12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Николаевна Маркова33

Конспект социальной ситуации развития по образовательной области

« Чтение художественной литературы»

для детей старшего дошкольного возраста.

«У страха глаза велики»


 

Составила:воспитатель

Маркова Ирина Николаевна

 

Петрозаводск 2018

 

 

Задачи: Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;

закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.

Образовательная область «Социализация»

Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх;

вызвать эмоциональный положительный отклик на игровые действия;

воспитывать культуру взаимоотношений.

Образовательная область «Познание»

Расширять кругозор детей;развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;

Образовательная область «Коммуникация»

Способствовать свободному общению детей со взрослым;продолжать развивать речь как средство общения;побуждать детей давать быстрые, четкие и правильные ответы.

Образовательная область «Музыка»

Продолжать развивать танцевально-игровое творчество;


 

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций и репродукций, беседы, дидактические игры, просмотр мультфильмов, изготовление атрибутов, экскурсии в библиотеку

Ход :

Сказочница (воспитатель): Здравствуйте, ребята. Я – сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям.

– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)

– Вижу, все любят!

– А почему вы любите сказки? (Ответы.)

- А еще сказки создают хорошее настроение, правда?

- Любое дело сладится и успешно пройдет только с хорошим настроением, а хорошее настроение создается улыбкой. (музыка «От улыбки»)

- Давайте-ка встанем в кружочек и…

Влево - вправо, влево - вправо,

Повернитесь - посмотрите,

Друг для друга улыбнитесь.

Вот и пришло к нам хорошее настроение с улыбкой.

- Я к вам в гости пришла не с пустыми руками, кое-что принесла…

Вот такую коробочку, но не простую - она с секретом.

-Посмотрите ,что на ней нарисовано?(ответы),

-Да, дети читают книгу, а как вы думаете, что именно они читают?(ответы)

-Хотите узнать?

-Тогда мы откроем нашу коробочку и узнаем.

-Ой, смотрите –ка, конвертик. А что у нас там?

(в конверте лежит записка «Жили-были», вот и подсказка, с таких слов, что начинается? (ответы) - правильно, сказка!

-Значит, что дети читают?

-А вы хотите попасть в сказку?

-Для того, чтобы попасть в сказку - нужно сказать волшебные слова, только вот я их забыла….вы мне поможете? (ответы) ой, сколько вы знаете разных волшебных слов, с вашей помощью, и я вспомнила: «Раз, два, три, четыре, пять-в сказку мы хотим попасть!», глаза закроем и повторим….(играет музыка)

- Вот мы и в сказке, и гости с нами в сказке. Только вот в какой?

- Надо снова к нашей волшебной коробочке обратиться за подсказкой.

-Так…, а тут 3 конверта, что ж нам делать.....конверта 3, а нас-то больше… давайте-ка разделимся на группы: я сейчас каждому на ушко слово скажу, а вы его запомните, пожалуйста. (Курочка, мышка, зайчик)

Ну, а теперь, кто слово «курочка» услышал, идет к первому столу, кто услышал «мышка», идет ко второму столу, а уж кто услышал «зайчик»-к третьему столу. Теперь аккуратно открываем конвертик и смотрим, что в нем? Картинка, но не совсем! Вот вам и задание - надо сделать так, чтобы было понятно, что же на ней изображено. Собираем. (Музыка)

- В какой сказке живёт курочка? (ответы)

– В какой сказке живёт мышка? (ответы)

– В какой сказке живёт зайчик? (ответы)

– А в какой сказке эти герои живут все вместе? (ответы)

- Молодцы!

-Но давайте еще раз заглянем в нашу коробочку. Может она нам еще что-то подскажет?

- Смотрите, это же бабушка и внучка,

- Как Вы думаете – какую все-таки сказку читают дети?

- Молодцы! Спасибо вам за ответы!

(ПОСАДИТЬ детей для прослушивания сказки)

Вот сегодня, ребятки, я прочитаю вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».


 

Чтение сказки.

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:

– Ой! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

– Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».


 

- Понравилась вам сказка?

– Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.) показываю картинку

– Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце. (картинку)

– А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? (Ответы.)

– Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. А что такое наперсточек? Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец. (картинки, а наперсточек дать потрогать)

Смена деятельности (физкультминутка)

– Покажите- ка всем, как идёт старенькая бабушка.

- А как идёт внучка.

- Молодцы!

- А теперь встали в кружочек, пробежались как курочки

- Как мышки

-Давайте, подуем как сильный ветер

- И покачаемся как яблонька от ветерка

- Ну, и подпрыгнули как зайчики!

- Молодцы! А теперь похлопаем себе, вот у нас как все красиво и правильно получилось!

Речевая игра

Хотите еще немного поиграть?

Я вам покажу сказочного героя, и назову только часть его сказочного имени, а вы мне подскажете, как его имя полностью в сказках звучит.

-Зайка- (ответы) (попрыгайка, побегайка)

-курочка-(ответы) (клохтушка)

-мышка-(ответы) (норушка)

-медведь-(ответы) (топотун)

-волчище -(ответы) (серый бочище, серый хвостище)

-лисичка- (сестричка)

Коза (Дереза)

Лягушка (Квакушка)

Молодцы! Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их.

– Давайте снова вернемся к нашей сказке. Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.)

Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.)

Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.

– Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж потом кого он испугал? (Ответы.)

- А помните, как сказка-то называется?

- В название сказки легла пословица: «У страха глаза велики».

А ведь бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся. "У страха глаза велики", это значит, что когда страшно, кажется, что преодолеть, победить страх не возможно, но если подумать… Что нужно сделать, чтобы победить страх?

- Правильно! Проявить смелость и решительность!

Итог занятия (рефлексия)
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. Пусть ваши дружные ручки возьмут того пушистика, который показывает ваше настроение после сегодняшнего занятия.

Посмотрите, в коробочке остался еще один конверт, посмотрим, что в нем? (улыбочки)

- Мы с Вами в сказку пришли с хорошим настроением, с улыбками, пришла пора прощаться со сказкой, и уходить из сказки, нужно с улыбкой, ведь сказка окружает нас повсюду и дарит нам хорошее настроение. возьмите в правую руку ваши улыбочки, а левую ручку дайте мне. У нас с вами получилось улыбчивое солнышко.

А теперь покружимся, (музыка) чтобы наши лучики-улыбки передались всем гостям...

Я очень рада, что познакомилась с вами, а вы помните кто я?

Правильно, я – сказочница Ирина Николаевна , поэтому не могу я Вас без подарков оставить. Это сказка «У страха глаза велики», в которой мы сегодня побывали, но в ней нет текста, потому что сказку вы же сами теперь сможете рассказать, а в этом вам помогут картинки волшебные. Спасибо вам, ребятки и до новых сказочных встреч!


 

Краткий анализ занятия

При проведении занятия выяснилось, что дети знают русские народные сказки. Сказки есть в каждом доме, но читать их стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее, поэтому ребёнок чаще смотрит телевизор. Исчезает традиционное общение с книгой - семейное чтение с рассматриванием и обсуждением, беседой о содержании сказки, желание найти в ней мораль, нравственный урок. В занятии присутствует плавный переход от одного вида деятельности к другому. Формы общения – сотрудничество, диалог – способствуют активизации личностного опыта воспитанников в процессе практической деятельности. По ходу занятия создаются проблемные ситуации, при решении которых дети приобретают навыки самостоятельного мышления. В дальнейшем продолжить занятия направленные на развитие связной речи – обучение пересказу текста сказки последовательно, выразительно передавая речь персонажей.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.