Статья «Роль занятий по обучению плавания в системе дошкольного образования»
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. При этом следует помнить, что оптимальным возрастом для серьезного обучения плаванию является возраст 5 – 6 лет. В этот момент вестибулярный аппарат ребенка полностью готов к водной невесомости. А до этого в качестве подготовительной работы полезна организация игр и игровых упражнений на воде.
Купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу.
Методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.
При подборе игровых упражнений в процессе обучения плаванию необходимо учитывать этап обучения плаванию, возрастные особенности детей, уровень подготовленности (тренированности и закаленности).
Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя задание, воспитатель должен стремится к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание.
Однако нужно помнить, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство. Важным элементом обучения плаванию детей дошкольного возраста являются игровые упражнения. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию.
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей дошкольного возраста и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений, но и знания, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.