Статья «Развитие представлений об окружающей действительности у детей с задержкой психического развития»
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Умственное развитие ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов - восприятия, представлений, мышления. Содержание умственного развития включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости.
У дошкольника в норме большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребенка ЗПР стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с ЗПР, в их систематизации, в том, чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребенка.
Педагоги и воспитатели передают детям знания об окружающем в процессе всей жизни и деятельности в дошкольном учреждении. Особую роль в этом процессе играют занятия, наблюдения и специально организованная деятельность детей.
Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком дошкольником систематических знаний, является ознакомление с окружающим. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда они будут получать не отдельные знания о предмете, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимость той или иной области действительности.
Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объектами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерности. Но есть и общие задачи, которые решаются на всех этапах по ознакомлению с окружающим.
В ходе ознакомления с окружающим, прежде всего, появляется возможность расширить представления ребенка-дошкольника о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определять условия деятельности.
Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагают опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделять их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребенка-дошкольника.
В дошкольном воспитании и обучении детей с ЗПР важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основной целью этих интегрированных занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности и развитие связной (монологической) речи детей. Обогащение детей знаниями, об окружающем мире, неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Эти занятия должны явиться одним из эффективных средств не только умственного развития (навыков анализа, сравнения, обобщения) детей с ЗПР, но и активизации словарного запаса, формирования связной речи.
Ознакомление с изучаемыми предметами и явлениями и первоначальные представления о них дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий. Анализ, сравнение, обобщение, суждения об увиденном, установление причинно-следственных связей, составление высказываний и рассказов происходят на занятиях, организуемых педагогом-дефектологом. Закрепление и расширение сформированных на занятиях представлений и знаний должны происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.
Существенная роль в усвоении программного материала принадлежит обучению приемам наблюдения за погодой, растениями и животными.
Наблюдения за погодой осуществляется ежедневно во время прогулок.
Детей необходимо научить, за какими объектами следует вести наблюдения, чтобы судить о погоде на улице, научить сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же объектом (к примеру, вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня - твердый, колючий, мелкий).
Систематические наблюдения позволяют создать у ребенка отчетливые разносторонние представления. Так, наблюдая за одним и тем же растением (своим «зеленым другом») на участке детского сада в течение года, ребенок непосредственно видит сезонные изменения, происходящие с ним (увядание, опадание листьев, набухание почек, цветение, распускание листьев).
В других случаях наблюдения за объектами природы (животными, растениями), а также за трудом людей проводятся эпизодически. Такое наблюдение, имеющее всегда четко определенную цель, не должно быть продолжительным: оно ведется в течение 5-7 мин.
Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи является обязательное наличие практической деятельности при изучении любой темы программы.
Во время экскурсий и целевых прогулок это может быть сбор природного материала с использованием развивающих заданий, например, подбор листьев, одинаковых по цвету, по форме, по размеру, составление букетов из листьев одной породы дерева, но разных по размеру и т.п. После экскурсии можно предложить детям нарисовать то, что они увидели на прогулке, на экскурсии, подсказав сюжеты (обычно то, что было эмоционально воспринято детьми на прогулке, вызвало у них удивление, радость), к примеру, такие, как «Первая травка», «Снегири на рябине», «Грибной дождь».
Знания и представления, накопленные детьми в процессе наблюдений и собственной практической деятельности, углубляются и систематизируются на последующих занятиях, где обсуждаются результаты наблюдений и делаются выводы. Направляя деятельность детей с помощью вопросов, педагог учит детей вспоминать, анализировать и обобщать свои наблюдения. В целях подготовки детей к словесному описанию необходимо провести сначала наглядное обобщение увиденного. Полезно предложить выбрать из набора картинок, изображающих разные явления одного сезона, ту, которая соответствует погоде данного дня. Например, на картинках изображены ясный осенний день и дождливый, пасмурный день; дерево в пору золотой осени и голые деревья, осыпавшиеся листья лежат на земле. Ребенка просят найти картинку, соответствующую состоянию природы в данный момент, и объяснить свой выбор.
На занятиях ребенок получает самые разнообразные задания, например, ему следует описать предмет, рассказав о его характерных (отличительных) признаках, или сравнить предмет с другими и выделить в нем существенные признаки, позволяющие отнести его в ту или иную предметную категорию.
Словесные дидактические игры типа игры «Угадай по описанию», позволяя ребенку услышать от педагога образец описания предмета, способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря.
С помощью настолько-печатных дидактических игр «Зоологическое лото», «Парные картинки», «Четвертый лишний», «Путаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.
Выполняя систематически подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае обирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.
Правильная организация деятельности детей 5-6-го года жизни состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению учебных заданий. По мере того как у детей формируются познавательные интересы, и они овладевают элементами учебной деятельности, доля игрового метода обучения должна уменьшаться.
Дидактические игры, проводимые на занятиях учителем-дефектологом или воспитателем, подготавливают детей к творческим сюжетно-ролевым играм.
Системы работы по ознакомлению детей с окружающим миром, осуществляемая в указанных направлениях (непосредственные систематические наблюдения, предметно-практическая деятельность детей, умственная и речевая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры), способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.
Наблюдая за трудом людей разных специальностей, дети смогут научиться различать трудовые действия, характерные для той или иной специальности, употреблять наряду с конкретными (маляр, штукатур и др.) обобщенные названия профессий (строитель, рабочий), осознавать общественную значимость труда. Этому способствуют беседы на тему «Почему отмечается праздник строителей? медицинского работника? учителя?», дидактические игры «Чей труд важнее?», «Все - для всех» и др.
С детьми, которые не усвоили материал на занятии, полезно проводить дидактические игры, ориентируясь на учебную задачу. Так, с детьми, которым трудно запомнить слова, выражающие пространственные отношения, можно ежедневно проводить игру «Угадай, что изменилось», увеличивая количество объектов и заменяя их новыми. Полезны словесно-дидактические игры. На расширение предметного и глагольного словарей. Такие игры - «Кому что нужно?», «Кто что делает?». На словесное описание предметов «Угадай, что мы задумали?». На классификацию предметов «Кто (что) это?!, «Кто (что) лишнее?». На сравнение предметов «Похожи - не похожи» и др.
Важное значение имеет работа по развитию связной речи детей и воспитанию навыков культурного общения. Детей необходимо научить выслушивать высказывания воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, обдумывать собственные высказывания, избегать торопливости и многословности.
Основной задачей занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи является: восполнение пробелов предшествующего развития; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине); о расположении предметов в пространстве; дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка; повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря; развитие устной диалогической и монологической речи. Восполнение пробелов предшествующего развития детей и дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности происходит в процессе непосредственного наблюдения детьми определенного круга предметов и явлений, организуемого воспитателем в соответствии с тематическим планом, составляемым учителем -дефектологом и воспитателем совместно.
Задачи обучения и воспитания на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи неразрывно связаны с формированием познавательных интересов детей к изучаемому материалу. Содержание занятий позволяет расширить практический опыт детей, привлечь их внимание к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона их познавательных интересов), активизировать мыслительную деятельность. Это непосредственные наблюдения и простейшие опыты, обучение целенаправленному и планомерному анализу, а также способам группировки и классификации изучаемого материала, широкое использование предметно-практической деятельности. Однако для эффективного использования возможностей формирования познавательных интересов необходимо так организовать процесс обучения, чтобы новые знания возникали в результате активной умственной деятельности детей, направленной на решение возникающих у них вопросов и принятых ими самими учебных задач.
Это достигается такими способами обучения, при которых деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.
В результате:
в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети с ЗПР проводят наблюдения за изучаемыми объектами с помощью взрослых;
осуществляют целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
проводят сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению;
распределяют предметы (их изображения) на группы на основании родового признака;
называют группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;
устанавливают простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений с помощью педагога.