12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Малышева86
Россия, Калужская обл., Калуга
Малышева Татьяна Александровна,

 

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, СП "Радуга"

 

Конспект интегрированного занятия

«Весна. Март»

по теме «Встреча весны по народному календарю»

программы «Пестрая карусель»

1 год обучения, 7-8 лет

Цель: Обучить детей умению устанавливать взаимосвязи в природе с помощью народных знаний наших предков, обобщить жизненные наблюдения детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны

Задачи:

актуализировать представления детей об изменениях в жизни растений, животных,

человека весной, выделить признаки весны;

познакомить с народными традициями встречи весны;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, народным традициям;

закрепить умение анализировать, систематизировать, классифицировать признаки;

развивать память, внимание, коммуникабельность.

Теоретический материал: закрепить понятие о времени года – весне, признаках весны (становится холоднее, птицы улетают на юг, кругом снег, льдом покрываются реки, люди одеваются теплее и т. д.), отличие от зимы, весенние месяцы (март, апрель, май), их народные названия, изменения в природе, характерные месяцам; представление о весенних праздниках (Герасим-Грачевник, Масленица (встреча весны), Сороки, Пасха). Более подробно – представление о народном празднике – Герасим-Грачевник.

Понятие «пейзаж» в изобразительном искусстве, анализ картин А.К.Саврасова "Грачи прилетели" и И.И.Левитана "Март".

Практика: упражнение – собрать пазл – картину; народные игры и заклички; творческая работа «Грачи» в технике оригами.

Используемые материалы: доска, картинки весенних месяцев с характерными признаками (капель, проталина, ледоход, грачи, первоцветы, цветущие деревья, кустарники, весенние цветы), слайды картин А.К.Саврасова "Грачи прилетели" и И.И.Левитана "Март", репродукции этих картин (пазлы), изображение дерева на ватмане для творческой работы, листы цветной бумаги, ножницы, клей, «облачко» и «солнышко» для каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент

Формулирование темы и цели урока:

Дети рассматривают картинки с признаками весны на доске.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы можем узнать, посмотрев, на эти картинки? Когда именно мы можем наблюдать то, то мы видим? (весной, изображены явления, которые бывают только весной)

- Ребятки, новость слыхали? Первые грачи прилетели! Знаете, что это означает? Вот что: "Грач на горе - весна на дворе!"

Хватит зимушке-зиме, хозяйничать, пора весне место уступать!

(Педагог инсценируем песенку):

Как зима с весною повстречалися,

Как зима с весною распрощалися.

Ай, лю-ли, лю-ли, повстречалися,

Ай, лю-ли, лю-ли, распрощалися!

Ты прости, прощай, зима-зимушка,

Ты прости, прощай, на весну не серчай.

Ай, лю-ли, лю-ли, зима-зимушка,

Ай, лю-ли, лю-ли, на весну не серчай!

Ждём тебя через годок,

На осенний на пирог!

Такими словами русские люди с зимой прощались.

- Ребята, отгадайте загадку

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла... (весна)

- Какая фраза из загадки помогла вам догадаться, что речь идёт о весне?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (о весне)

- Мы поговорим сегодня, о первом весеннем месяце - марте и узнаем, что происходит в природе в это время, как люди встречают весну, какие праздники были весной, как они проходили.

- Посмотрите в окно, какое время года сейчас? (весна).

- А какое время года она сменяет? (зиму)

- Назовите мне признаки зимы.(становится холоднее, птицы улетают на юг, кругом снег, льдом покрываются реки, люди одеваются теплее и т. д.)

- А чем весна отличается от зимы? (становится теплее, тает снег, проталины, ледоход, набухание почек, прилетают птицы, просыпаются звери, распускаются первоцветы).

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы. В народе их называли: Март -капельник, Апрель - водолей, Май - травень.- как вы думаете, почему?

- МАРТ - первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

- АПРЕЛЬ - месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен. Кругом лужи, журчат ручьи, появляется первая молодая травка.

- МАЙ - месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое, расцветают цветы на полянах.

- Итак, какое время года наступило? (весна)

III. Актуализация и углубление изученного:

- А как же люди встречали весну?

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. В первый раз Весну закликать начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.

Весну встречают несколько раз. Первый раз в конце февраля или в начале марта, когда устраивают гулянья, игры, ходят в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь - символ очищения. Сжигают и соломенное чучело - символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. Второй раз встречают весну в конце марта. Поют заклички - веснянки, ждали прилета первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других. Взрослые пекут из теста образы птиц, и целый день дети бегают с ними, зазывая весну и тепло.

- А какая весна без солнышка? Надо его позвать! Давайте вместе звать, закличку кричать:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут. (Закличка повторяется 2-3 раза)

- Давайте весне помогать, её зазывать, загадки весенние отгадывать. Повторяйте за мной!

Приди, весна-красная,

(Дети "эхом" повторяют каждую строку)

Приди, весна с радостью,

С доброй радостью,

Великой милостью!

Вот и загадки весенние:

Н а дворе горой, а в избе водой. (снег)

А что вниз головой растёт? Солнце припечёт - она слёзы польёт. (сосулька)

Её не сеют, а она зеленеет. (трава)

В голубенькой рубашке бежит подну овражка. (ручей)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (подснежник)

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно...(грачей).

Вот как весело стало, когда солнышко ярко засветило, Весна пришла! А где веселье, там и игры.

Игра "Золотые ворота"

Правила игры "Золотые ворота": выбираются 2 играков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Остальные игроки встают цепочкой (берутся заруки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые "ворота".

- Отгадайте загадку:

На вербе с треском рвутся почки.

На речке лёд трещит в ночи.

И гнёзда вьют без проволочки

На ветках первые...(грачи)

Появление грачей после долгой зимы радостно отмечалось всеми, как начало весны. В народном календаре природы даже был специальный день, в который, как считалось, грачи возвращались из южных краёв. Этот день, день Герасима-Грачевника, понародным приметам, приходился на 17 марта. В старину даже существовало множество пословиц и примет, связывающих появление грачей с наступлением весны: "Грач зиму расклевал". "Грач на горе-так и весна на дворе", "Увидал грача-весну встречай", "Герасим-Грачевник грача на Русь ведёт".

Расматривание картин- А.К.Саврасова "Грачи прилетели"и И.И.Левитана "Март".

Ребята, посмотрите, как чудестно об этом рассказал русский художник А.Саврасов в своей картине "Грачи прилетели". (Показ картины)

Перед нами скромный, сельский пейзаж, кусочек деревни. На переднем плане, на покрытом тающим, ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые, кривые берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего "посёлка". На заднем плане виден освещённый весенним солнцем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. Этот скромный пейзаж наполнен прзрачным, звенящим от грачиного гомона, весенним воздухом. Он чувствуется и в облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной. И веет от картины чем-то близким и родным.

А вот картина русского художника И.Левитана "Март" (Показ картины)

Настроение пробуждающейся природы художник передал, главным образом, через изображение мартовского солнца - ослепительно яркого, радостного, лучезарного (сверкающий, сияющий). Снег на картине тоже удивительный- рыхлый, тающий с прозрачно-синими тенями, как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Тянущиеся к ярко - синему небу тонкие рыжие ветки берёз и осин, ярко-жёлтая от солнца стена дома. И, конечно, мохнатая лошадка, пригревшаяся на солнышке возле крыльца усадьбы .Исаак Ильич был бесконечно влюблён в тихую прелесть русской природы, художник и нам позволяет прикоснуться к чарующему её обаянию, услышать песню её пробуждения.

- А теперь, ребята, попробуем собрать картину И.Левитана "Март" из пазлов, они лежат у вас на столе в конвертах (Работа с пазлами).

Итак, вы познакомились с картинами знаменитых русских художников. Давайте их ещё раз назавём: Алексеё Саврасов "Грачи прилетели" и Исаак Левитан "Март".

Творческая работа.

- А сейчас мы все вместе тоже станем художниками - мастерами и создадим своё художественное произведение. (Работа в группах)

- Ребята, посмотрите, на это весеннее дерево, пока на нём никто не живёт. Я предлагаю вам заселить его грачами, сделанными из бумаги в технике оригами. Давайте вспомним, что такое оригами? - Это искусство складывания бумаги, пришло оно к нам из Японии. Оригами создано для того, чтобы приносить людям радость, я думаю, мы сегодня доставим радость себе и нашим гостям.

Как мы будем это делать. Задача наших мастеров:

- одна группа вырезает из цветной бумаги "солнышко"(используя шаблоны),

- вторая группа - "облака",

- третья группа - "птичек" ( вместе с педагогом).

- И так приступаем к работе, а пока мы будем складывать из бумаги своего грача, давайте вспомним правила пользования ножницами - нельзя размахивать ножницами, держать надо лезвиями от себя, передавать и переносить ножницы, держа за лезвия, концами вперёд.

1.Берём чёрный квадрат, складываем его по диагонали, соединяя противоположные углы. Хорошо проглаживаем линию сгиба.

2.Затем разворачиваем лист и загибаем углы к линии сгиба, проглаживаем.

3. Теперь загибаем нижние углы к линии сгиба, проглаживаем. Открываем нижние углы и разрезаем по линии сгиба до середины. Получившиеся уголки огибаем в разные стороны.

4. Складываем работу пополам. Отогнутые уголки - это лапки птицы.

5. Верхний острый угол загнуть вовнутрь - это получится клюв.

6. Вот какая красивая и гордая птица у нас получилась. Это и будут жители нашего весеннего дерева. Давайте их расселим.

- Собираем работу и придумываем название.

Заключительное слово.

Молодцы! Красивая получилась картина и мы смело можем сказать, что и наши заклички и весенние загадки, и игры, и новые знания о весне, помогут нам полюбить это замечательное время года и радоваться каждому весеннему солнечному деньку.

Рефлексия.

- А сейчас я вас попрошу оценить нашу сегодняшнюю работу.

Все вы узнали, что-то новое о весне и вам было интересно, поднимите "солнышко".

Всем вам было грустно и неинтересно, поднимите "облачко".

Молодцы, всем спасибо за работу, до свидания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.