Конспект старшей группе «Народная игрушка»

1
0
Материал опубликован 12 May

Конспект старшей группе

«Народная игрушка»


Цель: продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материалы, роспись, характер. Подвести к пониманию того, что любая игрушка - отражение времени, памяти человека. Дать представление о том, что разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Задачи:

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.



Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:Я очень рада видеть вас. Я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

Вводная часть..

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите? Игрушки.

Воспитатель: У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Пластмассы, резины, ткани, металла.

Воспитатель: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: В давние времена дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?

Дети: Дома, на выставках, в музеях.

Воспитатель: Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее. Кто знает, что такое музей?

Дети: Где много старинных предметов.

Воспитатель: Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты. Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в «Музей Симбирской русской народной игрушки». Этот музей необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки, рассматривать и даже играть с ними. В музее столы называются – стендами, а игрушки – экспонатами. Что такое русская народная игрушка??(Ответы детей).

Воспитатель: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Ну а я Вас хочу познакомить с необычной игрушкой ,эта игрушка «Чебурашка».



Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.




III. Основная часть.

Правила поведения в музее:

Не кричать, не шуметь, не мусорить

По залам музея следует передвигаться бесшумно

Громко разговаривать недопустимо

Экскурсия по музею.

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».Педагог предлагает пройти к первому столу – стенду.

1). Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)

Воспитатель: Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?

Дети: Это дымковские игрушки

Воспитатель: Кого вы узнали? Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.

Воспитатель: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки? Дети: Из глины.

Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки? Дети: Красную, желтую, синюю.

Воспитатель: Какие элементы узора вы видите на игрушках? Дети: Колечки, кружочки, волнистые линии.

Воспитатель: Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2). Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)

Воспитатель:А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки? Дети: Из тряпочек.

Воспитатель: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка. (Рассматривание игрушек, показ иллюстраций). Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.

Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.

Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.

А вы заметили, что куклы чем-то необычны? Дети: Нет лица.

Воспитатель: Считалось, что если у куклы нету лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

Дети переходят к последнему стенду

3). Загадочная игрушка . (3 стенд)

Воспитатель: Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. Ребята я хочу вам рассказать одну историю:

- Этой осенью моя бабушка отдыхала в санатории имени Ленина, и перед приездом она позвонила мне и сказала, что купила мне подарок – игрушку-чебурашку. Я очень обрадовалась и с нетерпением ждала приезда бабушки. Но каково было моё удивление, когда бабушка достала из сумки не ушастую коричневую зверюшку, а деревянную матрёшку, похожую на неваляшку. «Но это же не Чебурашка!» – воскликнула я. «Самая настоящая чебурашка!» - ответила бабуля и опрокинула её на столе, а игрушка не упала, а встала на место. «Вот видишь… - сказала бабушка, как она чебурахается, поэтому так и называется. А у меня перед глазами так и стоял ушастый друг крокодила Гены. Как же так, две совершенно разные игрушки одинаково называются! Так кто же настоящий чебурашка?

Воспитатель убирает платок с игрушек. Ну а я Вас хочу познакомить с необычной игрушкой ,эта игрушка «Чебурашка».

Воспитатель: . А вы знаете, в чем секрет чебурашки?

Дети: нет

Воспитатель :Секрет игрушки чебурашки «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». «Вот это и было самое трудное», «сделать игрушку такой, чтобы, как ни положи её, она всё равно встала на место. И всё-таки потом придумали, как это сделать, но секрет раскрывать не стали. Вручную делали заготовки, только из специальной древесины, лучше всего подходит липа, т.к. она не рассыхается. А художники уже расписывали специальными акриловыми красками. Нет ни одной похожей чебурашки. Симбирск – родина деревянной чебурашки, куколки, которая, как ни кинь её, сама встает на ноги.

Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны чебурашки? Какие узоры видите на них?

Дети: Из дерева. Трава, листочки, цветы.

Воспитатель :Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.

5).Работа в творческой мастерской.

(Подводит детей к столам, где лежат силуэты чебурашек, краски).

Воспитатель: Посмотрите, а этих чебурашек мастер забыл украсить . Давайте поможем ему выполнить узоры .

(Педагог показывает разукрашенный силуэт чебурашек).

Воспитатель: У меня получилась вот такаячебурашка, а вы можете нарисовать свои узоры.

6). Самостоятельная деятельность детей.

7).Выставка работ детей.

Воспитатель: У вас получились замечательные чебурашки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок.






IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?

Дети: В русском народном музее.

Воспитатель: Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

Дети: Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, ).

Познакомились с Симбирской народной игрушкой «Чебурашкой-ванькой встанькой»

Воспитатель: Как помогли мастеру – художнику?

Дети: Разукрасили игрушки чебурашки.

Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.