Конспект учебного занятия «Развитие русской культуры 2-й половины XIX века»
Конспект учебного занятия
«Развитие русской культуры 2-й половины XIX века»
по программе «Музыкальная литература»
для учащихся 12-14 лет
Тема: «Развитие русской культуры 2-й половины XIX века»
Цель: познакомить детей с развитием общества и культуры периода 2-й XIX века.
Задачи:
Обучающие:- формировать культурно-исторические компетентности в процессе изучения истории русской культуры;
- дать представление детям о состоянии русского общества, искусства этого периода;
- познакомить учащихся с особенностями творчества представителей кружка «Могучая кучка».
Развивающие:
- развивать способности детей анализировать, делать выводы, умение участвовать в диалоге, обосновывать высказанное суждение;
- продолжить работу по развитию эмоционального восприятия музыки, умения выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения;
- формировать стремление к самостоятельному решению проблем, проявление индивидуальности в решении творческих задач.
Воспитательные:
- формировать художественный вкус и оценочные критерии в контексте духовно нравственных и эстетических идеалов;
- воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданственность, уважительное отношение к культурному наследию.
Продолжительность зантятия - 45 мин.
Техническое оснащение занятия:
- классная доска;
- фортепиано;
- портреты композиторов-кучкистов: М. Балакирева, Ц. Кюи, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова;
- репродукции картин художников-передвижников: В. Васнецова, В. Сурикова, И. Левитана, И. Репина и других;
- аудиоаппаратура;
- аудиозапись: А. Бородин «Богатырская симфония», М. Мусоргский «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки», Н. Римский-Корсаков Хор «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка».
Ход занятия.
Звучит начало «Богатырской симфонии» А. Бородина.
Вопрос: Что вы можете сказать о прослушанном отрывке? Что вы представляете? Какие картины возникли в вашем воображении?
Ответы детей.
Педагог вместе с детьми отмечает мощность, величие, размах, силу и героизм музыки.
Вопрос: Как может называться такое произведение?
Ответы детей.
Педагог: Это отрывок из «Богатырской симфонии» А. Бородина.
Не случайно мы начали наше занятие именно так.
Во 2-й половине XIX века русская музыка переживала период могучего расцвета. Это стало возможным на фоне серьезных изменений, происходивших в общественной жизни России. Растут национальное самосознание, духовные силы народа, расцветает наука и культура.
Феодально-крепостническая система переживает кризис, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Это усилило бедствие русского народа. Его тяжелое положение стало одной из главных тем в литературе, живописи, музыке.
Вопрос: Произведения каких писателей вы изучали в школе на уроке литературы, где раскрывается эта тема?
Ответы детей.
Педагог: Вы правы. Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие литераторы того времени отражали тяжелую жизнь русского народа, нищету и беспросветное рабство, и в тоже время верили в его силу и счастливое будущее. Ярким примером этому являются строки Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
Русь
Ты и убогая, Русь не шелохнется,
Ты и обильная, Русь – как убитая!
Ты и могучая, А загорелась в ней
Ты и бессильная, Искра сокрытая, -
Матушка Русь!
В рабстве спасенное Встали – небужены,
Сердце свободное – Вышли – непрошены,
Золото, золото Жита по зернышку
Сердце народное! Горы наношены
Сила народная, Рать подымается -
Сила могучая – Неисчислимая!
Совесть спокойная, Сила в ней скажется
Правда живучая! Несокрушимая!
Сила с неправдою Ты и убогая,
Не уживается, Ты и обильная,
Жертва неправдою Ты и забитая,
Не вызывается, - Ты и всесильная,
Матушка Русь!
Обличительные мотивы проникают и в живопись. Многие прогрессивные художники объединились в товарищество передвижных художественных выставок (коротко их называют: «художники-передвижники»). Они отражали в своих картинах пороки общества. Памятником могучей силы русского народа, проявляемой в условиях тяжелого труда, стала картина И. Репина «Бурлаки на Волге» (показать репродукцию).
Эта тема поддержана Н.А. Некрасовым в стихотворении «На Волге».
О Волга!.. колыбель моя! Я знать хотел, что значит он, -
Любил ли кто тебя, как я? И долго берегом реки
Один, по утренним зарям, Бежал. Устали бурлаки,
Когда еще все в мире спит Котел с расшивы принесли,
И алый блеск едва скользит Уселись, развели костер
По темно-голубым волнам, И меж собою повели
Я убегал к родной реке. Неторопливый разговор.
Иду на помощь к рыбакам, - Когда-то в Нижний попадем? -
Катаюсь с ними в челноке, Один сказал: - Когда б попасть
Брожу с ружьем по островам. Хоть на Илью… - «Авось придем, -
То, как играющий зверок, Другой, с болезненным лицом,
С высокой кручи на песок Ему ответил: - Эх, непасть!
Скачусь, то берегом реки Когда бы зажило плечо,
Бегу, бросая камешки, Тянул бы лямку, как медведь,
И песню громкую пою А кабы к утру умереть -
Про удаль раннюю мою… Так лучше было бы еще…»
Тогда я думать был готов, Он замолчал и навзничь лег.
Что не уйду я никогда Я этих слов понять не мог,
С песчаных этих берегов. Но тот, который их сказал,
И не ушел бы никуда – Угрюмый, тихий и больной,
Когда б, о Волга! Над тобой С тех пор меня не покидал!
Не раздавался этот вой! Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Давно-давно, в такой же час, Изнеможенные черты
Его услышав в первый раз, И выражающий укор
Я был испуган, оглушен. Спокойно-безнадежный взор…
Богатырская сила народа, его героическое прошлое, его свободолюбие раскрываются в картине «Запорожцы» (показать репродукцию).
И. Репин был и выдающимся портретистом. Его портреты отличаются выразительностью, глубиной и проникнуты уважением и восхищением к изображаемым (показать портреты В.В. Стасова, П.М. Третьякова, М.П. Мусоргского). Наивысшее достижение в русской исторической живописи связаны с творчеством В.И. Сурикова (показать репродукции: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»).
Вопрос: Как отображен народ на этих картинах?
Ответы детей.
Педагог: В его монументальных эпических полотнах впервые народ показан как мощная действующая сила истории.
Вопрос: А кто знает, в творчестве какого художника сказка, былина, богатырская тема, прославляющая силу и красоту русского народа, достойного лучшей жизни, стали главной темой?
Ответы детей.
Педагог: Это творчество В.М. Васнецова (показать репродукции «Богатыри», «Ковер-самолет», «Аленушка», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»).
Многие художники создали свои шедевры в жанре пейзажа. Они отличаются одухотворенной красотой, поэтичностью и пронизаны любовью и нежностью к родной природе.
Вопрос: Картины каких художников-пейзажистов вы изучали в школе или видели в музеях?
Ответы детей.
Педагог: (показывает репродукции: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», В.Д. Поленов «Московский дворик», «Заросший пруд», И.И, Левитан «Март», «Золотая осень»).
Не осталась в стороне и музыка. Пятеро выдающихся русских композиторов объединились в группу единомышленников «Новая русская школа» или как ее назвал однажды В.В. Стасов «Могучая кучка». Руководителем стал М. Балакирев (поэтому иногда этот кружок называют балакиревским). Так же в него входили Ц. Кюи, А. Бородин, М. Мусоргский и Н. Римский-Корсаков.
Вопрос: Кого из этих композиторов вы слышали или знаете их произведения?
Ответы детей.
Педагог: Основным принципом балакиревцев было продолжение дела Глинки – развитие русской национальной музыки. Главным для них было воплощение музыки в жизни народа. Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы «Могучей кучки» с большой любовью собирали и изучали русские народные песни, а потом использовали их в своем творчестве.
Положение каждого из этих композиторов в истории русской музыки различно. Балакирев известен прежде всего как руководитель и наставник музыкального кружка. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался авторитетом у своих молодых друзей и помогал им в овладении музыкальными знаниями и в творчестве. Из писем М.А. Балакирева В.В. Стасову: «Наши занятия заключались в приятельских беседах и происходили не только за фортепиано, но и за чайным столом. Бородин (как и вся наша компания) играл новое свое сочинение, а я делал свои замечания касательно формы, оркестровки и прочее. Каждый такт проходил через мою критическую оценку и это развивало критическое художественное чувство, определившее музыкальные вкусы и симпатии…» Им создано большое количество романсов, инструментальные пьесы и произведения для симфонического оркестра.
Цезарь Кюи является автором нескольких опер, произведений для оркестра, большого количества вокальных произведений, в том числе хоровых.
Вопрос: Произведения каких композиторов вы исполняете в хоровом классе?
Ответы детей.
Педагог: Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты», хор из оперы «Снегурочка», «Раным-рано петухи у нас запели», Ц. Кюи «Царскосельская статуя». А первым произведением из русской классики было «Майский день» Кюи. Оно и дало название нашему хору и является его визитной карточкой.
Но наиболее яркими и талантливыми оказались следующие три представителя этого музыкального содружества: М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков.
Мусоргский – один из крупнейших русских композиторов. В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности. Непримиримый к несправедливости, чутко отзывавшийся на человеческие страдания, он занял среди композиторов «Могучей кучки» особое место как гневный обличитель общественных пороков. По выражению музыкального критика и литератора Стасова Мусоргский показал в своей музыке «океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности». Им написано несколько опер. Самые знаменитые из них – «Борис Годунов» и «Хованщина» - написаны на исторический сюжет, а также романсы, песни, симфонические произведения, пьесы для фортепиано. Послушайте пьесу «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».
Вопрос: Дайте характеристику этому произведению.
Ответы детей.
Вопрос: С творчеством какого художника можно сравнить музыку Мусоргского.
Ответы детей.
Педагог: А.П. Бородин – неповторимый своеобразный композитор. Он проявил себя как крупный ученый-химик, общественный деятель. Стасов так охарактеризовал композитора: «Талан Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстностью, нежностью и красотой.» В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы былинных богатырей.
Наш урок начался с музыки «Богатырской симфонии». Им так же написаны две оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», инструментальные произведения, романсы.
Вопрос: С картинами какого художника можно сравнить творчество Бородина?
Ответы детей.
Педагог: Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом и несправедливостью. Человеком гуманным и кристально чистым, посвятившим музыке всю свою жизнь, вошел Римский-Корсаков в историю русского искусства и навеки прославил его.
Он оставил огромное творческое наследие почти во всех музыкальных жанрах. Им написано 15 опер, среди них: «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Псковитянка» и другие; произведения для симфонического оркестра, около 80 романсов, сборники русских народных песен и другое.
Давайте послушаем хор «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка». Мелодия хора построена на мелодических оборотах, старинных обрядовых песен и имеет светлый жизнерадостный характер.
Вопрос: Творчество каких художников можно вспомнить, говоря и Римском-Корсакове?
Ответы детей.
Педагог: Таким образом, в центре внимания деятелей всех видов русского искусства оказались человек и народ. Человек с его сложным душевным миром, с мечтой о счастье; народ – угнетенный, страдающий, но несущий в себе огромную нравственную силу.
Подведение итогов.
Осуществляется в виде тестирования.
Задание: Ответьте на вопросы.
Композитор, основатель содружества «Могучая кучка»__________________.
Перечислите композиторов творческого содружества «Могучая кучка»____________________________________________________________.
В творчестве какого композитора наиболее ярко были отражены социальные конфликты и несправедливость?______________________________________.
Назовите композитора, в творчестве которого богатырская тема занимала главное место____________________________________________________.
Какой композитор написал большинство произведений на сказочные сюжеты?_________________________________________________________.
Назовите композитора и художника в творчестве которых преобладает историческая тематика_____________________________________________.
Назовите композитора и художника, в творчестве которых большое место занимает сказка____________________________________________________.
Назовите композитора и художника, в творчестве которых большое место занимает богатырская тема_________________________________________.
Домашнее задание.
Детям предлагаются темы для написания рефератов:
«Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова».
«Богатырская тема в произведениях П.А. Бородина».
«Тема униженного народа в творчестве М.П. Мусоргского».
«Жизнь и творчество М.А. Балакирева».
«История создания «Могучей кучки»».
Литература:
Музыкально-энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш, Москва, «Советская энциклопедия» - 1990.
«Слова о музыке» Хрестоматия для учащихся старших классов. Составители: Б.Г. Григорович, З.М. Андреева. Москва. «Просвещение» - 1990.
«Композиторы «Могучей кучки» Е.М. Гордеева, Москва, «Музыка» - 1985.
«Русская музыкальная литература» Общая редакция Э.Л.Фрид, Москва, «Музыка» - 1980.
«Передвижники» А.В. Парамонов, Москва, «Музыка» - 1980.