Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Правописание НЕ с существительными»
Повторяй-ка
Исследование языкового материала Распределите данные слова в две группы : слитно раздельно (Не) годовать, (не) уважать, (не) любить, (не) приятель, (не) хотеть, (не) чувствовать, (не) доумевать, (не) навидеть, (не) здоровится.
« Слитное и раздельное написание не с существительными» Тема урока:
научиться правильно писать не с именами существительными, разработать алгоритм написания не с существительными объяснять условия выбора орфограммы (устно) и обозначать их графически. Цели урока:
НЕ с существительными
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева – Ряха, аккуратистка в высшей степени. Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим?
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица «НЕ». Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна… Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы «НЕ» недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна непролазные неумытый непричесанный невзрачной несуразный ненастная несчастная неуклюже
НЕ с существительными Слитно Раздельно Не употребляется без НЕ недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна
Низкий урожай – Отсутствие внимания – Недостаток организованности – Слабое здоровье – Растрепанность, безобразное отношение к вещам, внешности – Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – Подозрительность – Дождливая, пасмурная погода – Отсутствие свободы , заточение – НЕУРОЖАЙ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ НЕОРГАНИЗОВАННОСТЬ НЕЗДОРОВЬЕ НЕАККУРАТНОСТЬ НЕБЛАГОЗВУЧИЕ НЕДОВЕРИЕ НЕПОГОДА НЕВОЛЯ
НЕ с существительными Слитно Раздельно Не употребляется без НЕ Заменить синонимом недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна неурожай невнимательность неорганизованность нездоровье неаккуратность неблагозвучие недоверие непогода неволя
То была не злость, не страх и не лютая досада, а самое обыкновенное равнодушие. Это был не друг мой, а просто знакомый. Во всём чувствовалась не решительность, а робость. Не счастье помогло, а упорный труд. Не скромность звучала в словах, а дерзкая гордость.
НЕ с существительными Слитно Раздельно Не употребляется без НЕ Заменить синонимом Противопоставление с союзом А недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна неурожай невнимательность неорганизованность нездоровье неаккуратность неблагозвучие недоверие непогода неволя не злость, а равнодушие; не друг, а знакомый; не решительность, а робость; не счастье, а труд; не скромность, а робость.
НЕ с существительными Слитно Раздельно Не употребляется без НЕ Заменить синонимом Противопоставление с союзом А Слово-отрицание недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна неурожай невнимательность неорганизованность нездоровье неаккуратность неблагозвучие недоверие непогода неволя не злость, а равнодушие; не друг, а знакомый; не решительность, а робость; не счастье, а труд; не скромность, а робость. не ездок, не будильник, не ботинки, не сапожки, не море, не земля, не куст, не рубаха, не человек, не жар, не огонь
Не с существительными Алгоритм Вопрос
Не с существительными Алгоритм Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом а (не правда, а ложь) (невежда) (говорить неправду (ложь) ДА НЕТ Пиши раздельно Употребляется ли без не НЕТ ДА ДА Пиши слитно Можно заменить синонимом или близким по значению выражением Пиши слитно
Не с существительными Прочитайте вслух пословицу. Какое слово стоит перед не? Свой своему вовсе (не)брат. (современная пословица) Вовсе. Это, так называемое слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе. Таких слов в русском языке несколько: вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не, далеко не
Не с существительными Слова-«магниты» Далеко не Вовсе не Отнюдь не Совсем не Нисколько не Ничуть не
1. Весеннее (не) настье – семь погод на дворе. 2. Не было бы счастья, да (не) счастье помогло. 3. (Не) пером пишут, а умом. 4. (Не) хлебом единым жив человек. 5. Отнюдь (не) счастье делает человека мудрым.
Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне. Тут может быть она частицей НЕ ДРУГ, А ВРАГ А там - в приставку превратится НЕДРУГ, А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! НЕВЕЖДА, НЕУЧ, НЕРЯХА, НЕВЕЖА Графическое обозначение Что вы знаете о слове Не?
…Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье… А народ-то над ним насмеялся: „По делом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!»
Словарная работа Невежа, невежда – -вед- «ведать», «знать». В современном русском языке «невежа» значит «грубиян», невоспитанный человек. «Невежда» – «несведущий», «необразованный человек».
(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда Комментированное письмо («по цепочке») Комментируем написание не с существительным, пользуясь алгоритмом.
Не с существительными Упражнение Схемы (Не)работа сушит, а з..бота. (Не)печ.. кормит, а руки. Чу..ствовать (не)пр..язнь. Рас..казывать (не)былицы. Слезы (не)г..д..вания. (Не)р..ш..тельность действий. (Не)точность в ..твете. Отнюдь (не)дурак. 1. не 2. не 3. слово-«магнит» не… 4. не , а Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению.
Итог урока § 41 (выучить правило); знать алгоритм рассуждения написания НЕ с существительными; упр. в РТ 31. Скажите, над чем мы сегодня работали? Расскажите правило правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры. Домашнее задание Познакомились с правописанием НЕ с именами существительными, учились правильно писать существительные с НЕ.
Цветовые итоги урока: - отлично понял(а) тему - хорошо понял(а) тему, но возникают трудности - плохо понял(а) тему
Надежда Владимировна Кучмина