Конспект совместной коррекционно-образовательной «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Конспект совместной коррекционно-образовательной
с использованием нетрадиционных технологий
Для детей старшего возраста
«Дифференциация звуков С – Ш »
Проводит: учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Русанова Т.В.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнять и сравнивать артикуляции звуков С- Ш
Закреплять умение правильного произношения звуков в речи
Дифференцировать звуки С-Ш в слогах, словах
Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения
Развивать внимание, наблюдательность, образное мышление
Развивать мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные:
Формирование контроля за собственной речью
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Воспитание положительной мотивации к игровой деятельности
Материалы и оборудование:
ИКТ: ноутбук. Тарелки с манной крупой, цветные листы А3, ёмкость со льдом, мелкие игрушки на дифференциацию звуков С-Ш, нестандартное оборудование «Чудо – парашют», контуры предметов, набор цветных квадратов для каждого ребёнка, антистрессовые подушки, сигнальные карточки. Книжка-раскраска «Фиксики»
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент. Ритуал приветствия.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением.
- Давайте познакомимся. А знакомится, мы будем при помощи наших ладошек. Построим большую пирамидку. Меня зовут Татьяна Викторовна. А тебя как?
Посмотрите, какая пирамидка Дружбы у нас получилась.
2. Основная часть.
Звучит музыка.
-Ребята, кто это? (Дим Димыч). Почему грустит Д.Д.? Ваши предположения? (Предположения детей)
-Видеоролик (слова Дим Димыча)
-Все игрушки, которые есть у меня дома – мне надоели. И я не знает с чем бы еще поиграть.
- Не расстраивайся Дим Димыч, ничего страшного. Мы тебе поможем. В каждой комнате квартиры мы найдем разные предметы, покажем, как с ними можно играть, и при этом мы будем различать звуки [с] и [ш].
- Но для этого мы должны превратиться в самых знающих и умных человечков на свете. А это всем нам знакомые?!... звучит музыка фиксиков
-А давайте превратимся в Фиксиков.
Мы в ладоши хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ.
повернулись, покрутились.
В фиксиков мы превратились.
-Игра «Скажи наоборот»
Скажите мне, Фиксики трусливые? Злые? Грустные? Большие? Глупые?
-Посмотрите, вот комнаты в квартире Дим Димыча. Назовите, какие комнаты вы тут видите:
-спальня
-гостиная
-кухня
I. КУХНЯ.
А первую комнату, в которую мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку
Тут пронзительно свистит
Чайник утром рано.
Холодильник тут стоит,
Раковина с краном.
Ответ: Кухня
Правильно.
-Пройдемте на кухню.
1.Игра с манной крупой
- Посмотрите, здесь лежат разноцветные разделочные доски. Проходите к столу. Для начала каждый фиксик встанет рядом с той разделочной доской, которая ему нравится. (Дети выбирают цветные листы)
Сейчас мы при помощи манной крупы будем рисовать символы звуков.
-Давайте вспомним, когда мы произносим звук С – губы в улыбке и нарисуем символ этого звука - улыбку
А когда произносим звук Ш губы вытягиваем хоботочком – нарисуем круг.
-А сейчас, я буду произносить пары слов, а вы показывайте символ звука и повторяете за мной.
Суд – шут
Сайка-шайка
Шов-сов-
Штиль-стиль
2 Игра со льдом
- На кухне еще можно найти лед. Вот сейчас мы с ним поиграем.
- «Подбери признак предмета»
Скажите, какой лед? (холодный, прозрачный, твердый)
-А сейчас мы с вами будем пальчиками сжимать и разжимать лед, массировать их и произносить чистоговорку. Повторяйте за мной:
ша-ша-ша, (руки в чашке со льдом)
каша, пирожки, лапша (растираем руки)
са-са-са, (руки в чашке со льдом)
сахар, масло, колбаса. (растираем руки)
- Ребята, когда вы играли со льдом, вы увидели там игрушки. Сейчас каждый достанет по две игрушки. Те игрушки, в названии которых есть звук С мы поставим к улыбке, а в названии которых есть звук Ш, к кругу.
Назови свои игрушки.
Итог игр в комнате:
-Вы знаете, что у фиксиков есть вот такой знак? Что он обозначает?
Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.
-Мы с вами хорошо потрудились? Тогда покажем этот знак.
(На экране тыдыщ – растопырка с сигналом).
II. ГОСТИНАЯ КОМНАТА
-Пора отправляться в другую комнату. Отгадайте следующую загадку
Отгадайте следующую загадку.
Смотрят тут телепрограммы
Дочка, сын и папа с мамой.
Мягко светит абажур,
В кресле кот поет: "Мур-мур!" (Гостиная комната)
- Посмотрите, какой необычный, разноцветный ковер. Выберите себе цвет и встаньте возле того цвета, который вам больше всего понравился.
Присядем с вами.
Игра «Пианино»
- Возьмите квадраты и положите их так, чтобы одинаковые квадраты не стояли рядом. Теперь поиграем в игру «Пианино». Вы будете показывать квадрат тем пальцем, который я скажу. Будьте внимательны!
Большой – желтый, указательный палец – красный, средний – синий, безымянный – зеленый, мизинец – оранжевый.
- Соберите квадраты. Положите их.
2. Игра «Цветные картинки» с пособием «Чудо-парашют»
- Обратите внимание на наш ковер, назовите цвет, на котором вы сидите,
- Какой у тебя цвет?
- А что бывает этого цвета?
я предлагаю вам подойти к столу
-А теперь выберите контур картинки, которые бывают вашего цвета, и положите на свой цвет.
- Назови, какие картинки у вас получились? Четко произнося звуки С и Ш.
Итог игр в комнате: С чем мы играли в гостиной? (с цветными квадратами, с картинками)
-Очень славно поиграли. Вам понравилось играть? покажем знак –растопырку.
III. СПАЛЬНЯ
-Отгадайте загадку
В этой комнате диванчик
Мягкий, словно одуванчик.
Ночью тут летают сны
В желтых лучиках луны. (Спальня)
-Посмотрите, какие у нас здесь необычные, ИНТЕРЕСНЫЕ подушки.
-Какие они по цвету, на ощупь? (мягкие, цветные).
1.Релаксация «Необычная радуга»
- Ложитесь поудобней, но не касайтесь друг друга.
- Закройте глаза. Ваши ноги и руки отдыхают, вытянем и расслабим их. Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Послушайте, что я хочу вам рассказать:
- Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.
-Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Итог игр в комнате: Очень славно отдохнули (знак – растопырка).
-Видеоролик: Дим Димыч на экране.
- Спасибо, друзья. Оказывается, как много предметов, с которыми можно интересно поиграть, это так интересно.
- А теперь нам пора превращаться в ребят.
Мы в ладоши хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ.
повернулись, покрутились.
И в детей мы превратились.
- Ребята, сегодня мы с вами побывали в квартире Дим Димыча, поиграли в разные игры, и научились различать звуки С-Ш.
- Послушайте какой цвет вам нужно будет выбрать: кому было интересно, возьмите красный знак, кто испытывал затруднения, возьмите желтый знак, а кто хотел бы вернуться в квартиру к Дим Димычу возьмите зеленый знак.
- Спасибо вам за работу, а на память о нашей встрече я вам дарю книжку-раскраску «Фиксики».
Городинская Людмила Валерьевна