Конспект занятия «Весна. Март» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 24 December 2018
Малышева Татьяна Александровна,

 

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, СП "Радуга"

 

«Весна. Март»

по теме «Встреча весны по народному календарю»

программы «Пестрая карусель»

1 год обучения, 7-8 лет

Цель: Обучить детей умению устанавливать взаимосвязи в природе с помощью народных знаний наших предков, обобщить жизненные наблюдения детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны

Задачи:

актуализировать представления детей об изменениях в жизни растений, животных,

человека весной, выделить признаки весны;

познакомить с народными традициями встречи весны;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, народным традициям;

закрепить умение анализировать, систематизировать, классифицировать признаки;

развивать память, внимание, коммуникабельность.

Теоретический материал: закрепить понятие о времени года – весне, признаках весны (становится холоднее, птицы улетают на юг, кругом снег, льдом покрываются реки, люди одеваются теплее и т. д.), отличие от зимы, весенние месяцы (март, апрель, май), их народные названия, изменения в природе, характерные месяцам; представление о весенних праздниках (Герасим-Грачевник, Масленица (встреча весны), Сороки, Пасха). Более подробно – представление о народном празднике – Герасим-Грачевник.

Понятие «пейзаж» в изобразительном искусстве, анализ картин А.К.Саврасова "Грачи прилетели" и И.И.Левитана "Март".

Практика: упражнение – собрать пазл – картину; народные игры и заклички; творческая работа «Грачи» в технике оригами.

Используемые материалы: доска, картинки весенних месяцев с характерными признаками (капель, проталина, ледоход, грачи, первоцветы, цветущие деревья, кустарники, весенние цветы), слайды картин А.К.Саврасова "Грачи прилетели" и И.И.Левитана "Март", репродукции этих картин (пазлы), изображение дерева на ватмане для творческой работы, листы цветной бумаги, ножницы, клей, «облачко» и «солнышко» для каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент

Формулирование темы и цели урока:

Дети рассматривают картинки с признаками весны на доске.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы можем узнать, посмотрев, на эти картинки? Когда именно мы можем наблюдать то, то мы видим? (весной, изображены явления, которые бывают только весной)

- Ребятки, новость слыхали? Первые грачи прилетели! Знаете, что это означает? Вот что: "Грач на горе - весна на дворе!"

Хватит зимушке-зиме, хозяйничать, пора весне место уступать!

(Педагог инсценируем песенку):

Как зима с весною повстречалися,

Как зима с весною распрощалися.

Ай, лю-ли, лю-ли, повстречалися,

Ай, лю-ли, лю-ли, распрощалися!

Ты прости, прощай, зима-зимушка,

Ты прости, прощай, на весну не серчай.

Ай, лю-ли, лю-ли, зима-зимушка,

Ай, лю-ли, лю-ли, на весну не серчай!

Ждём тебя через годок,

На осенний на пирог!

Такими словами русские люди с зимой прощались.

- Ребята, отгадайте загадку

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла... (весна)

- Какая фраза из загадки помогла вам догадаться, что речь идёт о весне?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (о весне)

- Мы поговорим сегодня, о первом весеннем месяце - марте и узнаем, что происходит в природе в это время, как люди встречают весну, какие праздники были весной, как они проходили.

- Посмотрите в окно, какое время года сейчас? (весна).

- А какое время года она сменяет? (зиму)

- Назовите мне признаки зимы.(становится холоднее, птицы улетают на юг, кругом снег, льдом покрываются реки, люди одеваются теплее и т. д.)

- А чем весна отличается от зимы? (становится теплее, тает снег, проталины, ледоход, набухание почек, прилетают птицы, просыпаются звери, распускаются первоцветы).

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы. В народе их называли: Март -капельник, Апрель - водолей, Май - травень.- как вы думаете, почему?

- МАРТ - первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

- АПРЕЛЬ - месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен. Кругом лужи, журчат ручьи, появляется первая молодая травка.

- МАЙ - месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое, расцветают цветы на полянах.

- Итак, какое время года наступило? (весна)

III. Актуализация и углубление изученного:

- А как же люди встречали весну?

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. В первый раз Весну закликать начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.

Весну встречают несколько раз. Первый раз в конце февраля или в начале марта, когда устраивают гулянья, игры, ходят в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь - символ очищения. Сжигают и соломенное чучело - символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. Второй раз встречают весну в конце марта. Поют заклички - веснянки, ждали прилета первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других. Взрослые пекут из теста образы птиц, и целый день дети бегают с ними, зазывая весну и тепло.

- А какая весна без солнышка? Надо его позвать! Давайте вместе звать, закличку кричать:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут. (Закличка повторяется 2-3 раза)

- Давайте весне помогать, её зазывать, загадки весенние отгадывать. Повторяйте за мной!

Приди, весна-красная,

(Дети "эхом" повторяют каждую строку)

Приди, весна с радостью,

С доброй радостью,

Великой милостью!

Вот и загадки весенние:

Н а дворе горой, а в избе водой. (снег)

А что вниз головой растёт? Солнце припечёт - она слёзы польёт. (сосулька)

Её не сеют, а она зеленеет. (трава)

В голубенькой рубашке бежит подну овражка. (ручей)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (подснежник)

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно...(грачей).

Вот как весело стало, когда солнышко ярко засветило, Весна пришла! А где веселье, там и игры.

Игра "Золотые ворота"

Правила игры "Золотые ворота": выбираются 2 играков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Остальные игроки встают цепочкой (берутся заруки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые "ворота".

- Отгадайте загадку:

На вербе с треском рвутся почки.

На речке лёд трещит в ночи.

И гнёзда вьют без проволочки

На ветках первые...(грачи)

Появление грачей после долгой зимы радостно отмечалось всеми, как начало весны. В народном календаре природы даже был специальный день, в который, как считалось, грачи возвращались из южных краёв. Этот день, день Герасима-Грачевника, понародным приметам, приходился на 17 марта. В старину даже существовало множество пословиц и примет, связывающих появление грачей с наступлением весны: "Грач зиму расклевал". "Грач на горе-так и весна на дворе", "Увидал грача-весну встречай", "Герасим-Грачевник грача на Русь ведёт".

Расматривание картин- А.К.Саврасова "Грачи прилетели"и И.И.Левитана "Март".

Ребята, посмотрите, как чудестно об этом рассказал русский художник А.Саврасов в своей картине "Грачи прилетели". (Показ картины)

Перед нами скромный, сельский пейзаж, кусочек деревни. На переднем плане, на покрытом тающим, ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые, кривые берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего "посёлка". На заднем плане виден освещённый весенним солнцем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. Этот скромный пейзаж наполнен прзрачным, звенящим от грачиного гомона, весенним воздухом. Он чувствуется и в облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной. И веет от картины чем-то близким и родным.

А вот картина русского художника И.Левитана "Март" (Показ картины)

Настроение пробуждающейся природы художник передал, главным образом, через изображение мартовского солнца - ослепительно яркого, радостного, лучезарного (сверкающий, сияющий). Снег на картине тоже удивительный- рыхлый, тающий с прозрачно-синими тенями, как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Тянущиеся к ярко - синему небу тонкие рыжие ветки берёз и осин, ярко-жёлтая от солнца стена дома. И, конечно, мохнатая лошадка, пригревшаяся на солнышке возле крыльца усадьбы .Исаак Ильич был бесконечно влюблён в тихую прелесть русской природы, художник и нам позволяет прикоснуться к чарующему её обаянию, услышать песню её пробуждения.

- А теперь, ребята, попробуем собрать картину И.Левитана "Март" из пазлов, они лежат у вас на столе в конвертах (Работа с пазлами).

Итак, вы познакомились с картинами знаменитых русских художников. Давайте их ещё раз назавём: Алексеё Саврасов "Грачи прилетели" и Исаак Левитан "Март".

Творческая работа.

- А сейчас мы все вместе тоже станем художниками - мастерами и создадим своё художественное произведение. (Работа в группах)

- Ребята, посмотрите, на это весеннее дерево, пока на нём никто не живёт. Я предлагаю вам заселить его грачами, сделанными из бумаги в технике оригами. Давайте вспомним, что такое оригами? - Это искусство складывания бумаги, пришло оно к нам из Японии. Оригами создано для того, чтобы приносить людям радость, я думаю, мы сегодня доставим радость себе и нашим гостям.

Как мы будем это делать. Задача наших мастеров:

- одна группа вырезает из цветной бумаги "солнышко"(используя шаблоны),

- вторая группа - "облака",

- третья группа - "птичек" ( вместе с педагогом).

- И так приступаем к работе, а пока мы будем складывать из бумаги своего грача, давайте вспомним правила пользования ножницами - нельзя размахивать ножницами, держать надо лезвиями от себя, передавать и переносить ножницы, держа за лезвия, концами вперёд.

1.Берём чёрный квадрат, складываем его по диагонали, соединяя противоположные углы. Хорошо проглаживаем линию сгиба.

2.Затем разворачиваем лист и загибаем углы к линии сгиба, проглаживаем.

3. Теперь загибаем нижние углы к линии сгиба, проглаживаем. Открываем нижние углы и разрезаем по линии сгиба до середины. Получившиеся уголки огибаем в разные стороны.

4. Складываем работу пополам. Отогнутые уголки - это лапки птицы.

5. Верхний острый угол загнуть вовнутрь - это получится клюв.

6. Вот какая красивая и гордая птица у нас получилась. Это и будут жители нашего весеннего дерева. Давайте их расселим.

- Собираем работу и придумываем название.

Заключительное слово.

Молодцы! Красивая получилась картина и мы смело можем сказать, что и наши заклички и весенние загадки, и игры, и новые знания о весне, помогут нам полюбить это замечательное время года и радоваться каждому весеннему солнечному деньку.

Рефлексия.

- А сейчас я вас попрошу оценить нашу сегодняшнюю работу.

Все вы узнали, что-то новое о весне и вам было интересно, поднимите "солнышко".

Всем вам было грустно и неинтересно, поднимите "облачко".

Молодцы, всем спасибо за работу, до свидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.