Конспект урока с презентацией по теме «Свойства логарифмов» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 8 June 2020 в группе


Презентация к уроку "Свойства логарифмов"
PPTX / 1.6 Мб

 

Конспект урока с презентацией по теме: "Свойства логарифмов"
DOCX / 49.68 Кб

ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат корпус МЧС»


 

Открытый урок по теме:

«Свойства логарифмов»

10 класс

УМК С. М. Никольского


 

Учитель математики:

Зубанова Оксана Васильевна

 

г. Кемерово

2020

 

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные:

формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Предметные:

формирование представлений учащихся о свойствах логарифмов, способах их доказательства;

развитие умений применять изученные свойства при решении задач.

Метапредметные (УУД): 

Познавательные:

находить необходимую информацию в тексте;

анализировать информацию;

устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

Регулятивные:

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

различать способ и результат действия;

Коммуникативные:

слышать, слушать и понимать собеседника;

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-исследование.

Методы обучения: фронтальный опрос, работа с учебной литературой, самостоятельная работа.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Форма учебного занятия: классно-урочная.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2), презентация к уроку.

 

Ход учебного занятия

Этап мотивации.

- Добрый день, дорогие ребята. Эпиграфом к уроку послужит высказывание французского математика, механика, физика, астронома Пьер–Симона Лапласа: «Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь». (слайд 1)

Давайте вспомним определение логарифма.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Давайте вспомним определение логарифма.

- Что называют логарифмом положительного числа b по основанию а (а > 0, а t1591867069aa.gif? Существует ли логарифм нуля; отрицательного числа? (слайд 2)

- Логарифм по какому основанию называют: а) натуральным; б) десятичным? Как обозначают эти логарифмы? (слайд 2)

- Сформулируйте основное логарифмическое тождество (слайд 3).

- Чему равны t1591867069ab.gif (слайд 3)

- Кто же изобрел логарифм? (слайд 4)

- На протяжении 16 века быстро возрастало количество приближенных вычислений, прежде всего, в астрономии. Совершенствование инструментов, исследование планетных движений и другие работы потребовали колоссальных, иногда многолетних, расчетов. Астрономам грозила реальная опасность утонуть в невыполненных расчетах.

Логарифмы были изобретены шотландским математиком Джоном Непером (1550–1617) в 1614 г. Его «Канон о логарифмах» начинался так: «Осознав, что в математике нет ничего более, скучного и утомительного, чем умножение, деление, извлечение квадратных и кубических корней, и что названные операции являются бесполезной тратой времени и неиссякаемым источником неуловимых ошибок, я решил найти простое и надежное средство, чтобы избавиться от них». Термин «логарифм» (logarithmus) принадлежит Неперу. Он возник из сочетания греческих слов: logos – «отношение» и ariqmo – «число», которое означало «число отношений», одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое – геометрической прогрессии.

Задание №1 (слайд 5)

Непер вошел в историю как изобретатель замечательного вычислительного инструмента. Это открытие вызвало гигантское облегчение труда вычислителя. Что это за инструмент? (ответ - таблица логарифмов)

Задание №2

Непер изобрел счетный прибор, позволяющий производить операции умножения и деления непосредственно над исходными числами. В основу данного метода Непер положил способ умножения решеткой. Что это за прибор? (ответ - палочки Непера)

- Давайте найдем ответы на эти вопросы, решив примеры. За каждым ответом закодирована буква.

(учащиеся выполняют входной контроль, выполняют взаимопроверку (слайд 6), оценивают, и затем разгадывают закодированные слова, использую шифр, слайд 7, 8)

Входной контроль

 

Вариант 1

Вычислите:

Вариант 2

Вычислите:

Вариант 3

Вычислите:

Вариант 4

Вычислите:

1

t1591867069ac.gif

t1591867069ac.gif

t1591867069ac.gif

t1591867069ac.gif

2

t1591867069ad.gif

t1591867069ae.gif

t1591867069af.gif

t1591867069ag.gif

3

lg0,01

lg100

-4lg0,001

lg0,1

4

t1591867069ah.gif

8t1591867069ai.gif

13t1591867069aj.gif

-10t1591867069ak.gif

5

t1591867069al.gif

t1591867069am.gif

t1591867069an.gif

t1591867069ao.gif

Шкала оценивания:

5 совпадений –оценка 5, 4 совпадения – оценка 4, 3 совпадения – оценка 3, 2 совпадения – оценка 2

Этап выявления места и причины затруднений.

Задание №3

В честь Джона Непера названы: астероид 7096 Непер (1992 год);палочки Непера; число e, иногда называемое «неперовым числом», логарифмическая безразмерная единица, измеряющая отношение двух величин; университет в Эдинбурге (Эдинбургский университет Нейпира) и ???? (кратер на Луне)

- Попробуем расшифровать и это слово. (слайд 9, 10).

(учащиеся анализируют примеры и понимают, что из шести могут решить только два, анализируют свои попытки выполнить задание, проговаривают вслух: что и как они делали. В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения. Учащиеся, решив примеры 5 и 6 и не решив примеры 1,2,3,4 фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно, выделяют, какого именно знания или умения не хватает)

 

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

- Подведем первые итоги нашей работы.

(ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение, на основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема)

- Тема урока «Свойства логарифмов, цель урока: изучить основные свойства логарифмов и научиться применять свойства на практике. (слайд 11).

(ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике).

- Для выхода из проблемной ситуации вам необходимо поработать с текстом учебника, изучить свойства логарифмов, их доказательство.

(каждому учащемуся выдается таблица)

Реализация построенного проекта

 

Задания и вопросы

Указания к выполнению

1.

Ваша цель: познакомиться со свойствами логарифмов.

 

 

1. План ответа:

(1) Логарифм произведения положительных чисел равен

__________________________________________________________

Доказательство: М = _______, где α = ________.

N = _______, где β = ________.

Тогда М ∙ N = ____________________________.

Откуда t1591867069ap.gifгде аt1591867069aq.gif

 

(2) Логарифм частного положительный чисел равен __________________________________________________________

Доказательство: М = _______, где α = ________.

N = _______, где β = ________.

 

Тогда t1591867069ar.gif= ____________________________.

Откуда t1591867069as.gifгде аt1591867069aq.gif

 

(3) Логарифм степени положительного числа равен ___________________________________________________________

 

Доказательство: ____________________________________________

 

___________________________________________________________

 

2. План ответа:

(4) Формула перехода логарифмов от одного основания к другому:

 

_________________________________________________________

 

Доказательство:

По свойству (3) t1591867069at.gif = ________________________________.

Так как t1591867069au.gif = _________, то t1591867069av.gif =_______________________.

 

Разделив обе части равенства на ______, получим ______________.

 

Заменим в равенстве (4) число М на число b (bt1591867069aw.gif1).

 

Получим __________________________________________________.

 

3. Свойства логарифмов.

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

 

В. п.5.2 стр.154 прочитайте теорему, выделите основную идею доказательства, кратко запишите, используя план ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. п.5.2 стр.155 рассмотрите равенство(4), выделите основную идею доказательства, кратко запишите, используя план ответа.

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу свойства логарифмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша цель: научиться применять изученные свойства на практике.

 

Задание 1.

Вычислить:

а) t1591867069ax.gif_________________________________________

б) t1591867069ay.gif = ________________________________________

в) t1591867069az.gif = ________________________________________

г) t1591867069ba.gif= _____________________________________________

д) t1591867069bb.gif= _______________________________________________

Шкала оценивания:

5 совпадений –оценка 5, 4 совпадения – оценка 4, 3 совпадения – оценка 3, 2 совпадения – оценка 2

Оценка: ______

 

Задание 2.

Преобразуйте выражение, используя свойство (3), и если возможно, то вычислите:

а) t1591867069bc.gif = ________________________________________________

б) t1591867069bd.gif = _____________________________________________

в) t1591867069be.gif = ________________________________________________

г) 2t1591867069bf.gif = ________________________________________________

д) 3t1591867069bg.gif = ________________________________________________

е) t1591867069bh.gif = ________________________________________________

ж) t1591867069bi.gif = ____________________________________

__________________________________________________________

Шкала оценивания:

7 совпадений –оценка 5, 5-6 совпадений – оценка 4, 4 совпадения – оценка 3, 3 и менее совпадений – оценка 2

Оценка: ______

 

Задание 3.

Выразите через логарифмы по основанию 2 и упростите:

 

а) t1591867069bj.gif = ________________________________________________

 

б) t1591867069bk.gif = ______________________________________________

 

в) t1591867069bl.gif = __________________________________

Шкала оценивания:

3 совпадения –оценка 5, 4 совпадения – оценка 4, 3 совпадения – оценка 3, 2 совпадения – оценка 2

Оценка: ______

 

 

 

Задание 4.

Вычислите:

а) t1591867069bm.gif = ___________________________________

б) t1591867069bn.gif= ____________________________

в) t1591867069bo.gif = ___________________________________

г) t1591867069bp.gif = ___________________________

____________________________________________

 

__________________________________________________________

Шкала оценивания:

4 совпадений –оценка 5, 3 совпадения – оценка 4, 2 совпадения – оценка 3, 1 совпадение – оценка 2

Оценка: ______

 

 

Задание 5.

Каждому из пяти примеров в левом столбце соответствует одно из решений в правом столбце. Установите соответствие между примерами и их ответами. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам, например, 12345

 

А)

t1591867069bq.gif

 

1)

2

Б)

t1591867069br.gif

 

2)

3

В)

t1591867069bs.gif

 

3)

0,8

Г)

t1591867069bt.gif

 

4)

0

Д)

t1591867069bu.gif

 

5)

4

 

Ответ: ____________________

Оценка: ________

 

Изучив теорию, проверьте знания, выполняя задания 1-6.

 

Решите примеры, используя ПРИМЕР 1 в учебнике на ст. 155 и свойства логарифмов (1)-(3). Обсудите решение с соседом по парте.

 

 

 

 

 

Решите примеры, используя свойство логарифмов (3). Обсудите решение с соседом по парте.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решите примеры, используя свойство логарифмов (4). Обсудите решение с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решите примеры, используя ПРИМЕР 2 в учебнике на ст. 155 и свойства логарифмов (4) - (5). Обсудите решение с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попробуйте самостоятельно выполнить задание, используя свойства логарифмов. Ответ обсудите с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

 

Задание 6.

Вычислите:

t1591867069bv.gif+ t1591867069bw.gif_______________________

_______________________________________

 

_______________________________________

 

_______________________________________

 

 

 

Решите самостоятельно. Будьте готовы к ответу у доски.

 

 

 

 

 

 

3

Ваша цель: оценить свою работу за урок.

 

Входной

контроль

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внесите в таблицу все оценки и посчитайте средний балл. Оценку сообщите учителю.

 

 

 

 

 

 

4

Ваша цель: оценить свое настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.

 

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


 


 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 

Закончите предложения, подчеркнув верное для вас высказывание.


 

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Дорогие ребята, вы изучили свойства логарифмов, научились применять их на практике. Давайте вернемся к нашей загадке и попробуем ее разгадать! (слайд 12)

- Молоды! А теперь запишем домашнее задание. (слайд 13)

1. Подготовить сообщение на тему:

1 ряд – «Биография Д. Непера»

2 ряд – «Логарифмические таблицы»

3 ряд – «Счетные палочки Непера»

2. Подготовить пять примеров с ответами по данной теме, используя сайт «Решу ЕГЭ», задание №9

3. п. 5.2 (свойства)

5.11 (г, д, е)

5.13 (д, е)

5.14 (г, д, е)

5.17 (б, в, г, е)

(слайд 13)

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Подведем итоги нашей работы за урок. Проверим правильность выполнения заданий, по каждому заданию проведем оценивание, внесем в итоговую таблицу результаты и посчитаем средний балл. (слайд 14, 15, 16) Обсудим примеры, вызвавшие у вас затруднения.

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы этих целей? Все ли получилось?

(ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности). Заполните анкету своего эмоционального восприятия учебного материала. Сдайте таблицы. Спасибо за урок, до свидания! (слайд 17)


 

Приложение 1

Входной контроль

 

Вариант 1

Вычислите:

 

Вариант 2

Вычислите:

1

t1591867069ac.gif

1

t1591867069ac.gif

2

t1591867069ad.gif

2

t1591867069ae.gif

3

lg0,01

3

lg100

4

t1591867069ah.gif

4

8t1591867069ai.gif

5

t1591867069al.gif

5

t1591867069am.gif


 

 

Вариант 3

Вычислите:

 

Вариант 4

Вычислите:

1

t1591867069ac.gif

1

t1591867069ac.gif

2

t1591867069af.gif

2

t1591867069ag.gif

3

-4lg0,001

3

lg0,1

4

13t1591867069aj.gif

4

-10t1591867069ak.gif

5

t1591867069an.gif

5

t1591867069ao.gif


 

Приложение 2

Изучение нового материала

 

Задания и вопросы

Указания к выполнению

1.

Ваша цель: познакомиться со свойствами логарифмов.

 

 

1. План ответа:

(1) Логарифм произведения положительных чисел равен

__________________________________________________________

Доказательство: М = _______, где α = ________.

N = _______, где β = ________.

Тогда М ∙ N = ____________________________.

Откуда t1591867069ap.gifгде аt1591867069aq.gif

 

(2) Логарифм частного положительный чисел равен __________________________________________________________

Доказательство: М = _______, где α = ________.

N = _______, где β = ________.

 

Тогда t1591867069ar.gif= ____________________________.

Откуда t1591867069as.gifгде аt1591867069aq.gif

(3) Логарифм степени положительного числа равен ___________________________________________________________

 

Доказательство: ____________________________________________

 

___________________________________________________________

 

2. План ответа:

(4) Формула перехода логарифмов от одного основания к другому:

 

_________________________________________________________

 

Доказательство:

По свойству (3) t1591867069at.gif = ________________________________.

Так как t1591867069au.gif = _________, то t1591867069av.gif =_______________________.

 

Разделив обе части равенства на ______, получим ______________.

 

Заменим в равенстве (4) число М на число b (bt1591867069aw.gif1).

 

Получим __________________________________________________.

. Свойства логарифмов.

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

 

В. п.5.2 стр.154 прочитайте теорему, выделите основную идею доказательства, кратко запишите, используя план ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. п.5.2 стр.155 рассмотрите равенство(4), выделите основную идею доказательства, кратко запишите, используя план ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу свойства логарифмов.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша цель: научиться применять изученные свойства на практике.

 

Задание 1.

Вычислить:

а) t1591867069ax.gif_________________________________________

б) t1591867069ay.gif = ________________________________________

в) t1591867069az.gif = ________________________________________

г) t1591867069ba.gif= _____________________________________________

д) t1591867069bb.gif= _______________________________________________

Шкала оценивания:

5 совпадений –оценка 5, 4 совпадения – оценка 4, 3 совпадения – оценка 3, 2 совпадения – оценка 2

Оценка: ______

 

Задание 2.

Преобразуйте выражение, используя свойство (3), и если возможно, то вычислите:

а) t1591867069bc.gif = ________________________________________________

б) t1591867069bd.gif = _____________________________________________

в) t1591867069be.gif = ________________________________________________

г) 2t1591867069bf.gif = ________________________________________________

д) 3t1591867069bg.gif = ________________________________________________

е) t1591867069bh.gif = ________________________________________________

ж) t1591867069bi.gif = ____________________________________

__________________________________________________________

Шкала оценивания:

7 совпадений –оценка 5, 5-6 совпадений – оценка 4, 4 совпадения – оценка 3, 3 и менее совпадений – оценка 2

Оценка: ______

 

Задание 3.

Выразите через логарифмы по основанию 2 и упростите:

 

а) t1591867069bj.gif = ________________________________________________

 

б) t1591867069bk.gif = ______________________________________________

 

в) t1591867069bl.gif = __________________________________

Шкала оценивания:

3 совпадения –оценка 5, 4 совпадения – оценка 4, 3 совпадения – оценка 3, 2 совпадения – оценка 2

Оценка: ______

 

 

 

Задание 4.

Вычислите:

а) t1591867069bm.gif = ___________________________________

б) t1591867069bn.gif= ____________________________

в) t1591867069bo.gif = ___________________________________

г) t1591867069bp.gif = ___________________________

____________________________________________

 

__________________________________________________________

Шкала оценивания:

4 совпадений –оценка 5, 3 совпадения – оценка 4, 2 совпадения – оценка 3, 1 совпадение – оценка 2

Оценка: ______

 

 

Задание 5.

Каждому из пяти примеров в левом столбце соответствует одно из решений в правом столбце. Установите соответствие между примерами и их ответами. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам, например, 12345

 

А)

t1591867069bq.gif

 

1)

2

Б)

t1591867069br.gif

 

2)

3

В)

t1591867069bs.gif

 

3)

0,8

Г)

t1591867069bt.gif

 

4)

0

Д)

t1591867069bu.gif

 

5)

4

 

Ответ: ____________________

 

Оценка: ________

 

Изучив теорию, проверьте знания, выполняя задания 1-6.

 

Решите примеры, используя ПРИМЕР 1 в учебнике на ст. 155 и свойства логарифмов (1)-(3). Обсудите решение с соседом по парте.

 

 

 

 

 

Решите примеры, используя свойство логарифмов (3). Обсудите решение с соседом по парте.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решите примеры, используя свойство логарифмов (4). Обсудите решение с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решите примеры, используя ПРИМЕР 2 в учебнике на ст. 155 и свойства логарифмов (4) - (5). Обсудите решение с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попробуйте самостоятельно выполнить задание, используя свойства логарифмов. Ответ обсудите с соседом по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6.

Вычислите:

t1591867069bv.gif+ t1591867069bw.gif_______________________

_______________________________________

 

_______________________________________

 

_______________________________________

 

 

Решите самостоятельно. Будьте готовы к ответу у доски.

 

 

 

3

Ваша цель: оценить свою работу за урок.

Входной

контроль

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внесите в таблицу все оценки и посчитайте средний балл. Оценку сообщите учителю.

 

 

 

 

4

Ваша цель: оценить свое настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.

 

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


 


 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 

Закончите предложения, подчеркнув верное для вас высказывание.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.