Конспект «Свойства логарифмов.»
Тема: «Свойства логарифмов.»
- Цель: изучить основные свойства логарифмов.
- Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении упражнений. - Развивающие: развивать у студентов технику вычисления.
- Воспитательные: прививать аккуратность и правильность записи математических символов; содействовать воспитанию интереса к математике.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Задачи урока:
образовательная – дать понятии логарифма, основного логарифмического тождества, сформировать умение применять теоретические знаний при решении практических задач;
развивающая – развитие познавательного интереса к предмету, навыков исследовательской деятельности, формирование логического и аналитического мышления; развитие творческой деятельности, потребности к самообразованию, навыки самоконтроля
воспитательная – содействовать воспитанию интереса к математике, учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью, продолжать воспитание самостоятельности, трудолюбия, чувства ответственности и общематематической культуры..
Знания: знать определение логарифма, основного логарифмического тождества
Умения: уметь записывать определение логарифма, уметь применять определение логарифма и основного логарифмического тождества при решении упражнений.
Результаты:
Личностные - ставить перед собой цель, планировать деятельность;
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
Предметные - умение употреблять понятие «логарифм» в устной и письменной речи; изучение свойств логарифмов и применение новых знаний в практической деятельности; приобретение способности самостоятельно «усваивать» новое математическое знание.
Метапредметные - применять знания знаний в различных ситуациях, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации; получение навыков познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
Средства обучения: Алимов Ш А, Колягин Ю М и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2017.
- Теоретическая основа
- Примеры.
- Самопроверка.
- Домашняя работа.
1.Изучение материала. Теоретическая основа
Определение. Логарифмом числа b>0 по основанию a>0, a ≠ 1 называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b.
Логарифмом числа b по основанию a обозначается logab.
История возникновения логарифма:
Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632).
Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов».
С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением – нашей десятичной системой нумерации.
Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы созданы ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы.
Рассмотрим примеры:
log327=3; log525=2; log255=1/2;
log5 1/125=-3; log-2 (-8)- не существует; log51=0; log44=1
Рассмотрим такие примеры:
10. loga1=0, а>0, a ≠ 1;
20. logaа=1, а>0, a ≠ 1.
Эти две формулы являются свойствами логарифма. Ими можно пользоваться при решении задач.
Как перейти из логарифмического равенства к показательному? logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.
Выведем основное логарифмическое тождество: а log a b = b. (Доказательство приводит учитель на доске).
Рассмотрим пример.
5 log 5 13 =13
Рассмотрим ещё важные свойства логарифмов.
Свойства логарифмов:
3°. logа ху = logах + logау.
4°. logа х/у = logах - logау.
5°. logах p = p · logах, для любого действительного p.
Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:
log28 + log216= log2 8∙16= log2 128=7
3 +4 = 7
Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:
3∙ log28= log283= log2512 =9
3∙3 = 9
- Примеры
а) log 3 81 = 4, так как 34 = 81;
б) log 5 125 = 3, так как 53 = 125;
в) log 0,5 16 = -4, так как (0,5)-4 = 16;
г) , так как
=
=
Согласно тождеству:
3log35=5; 2log20,7=0,7;3log37=7;10log100,4=0,4.
Рассмотрим =8
Обратите внимание на то, что является корнем уравнения
, а поэтому
=8
Таким образом и получается основное логарифмическое тождество
Это равенство является краткой символической записью определения логарифмов.
Решить примеры согласно тождеству: ;
=5;
.
Подчеркнем, что и
одна и таже математическая модель
Операцию нахождения логарифма числа называют ЛОГАРИФМИРОВАНИЕМ. Эта операция является обратной по отношению к возведению в степень с соответствующим основанием.
По определению соотношения y = axи x= logay при условии, что a> 0 и a ≠ 1, эквиваленты. Переход от первого равенства ко второму называется логарифмированием , а переход от второго к первому – потенцированием.
Например:
- логарифмируяравенство:,получаем log 1/2
- потенцируяравенство:,log2 8 = 3, будем иметь 23 = 8
Сравните.
Возведение в степень | Логарифмирование |
Основные свойства логарифмов
Эти свойства вытекают из определения логарифма и свойств показательной функции.
При любом a > 0 (a 1) и любых положительных x и y выполнены равенства:
- loga 1 = 0.
- loga a = 1.
- loga xy = loga x + loga y.
- loga = loga x - loga y.
- loga xp = p loga x
для любого действительного p.
- Самопроверка
Задание 1. Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):
- log66
- log 0,51
- log63+ log62
- log36- log32
- log448
Задание 2.
Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.
- log232+ log22= log264=6
- log553 = 2;
- log345 - log35 = log340
- 3∙log24 = log2 (4∙3)
- log315 + log33 = log345;
- 2∙log56 = log512
- 3∙log23 = log227
- log2162 = 8.
Задание 3.
Работа с учебником. №271, 275, 280,290(1,2), 291(1,2)
Какие свойства логарифмов вы запомнили? (Записать на доске).
Сформулировать и записать основное логарифмическое тождество.
Домашняя работа
Занятие 226
Вычислите:
- log327
- log4 8
- log49 7
- log55
Занятие 227
Вычислите:
- log416
- log25125
- log82
- log66