Конспект проведения практикума для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы с нарушением зрения в условиях семьи»
Конспект проведения практикума для родителей на тему
«Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы с нарушением зрения в условиях семьи» в младшей группе
Цель: Совершенствование информационной компетенции родителей в области развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Материалы и оборудование: ИКТ презентация, материал для рефлексии (дерево, листья), материалы для игр
Ход:
Уважаемые родители, я рада вас сегодня видеть на нашей консультации! Тема консультации сегодня «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы в условиях семьи»
Освоение мира начинается с освоения руки. Координация движения рук и пальчиков (мелкая моторика) играет очень важную роль в умственном развитии. Чем больше малыш тренирует свои руки и пальцы, чем больше задействует их в играх, тем быстрее у него развивается речь, память, внимание, умение общаться и познавать окружающий мир.
Мелкая моторика позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
У детей с нарушением зрения, кроме мелкой моторики рук, необходимо развивать ещё и тактильные ощущения, так как они выступают мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно тактильные ощущения позволяют малышу лучше познать признаки и свойства окружающего мира. Доказано, что тактильные ощущения имеют тот же механизм, что и зрение. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Рука, ощупывающая предметы, даёт представление обо всём, что даёт глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.
Существует много упражнений и игр, развивающих мелкую моторику. И родителям сориентироваться крайне сложно, какие же из игр подойдут для ребенка 3-4 лет. Именно поэтому рекомендую обратить внимание на следующие игры по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые можно выполнить дома.
Более распространенные игры для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры- это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышления, зрительное и слуховое внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику «Моя семья». Она очень простая и вы быстро ее запомните.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Сжать руку в кулак и поочередно разжимать пальцы и массировать их, начиная с большого.
«Этот пальчик- дедушка.
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик- папочка.
Этот пальчик- мамочка.
Этот пальчик- я.
Вот и вся моя семья.»
Энергично сжать руку в кулак несколько раз
Тоже самое делаем с другой рукой.
Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.
Также развитию мелкой моторики способствуют игры с песком. Игра с песком - это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Эксперимент и самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций - все это дает игра с песком.
В играх с песком более гармонично и интенсивно развивается мелкая моторика пальцев рук, осязание, прослеживающая функция глаз, повышается зрительное внимание и память. Если песка в доступе нет, можно использовать крупу. Сегодня я подготовила вам песок и предлагаю поиграть в одну из игр. Игра «Необыкновенные следы» Давайте подойдем к столу и попробуем»
• «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
• «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
• «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
• «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Так же, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
• игры с глиной, пластилином, тестом- это раскатывание, сплющивание, отрывание мелких кусочков. Один из видов художественного конструирования. Она не только активизирует и координирует тонкие движения кистей и пальцев рук, но и стимулирует умственное развитие: заставляет работать воображение, память, внимание. Это мощный способ развития у детей умственной активности, творчества.
• рисование карандашами, которые «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски;
• застёгивание пуговиц, замочков, шнуровки - играют немаловажную роль для пальцев рук. Не обязательно покупать дорогие материалы, у всех дома есть рубашки с пуговицами и т.п.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма, повышается речевая активность.
А самое главное, с помощью игр на развитие мелкой моторики рук повышается острота зрения, зрительная память, формируются сенсорные эталоны, развиваются тактильные ощущения.
Не забывайте про отдых для глаз после проведенных игр:
Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз. Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей необходимо учить периодически моргать, не горбиться, не давать им возможность смотреть пристально, просить чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.
Она необходима:
для снятия напряжения;
для предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Уважаемые родители, консультация подходит к концу.
А сейчас я предлагаю сделать вам выбор и прикрепить листья: На дереве, если вам консультация показалась полезной и вы собираетесь с ребенком использовать приемы, о которых я вам рассказала. Под деревом, если вы собираетесь отложить информацию для размышления. Оставить листья на столе, если Вам было не интересно.(Родители делают выбор, голосуют)
Спасибо за то, что пришли, уделили время. Если у вас есть вопросы, мы можем с вами обсудить.
ПрезентацияPPTX / 2.13 Мб