Конспект «Свойства логарифмов.»

0
0
Материал опубликован 19 August

Тема: «Свойства логарифмов.»

  • Цель: изучить основные свойства логарифмов.
  • Задачи:
    Образовательные: способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении упражнений.
  • Развивающие: развивать у студентов технику вычисления.
  • Воспитательные: прививать аккуратность и правильность записи математических символов; содействовать воспитанию интереса к математике.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи урока:

образовательная – дать понятии логарифма, основного логарифмического тождества, сформировать умение применять теоретические знаний при решении практических задач;

развивающая – развитие познавательного интереса к предмету, навыков исследовательской деятельности, формирование логического и аналитического мышления;  развитие творческой деятельности, потребности к самообразованию, навыки самоконтроля

воспитательная – содействовать воспитанию интереса к математике, учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью, продолжать воспитание самостоятельности, трудолюбия, чувства ответственности и общематематической культуры..

Знания: знать определение логарифма,  основного логарифмического тождества

Умения:  уметь записывать определение логарифма, уметь применять определение логарифма и основного логарифмического тождества при решении упражнений.

Результаты:

Личностные  -  ставить перед собой цель, планировать деятельность;

 ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

Предметные -  умение употреблять понятие «логарифм» в устной и письменной речи;  изучение свойств логарифмов и применение новых знаний в практической деятельности; приобретение способности самостоятельно «усваивать» новое математическое знание.

Метапредметные -  применять знания  знаний в различных ситуациях, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации; получение навыков познавательной деятельности, навыками разрешения проблем;  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;

Средства обучения: Алимов Ш А, Колягин Ю М и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2017.

  1. Теоретическая основа
  2. Примеры.
  3. Самопроверка.
  4. Домашняя работа.

1.Изучение материала. Теоретическая основа


Определение. Логарифмом числа b>0  по основанию a>0, a ≠ 1  называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b.

            Логарифмом числа b  по основанию a обозначается logab.


История возникновения логарифма:

         Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632). 

Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов». 

С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов  можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением  – нашей десятичной системой нумерации. 

            Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы созданы ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы. 


            Рассмотрим примеры:

log327=3;   log525=2;    log255=1/2;

 log5 1/125=-3;    log-2 (-8)- не существует;   log51=0;   log44=1


            Рассмотрим такие примеры:

10. loga1=0, а>0, a ≠ 1;

20. logaа=1, а>0, a ≠ 1.

            Эти две формулы являются свойствами логарифма. Ими можно пользоваться при решении задач.


            Как перейти из логарифмического равенства к показательному? logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.


            Выведем основное логарифмическое тождество: а log a b = b. (Доказательство приводит учитель на доске).


            Рассмотрим пример.

5 log 5 13 =13

                          

            Рассмотрим ещё важные свойства логарифмов.

Свойства логарифмов:

3°. logа ху = logах + logау.

4°. logа х/у = logах - logау.

5°.  logах p = p · logах, для любого действительного p.

Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:

log28 + log216= log2 8∙16= log2 128=7

        3 +4           =               7

Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:

3log28= log283= log2512 =9

          3∙3         =     9


  1. Примеры


а) log 81 = 4, так как 34 = 81;

б) log 125 = 3, так как 53 = 125;

в) log 0,5 16 = -4, так как (0,5)-4 = 16;

г) http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1432.gif, так как http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1433.gif=http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1434.gif=http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1435.gif

Согласно тождеству:

3log35=5;     2log20,7=0,7;3log37=7;10log100,4=0,4.

Рассмотрим http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1438.gif =8

Обратите внимание на то, что http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1436.gif является корнем уравнения http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1437.gif , а поэтому http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1438.gif=8

Таким образом и получается основное логарифмическое тождество

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1439.gif

Это равенство является краткой символической записью определения логарифмов.

Решить примеры согласно тождеству: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1440.gif;

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1441.gif=5; http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1442.gif http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1443.gif http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1444.gif.

Подчеркнем, что http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1445.gif и http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1446.gif одна и таже математическая модель



Операцию нахождения логарифма числа называют ЛОГАРИФМИРОВАНИЕМ. Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием.

По определению соотношения y = axи x= logay при условии, что a> 0 и a ≠ 1, эквиваленты. Переход от первого равенства ко второму называется логарифмированием , а переход от второго к первому – потенцированием.

Например:

  • логарифмируяравенство:,получаем log 1/2 
  • потенцируяравенство:,log2 8 = 3, будем иметь 23 = 8


Сравните.

Возведение в степень

Логарифмирование

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1447.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1448.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1449.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1450.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1451.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/Image1452.gif


Основные свойства логарифмов 

Эти свойства вытекают из определения логарифма и свойств показательной функции.

При любом a > 0 (a http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634590/img1.gif 1) и любых положительных x и y выполнены равенства:

  • loga 1 = 0.
  • loga = 1.
  • loga xy = logx + logy.
  • log= logx - loga y.
  • logxp = p logx

для любого действительного p.


  1. Самопроверка


Задание 1.  Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):

      • log66
  • log 0,51
  • log63+ log62
  • log36- log32
  • log448


Задание 2.

Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log232+ log22= log264=6
  2. log553 = 2;
  3. log345 - log35 =  log340
  4. 3∙log24 = log2 (4∙3)
  5. log315 + log33 = log345;
  6. 2∙log56 = log512
  7. 3∙log23 = log227
  8. log2162 = 8.


Задание 3.

               Работа с учебником. №271, 275, 280,290(1,2), 291(1,2)

Какие свойства логарифмов вы запомнили? (Записать на доске).

Сформулировать и записать основное логарифмическое тождество.

Домашняя работа

Занятие 226

Вычислите:

  1. log327            
  2. log4 8
  3. log49 7
  4. log55

Занятие 227

Вычислите:

  1. log416
  2. log25125
  3. log82
  4. log66


​​​​​​​
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.