - 20м;

малое деление -

наименьшее деление по вертикали м

Тогда при расстоянии 72.9м получим:

больших делений 3 (72.9м : 20м = 3 деления; остаток - 12.9м);

малых делений - 6 (12.9м : 2м = 6 делений, остаток - 0.9м);

наименьших делений - 4.5 (0.9м : 0.2м = 45 делений)

 

Вопросы:

1.Что такое масштаб?

2.Что называется численным масштабом?

3. В виде чего выражают численный масштаб?

4.К каким масштабам относятся линейный и поперечный масштабы?

5.Что называется основанием масштаба?

6.Что называется графической точностью линейного масштаба?

7.Сравните масштабы 1:500 и 1:1000. Какой масштаб крупнее и во сколько раз?

8.Масштаб 1:500. Какова графическая точность линейного масштаба?

9.Масштаб 1:1000. Длина линии на плане ав = 5.5см. Какова длина линии на местности?

10.Масштаб 1:2000. Длина линии на местности АВ = 100м. Какова длина линии на плане?

11.Что называется графической точностью поперечного масштаба?

12.Масштаб 1:5000. Какова графическая точность поперечного масштаба?

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.