Конспект совместной образовательной деятельности «Дружбой умей дорожить»
Дружбой умей дорожить
(беседа с обсуждением педагогических ситуаций)
Цель: Развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Прививать любовь и бережное отношение к природе, братьям нашим меньшим. Воспитывать чувство товарищества, сплочённости, дружбы, взаимоуважения и взаимовыручки, умение сопереживать, радоваться успехам своих товарищей.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие мои друзья!
Я рада вас видеть в нашей уютной, доброй и дружной группе. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране «Вежливости» и остановимся на станции «Дружба». Узнаем сегодня как нужно и не нужно дружить, - (звучит аудиозапись любой песни о дружбе).
Воспитатель: Ребята, что такое «дружба»? Как вы понимаете это?
В «Толковом словаре» В.И. Даля написано: «бескорыстная стойкая приязнь». Обратите внимание, на первое место поставлено слово «бескорыстная», т.е. без выгоды для себя.
Чувство товарищества, дружбы зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. 'Товарищество и дружба - удивительные отношения, возникающие между людьми. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, окажет бескорыстную помощь
Послушайте рассказ детской писательницы Веры Асеевой «Три товарища» (зачитать полностью).
- Кто из них оказался настоящим другом и товарищем?
- Есть ли у вас друзья?
- Если есть, то почему вы их считаете своими друзьями? Одинокому человеку, ребята, без друзей труднее жить.
Знаменитый французский врач доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не менее месяца, но умирает на третьи сутки. И не столько от голода, холода и истощения, сколько от тоски, от одиночества. С другом намного легче пережить беду. В народе говорят: «Друг познается в беде».
Еще какие пословицы вы знаете о дружбе? (отвечают)
- Без друга в жизни туго,
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Старый друг лучше новых двух.
- Для друга ничего не жаль.
- Доброе братство лучше богатства.
- Друга ищи, а найдешь - береги.
- Друга на деньги не купишь.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение «Друг напомнил мне вчера»
А. Барто
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
Воспитатель:
И такие, ребята, бывают ненастоящие друзья.
- (звучит аудиозапись песни кота Базилио и лисы Алисы)
Все вы помните сказку «Приключения Буратино». Помните, как лиса Алиса и кот Базилио уговаривали Буратино пойти с ними в страну Дураков, посадить денежки, чтобы выросло денежное дерево. Настоящие они друзья? (дети отвечают) Правильно. Ненастоящие. А почему? (дети отвечают)
Правильно, потому что искали свою выгоду, хотели обмануть Буратино и взять денежки себе. Кот Базилио и лиса Алиса и между собой не друзья, а, говоря современным языком, «преступная группа». Таких друзей лучше не иметь.
Ребята, может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? Оказывается может. Послушайте, что пишет мальчик Витя в своем письме о друге. ( И. Они «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте», стр. 38, глава «Может, он волшебник?»)
Ребята, когда я собиралась к вам, то очень торопилась и попросила соседского мальчишку Вовку написать мне лекцию о дружбе. И вот, что он написал мне. «Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем и хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, ты ничуть не огорчен. Настоящий друг не любит огорчать своих друзей».
Правильно? (дети отвечают)
«Если попросит вас старушка перевести ее через улицу, сделай вид, что не расслышал. Некогда мне разных старушек через улицу переводить. Я тороплюсь - меня друг ждет. Время нужно экономить» Правильно? (дети отвечают)
«Если ты поссорился с другом, не извиняйся ни за что - воспитывай силу воли, пусть первый придет мириться».
Правильно? Настоящий друг этот Вовка? Что мне ему передать? (дети отвечают)
Дружбой нужно дорожить, прощать другу его недостатки. Для того, чтобы у вас было всегда много друзей, советую вам, ребята, ...
- Никогда не грубите своим товарищам. Не называйте обидными словами. Не давайте им прозвищ. Не старайтесь кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для вас место.
- Не забывайте здороваться со всеми своими друзьями. Даже те из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
- Если вы за что-либо обиделись на своих друзей, постарайтесь поскорее забыть и простить свою обиду. Не злитесь!
- Если друг просит у вас какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу, не отказывайте ему. Не жадничайте!
- Если вы сами взяли у друга книгу или игрушку, обращайтесь с этими вещами аккуратно и не забудьте возвратить их вовремя.
- Всегда выполняйте эти правила, мои маленькие друзья!
Дружить могут не только мальчики с мальчиками или девочки с девочками, но и мальчики с девочками. Скажите, как в вашей группе мальчики относятся к девочкам? Во время игры не толкают? Не дергают за косы? Уступают дорогу девочкам? Помогают убирать игрушки? Донести стульчик? Нет? А почему? Ведь это же не трудно быть добрым и воспитанным. Весь секрет в том, что к доброму человеку и люди относятся по-доброму.
И нельзя наполовину дружить, а наполовину нет, как этот мальчик из стихотворения А. Барто.
Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно.
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью.
Воспитатель: (продолжает).
Дружить нужно с людьми, дружить нужно и с природой. К каждому цветку, букашке относиться по-доброму. И первые наши друзья среди животных - это домашние питомцы.
Как вы думаете, о чем говорит кошка, когда она мяучит, трется о твои ноги и смотрит в приоткрытую дверцу холодильника? О том, что она хочет молока или мяса? Мет, это слишком просто. Она говорит по-кошачьи: «Будь моим другом, приласкай меня, позаботься обо мне!»
В народе говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
А ученые проводили опыт и над мышами. Две группы мышат поместили в одинаковые условия, одинаково кормили, поили. Но одних ежедневно поглаживали, ласкали, говорили приятные слова, других — нет. Оказалось, обласканные выросли крупнее, крепче, смышленее, меньше болели, чем те, которые оставались без особого внимания.
Так, что доброе слово не только кошке, но и мышке приятно.
А собачки у вас дома есть? Вы ухаживаете за ними, кормите, гуляете с ними? Молодцы! А вот Валерик из стихотворения А. Барто - плохой друг.
Нет сердца у Валерика!
С его щенком - истерика,
Бедняга лает взаперти.
Гулять, гулять меня пусти!
Но дела нет Валерию,
Что пес скулит за дверью!
И с таким мальчиком
Не стали дружить ребята.
«Дружить не будем с сухарем!» -
Сказали мы Валерию.
- (звучит аудиозапись песни «Не дразните собак»)
Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба? Конечно, с улыбки. Вот как написал об улыбке чудесный писатель Антуан Сент-Экзюпери: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой награждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Хочешь завоевать друзей? Улыбайся!
А теперь мы с вами все вместе дружно споем песню «Улыбка», (звучит аудиозапись песни).