Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Правописание НЕ с существительными»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка. 6-ой класс. Тема: "Правописание НЕ с существительными"
Цели урока:
Обучающие: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными; уметь различать не – приставку, частицу, часть корня.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
развитие способностей к самостоятельному труду;
развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
воспитание культуры общения, речи и поведения;
вызвать заинтересованность в получении знаний;
пробудить любознательность;
побудить учащихся к активности;
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование и материалы к уроку.
Мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос. (Слайд 1. Повторяй-ка)
-
С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?
Какие признаки имеет имя существительное?
Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?
(разноскл., несклон., сущ. общего рода)
III Объяснение нового материала.
Открываем тетради, записываем (Число, Классная работа)
Актуализация опорных знаний. Исследование языкового материала. (Слайд 2)
Распределите данные слова в две группы:
слитно раздельно
(Не) годовать, (не) уважать, (не) любить, (не) приятель, (не) хотеть, (не) чувствовать,
(не) доумевать, (не) навидеть, (не) здоровится.
- Слова каких частей речи вы написали ? Как написали? Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (Нет, не всегда. Пишутся слитно, когда без НЕ не употребляются. Например: негодовать, ненавидеть.)
- А написание какого слово вызвало затруднение? (Имя существительное (не) приятель)
- Исходя из всего этого мы можем сформулировать тему урока, и о какой орфограмме сегодня пойдёт речь? (НЕ с существительными.)
- Запишите тему урока. "Не с существительными". (Слайд №3).
- Как вы думаете, какие цели мы могли бы поставить себе сегодня на уроке?
научиться правильно писать не с именами существительными,
разработать алгоритм написания не с существительными
объяснять условия выбора орфограммы (устно) и обозначать их графически. (Слайд №4).
VI. Орфографическая задача (проблемная ситуация). Работа в группах.
- Сейчас я предлагаю каждому попробовать себя в роли исследователя. Разделимся на 4 группы.
Посмотрите на экран. (Слайд №5). У вас такие же незаполненные таблицы. Для их заполнения нужно выполнить задания. (Приложение 1.) Попробуйте сами добыть ответ на вопрос "При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком раздельно?" Каждая группа формулирует свою часть правила и заполняет свой столбик примерами.
- Выступление 1-ой группы. Карточка 1. (Приложение 2) (Слайды №7, 8).
Выпишите странные слова – существительные.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица «НЕ».
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы «НЕ»
Слитно |
Раздельно |
||
Не употребляется без НЕ |
|||
недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна |
|
|
|
- Выступление 2-ой группы. Карточка 2. (Приложение 2) (Слайды №9,10).
Подберите к данным словам синонимы с не
Низкий урожай –
Отсутствие внимания –
Недостаток организованности –
Слабое здоровье –
Растрепанность, безобразное отношение к вещам, внешности –
Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков –
Подозрительность –
Дождливая, пасмурная погода –
Отсутствие свободы, заточение –
Слитно |
Раздельно |
||
Не употребляется без НЕ |
Заменить синонимом |
||
недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна |
неурожай невнимательность неорганизованность нездоровье неаккуратность неблагозвучие недоверие непогода неволя |
|
- Выступление 3-ей группы. Карточка 2. (Приложение 2) (Слайды №11,12).
Проанализируйте предложения.
То была не злость, не страх и не лютая досада, а самое обыкновенное равнодушие.
Это был не друг мой, а просто знакомый.
Во всём чувствовалась не решительность, а робость.
Не счастье помогло, а упорный труд.
Не скромность звучала в словах, а дерзкая гордость.
Слитно |
Раздельно |
||
Не употребляется без НЕ |
Заменить синонимом |
Противопоставление с союзом А |
|
недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна |
неурожай невнимательность неорганизованность нездоровье неаккуратность неблагозвучие недоверие непогода неволя |
не злость, а равнодушие; не друг, а знакомый; не решительность, а робость; не счастье, а труд; не скромность, а робость. |
|
- Выступление 4-ой группы. Карточка 2. (Приложение 2) (Слайды №13,14).
Проанализируйте загадки.
(Не) море, (не) земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Не) ботинки, (не) сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Не) куст, а с листочками,
(не) рубаха, а сшита,
(не) человек, а рассказывает.
Слитно |
Раздельно |
||
Не употребляется без НЕ |
Заменить синонимом |
Противопоставление с союзом А |
Слово-отрицание |
недоумением неразбериха неряха незабудки недотепа невежа Несмеяна |
неурожай невнимательность неорганизованность нездоровье неаккуратность неблагозвучие недоверие непогода неволя |
не злость, а равнодушие; не друг, а знакомый; не решительность, а робость; не счастье, а труд; не скромность, а робость. |
не ездок, не будильник, не ботинки, не сапожки, не море, не земля, не куст, не рубаха, не человек, не жар, не огонь |
V. Первичное закрепление материала. Проверка по учебнику.
Озвучиваем часть правила слитного и раздельного написания не с именами существительными.
Чтение правила § 41.
VI. Алгоритм рассуждения. Таблица незаполненная на доске и лежит на столах учеников. Группа учащихся разбирает пазлы таблицы и составляет алгоритм написания не с существительным. (Приложение 3, 4) (Слайды №15,16). VII. Изучение нового материала (продолжение). (Слайды №17, 18).Прочитайте вслух пословицу. Какое слово стоит перед не?
Это, так называемое слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе.
VIII. Этап закрепления и применения изученного. (Слайд №19).
IX. Графическое обозначение орфограммы. (Слайд №20).
А теперь вспомните все пять частей нашего рассуждения и, опираясь на них, расскажите о том, как пишется не с существительными.
Что вы знаете о слове Не?
Это слово.
Это часть слова.
Это служебная часть речи.
Какой же ответ правильный?
Все правильные!
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, это НЕ! Анализ слов на слайде.
Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей,
А там- в приставку превратиться,
А может к слову прицепиться
И навсегда с ним породниться!
X. Словарная работа. (Слайды №21, 22).
А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа». (А.С.Пушкин)
…Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье…
Вопросы к слайду.
- Из каких произведений эти строки? (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, почему выделенные слова с НЕ пишутся слитно?
- А какого рода они?
- Кто знает значение этих слов?
(Разные варианты ответов учащихся.)
Учитель дает пояснение:
Историческая справка.
Невежа – существительное мужского и женского рода (от древнерус. языка Вежа – знаток).
Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.
Невежда (от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.
XI. Этап закрепления и применения изученного.
Комментированное письмо («по цепочке») (Слайд №23).
Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению. (Слайд №24).
XII. Этап подведения итогов.
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Как пишется не с существительными?
- Расскажите правило.
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
XIII. Рефлексия.
Цветовые итоги урока:
- отлично понял(а) тему
- хорошо понял(а) тему, но возникают трудности
- плохо понял(а) тему
Посмотрим, какого цвета у нас получится ёлочка?
XIV. Домашнее задание:
§ 41 (выучить правило); знать алгоритм рассуждения написания НЕ с существительными;
упр. в РТ 31.
/data/files/w1476536571.ppt (Не с существительными)
Надежда Владимировна Кучмина