Конспект практического занятия «Решение задач на масштабы»
Технологическая карта занятия
ОП 04. ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ
Тема: Масштабы
Вид занятия: Практическое занятие
Цели занятия:
Образовательные: сформировать у обучающихся навыки и умения решать задачи по теме: Масштабы для формирования профессиональных компетенций:
Развивающие: способствовать развитию внимания, мышления и самостоятельности на занятии; развивать творческие способности.
Воспитательные: воспитать умение работать самостоятельно; показать связь предмета Основы геодезии с другими предметами; содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине, выбранной профессии.
Задачи:
Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе
Метапредметные: выработка самостоятельности суждений при работе с информацией; умений адекватно устанавливать границы уже известного и неизвестного
Предметные: Овладение алгоритмами решения задач на масштабы.
Методы проведения занятия: наглядный, проблемный метод решения поставленных задач посредством самостоятельной работы.
Степени активности и самостоятельности обучающихся: индивидуальная.
Межпредметные связи: Основы геодезии, математика, география.
Квалификационные требования:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ресурсы:
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, географические схемы-карты.
Демонстрационный материал: раздаточный материал на каждую парту, инструктажи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
Формируемые УУД |
Организационный этап |
Приветствует обучающихся, проверяет явку и готовность к занятию, психологически настраивает на занятие |
Приветствуют преподавателя, психологически настраиваются на занятие |
|
Постановка цели и задач занятия. |
Вниманию обучающихся представляется слайд, на котором изображена линия на местности. Предлагается уменьшить ее, для того, чтобы перенести ее на карту. Вопрос обучающимся: во сколько раз нужно уменьшить линию, что бы уместить ее на карту? |
Дают предположительные ответы. Ставят цель, задают вопросы. |
Регулятивные УД Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; Познавательные: формирование умения работать с информацией. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. |
Мотивация учебной деятельности
|
Прием: посредством изложения ставит проблемную задачу перед учащимися. Актуализируя опыт ученика на успешное решение задачи.
Направляет работу обучающихся так, чтобы они могли вывести то или иное, правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. |
Воспринимают проблемную задачу. Анализируют свой опыт и знание, необходимые для решения задачи. В случае необходимости, запрашивают у преподавателя консультацию о путях решения задач. |
Личностные УД личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций |
Актуализация знаний
|
Предлагаются обучающимся несколько блиц-задач на применение знаний о масштабах.
|
Обучающиеся высказывают все, что знают или думают, по обсуждаемой теме занятия настраиваются на учебную деятельность, развивают мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. |
Личностные УД формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств |
Применение новых знаний на практике |
Зачитывает задания и отвечает на уточняющие вопросы по его выполнению, обеспечивает обучающихся необходимыми материалами для успешного выполнения практической работы, контролирует ход работ. |
Решают задачи |
Познавательные: Умение обобщить наглядную информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. |
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Применяет прием «10 баллов» |
Оценивают по 10- ти бальной шкале работу на учебном занятии: «Я»- от 0 до 10 «Мы»- от 0 до 10 «Дело»- от 0 до 10 |
Регулятивные УД Оценка- выявление и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Масштабы
Цель урока: Сформировать практические умения решения задач на масштабы.
Наглядные пособия и принадлежности:
Плакат «Виды масштабов».
Задания к выполнению практической работы.
Линейка, карандаш.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Практическая работа включает 8 заданий (по две задачи в каждом):
ЗАДАНИЕ 1. Определить какой масштаб крупнее и во сколько раз?
1:10 и 1:2000
Правило: Тот масштаб крупнее, у которого знаменатель меньше.
Ответ: Масштаб 1:10 крупнее масштаба 1:2000 в 20 раз.
ЗАДАНИЕ 2. Определить длину линии (ав) на плане, если дано АВ=28.5м. Масштаб плана 1:1000.
Правило: Чтоб определить длину линии на плане (ав), необходимо длину линии на местности (АВ) разделить на знаменатель масштаба.
Решение:
Ответ: Длина линии на плане ав = 2.85см
ЗАДАНИЕ 3. Определить длину линии на местности (АВ), если дано ав=7.3см. Масштаб плана 1:2000.
Правило: Чтоб вычислить длину линии на местности (АВ), необходимо длину линии на плане (ав) умножить на знаменатель масштаба.
Решение:
Ответ: АВ = 146 м.
ЗАДАНИЕ 4. Построить линейный масштаб по численному, если дано:
Численный масштаб 1:1000; Основание масштаба а = 2см.
Порядок Построения:
Проводят прямую линию длиной 8см .
На этой прямой откладывают несколько раз отрезок а = 2см .
Первое крайнее основание масштаба делят на десять равных частей.
Выполняют оцифровку масштаба:
а) правую крайнюю точку (М) первого основания принимают за нуль ;
б) левая крайняя точка (К) первого основания соответствует тому числу метров, которому на местности соответствует в данном масштабе основания.
Для масштаба 1:1000 - 20м.
в) затем выполняют оцифровку последующих точек вправо от нуля - около каждого деления подписывают значения соответствующих расстояний на местности;
г) одно деление в первом основание равно доли основания (малое деление).
Для данного масштаба малое деление равно 2 м.
ЗАДАНИЕ 5. На линейном масштабе 1:1000 отложить длину отрезка на местности d (рис.1).
Рис. 1 Построение отрезка на линейном масштабе
Решение: Для масштаба 1:1000 основание масштаба соответствует 20м
(при а = 2м), малое деление
Тогда при расстоянии 53м получим целых оснований 2.
(53м : 23м = 2 целых основания; 13м - остаток)
Малых делений 6.5 (13м : 2м = 6.5) .
ЗАДАНИЕ 6. Определить графическую точность t линейного масштаба 1:1000.
Правило: Графической точностью t линейного масштаба называют наименьшую длину отрезка на местности, соответствующую 0.5мм на плане в масштабе чертежа.
Решение: Масштаб 1:1000.
1см - 10м
0,5мм = 0.05см – tм
t = 10 ∙ 0.05 = 0.10м = 10см
Ответ: t = 10 см.
ЗАДАНИЕ 7. а) построить поперечный масштаб по численному 1:1000, если дано: а = 2см - основание масштаба; в = 2.5см - расстояние по вертикали; m=10 делений - число делений в основании; п = 10 делений - число делений по вертикали.
в) определить графическую точность поперечного масштаба.
Решение: 1. Проводят прямую линию длиной 10см (рис.2а).
Рис. 2а Построение поперечного масштаба (1 этап)
2. На прямой линии (КЕ) откладывают несколько раз отрезок а = 2 см (рис. 2а). Получают точки К, М, N, Д, F, Е.
3. В полученных точках К, М, N, Д, F, Е восстанавливают перпендикуляры высотой в = 2,5 см.
Отмечают точки Р, Т…
4. Соединяют точки Р и Т прямой параллельной линией КЕ.
5. Первое нижнее основание масштаба КМ и верхнее основание РТ делят на десять равных частей (рис. 3в).
Рис. 3 в (3 этап)
6. Соединяют полученные точки в такой последовательности:
а) крайнюю точку (Р) верхнего основания соединяют с первой точкой (т.1) нижнего основания КЕ, проводят прямую линию Р1Р;
б) последующие точки соединяют прямыми, параллельными прямой Р1Р (линию Р1Р и параллельные ей называют трансверсалями);
в) расстояние по вертикали КР делят на десять равных частей рис. 3в;
г) из каждой полученной точки на КР проводят прямые параллельные нижней прямой КЕ (рис.3г).
Рис. 3 г Оцифровка поперечного масштаба
д) выполняют оцифровку поперечного масштаба:
1.На прямой линии КЕ деления подписывают так же, как и при построении линейного масштаба (см. задание №4 п);
2.На вертикальной прямой КР нижняя точка принимается за нуль, каждое наименьшее деление равно 0.01 от основания масштаба, т.е. в данном случае одно наименьшее деление соответствует 0.2м.
ЗАДАНИЕ 7б. Определить графическую точность поперечного масштаба.
Правило: Графической точностью (t) поперечного масштаба называется наименьшая длина отрезка на местности, которая соответствует 0.1мм на плане в масштабе чертежа.
Решение: Масштаб 1:1000 1 см - 10м
0.1мм - 0.01см
t = 0.10м
Ответ: t = 0.10м
ЗАДАНИЕ № 8. На поперечном масштабе отложить длину линии соответствующую на местности АВ = 72.9м .
Решение: Для масштаба 1:1000 основание масштаба соответствует 20м (при а = 2см), т.е.
большое деление - 20м;
малое деление -
наименьшее деление по вертикали м
Тогда при расстоянии 72.9м получим:
больших делений 3 (72.9м : 20м = 3 деления; остаток - 12.9м);
малых делений - 6 (12.9м : 2м = 6 делений, остаток - 0.9м);
наименьших делений - 4.5 (0.9м : 0.2м = 45 делений)
Вопросы:
1.Что такое масштаб?
2.Что называется численным масштабом?
3. В виде чего выражают численный масштаб?
4.К каким масштабам относятся линейный и поперечный масштабы?
5.Что называется основанием масштаба?
6.Что называется графической точностью линейного масштаба?
7.Сравните масштабы 1:500 и 1:1000. Какой масштаб крупнее и во сколько раз?
8.Масштаб 1:500. Какова графическая точность линейного масштаба?
9.Масштаб 1:1000. Длина линии на плане ав = 5.5см. Какова длина линии на местности?
10.Масштаб 1:2000. Длина линии на местности АВ = 100м. Какова длина линии на плане?
11.Что называется графической точностью поперечного масштаба?
12.Масштаб 1:5000. Какова графическая точность поперечного масштаба?