Конспект проведения консультации с родителями детей старшей группы на тему: «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

0
0
Материал опубликован 21 September

Конспект проведения консультации с родителями детей старшей группы на тему:

«Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

Цель: актуализация проблемы формирования математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в семейном воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

Способствовать расширению у родителей знаний о формировании математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития.

Познакомить родителей с играми, способствующими формированию математических представлений.

Помочь родителям организовать дома работу, направленную на формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития.


Ход консультации:


Здравствуйте, Уважаемые родители! Я студентка педагогического колледжа, будущий воспитатель. Меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня мы с вами поговорим на тему «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности».


Одним из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которыми овладевают подрастающие поколения, пожалуй, являются именно математические. В повседневной жизни, в быту, в играх ребенок довольно рано начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют применения математического решения.

Формирование элементарных математических представлений является средством успешного умственного развития ребенка, его познавательных способностей, в дальнейшем также благотворно влияет на формирование коммуникативных навыков.

В широком понимании, формирование ЭМП подразумевает знакомство с геометрическими фигурами, с цифрами, числами, счётом, умение считать предметы, сравнивать предметы по соответствующим признакам, ориентироваться в пространстве и на плоскости (например, в комнате, на альбомном листе), ориентироваться во времени, конструирование: владение навыками составлять предмет из частей, из палочек.


К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с помощью счетных палочек и решают простые задачи. Другие не могут назвать ни одной цифры, не умеют считать, смешивают фигуры, не ориентируются на листе бумаги, не могут выполнить простейшие рисунки, не приобретают элементарных математических знаний, умений и навыков, которыми владеют нормально развивающиеся дошкольники.

Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых имеются нарушения пространственной ориентировки, недоразвитие мелкой моторки пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, черчением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур. На обучение накладывают отпечаток сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания, низкая работоспособность, недостаточное развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Все это создает повышенные трудности в овладении математикой.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений, в том числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, игрой с мячом и т.д.

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители.

Приведу Вам пример игр и игровых упражнений на формирование элементарных математических представлений.

Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.


Следующий вариант игры сложнее.

Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части. Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.

Следующая игра направлена не только на формирование элементарных математических представлений, а также на развитие внимания, мышления.

Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.


Следующая игра не требует материала и оборудования.

Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров – детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?".

Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти какому-то близкому объекту.

Счет на кухне. Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.


Все это хорошо подготовит ребенка к школе и сделает ее интересной и познавательной. Так, в игровой форме, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Уважаемые родители, мы надеемся, что вы будете дома использовать методы, с которыми познакомились. И Вы убедитесь, что эти игры и упражнения не требуют финансовых затрат и не занимают много времени, а польза огромная.

Желаем успехов в воспитании и развитии вашего ребенка!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации