Конспект урок по географии по теме: «Озёра и болота» (6 класс)
Цель урока: Формирование представления о многообразии озёр, об условиях образования озёр и болот.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить учащихся в ходе урока с особенностями озер, их видами, значением, расширить общий кругозор. Раскрыть взаимосвязь озер и болот, процесс заболачивания.
Развивающие: развить у учащихся познавательный интерес, навыки работы с физической и контурной картой, определять географическое положение озёр; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроке через средства обучения. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Формировать экологическую культуру.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: умение находить различия озер в зависимости от происхождения их озёрных котловин; различия озерной воды по солености; знать, что называется болотом, объяснять причины образования болот, иметь представление о влиянии многолетней мерзлоты на образование болот, знать значение болот в природе;
Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе.
Метапредметные: развивать умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения. умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной деятельности; умение слушать и понимать других, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Оборудование:
• Учебник географии для 6 класса
• Атлас
• Контурные карты
• Компьютер, проектор, экран
• Презентация
• Карточки с заданиями для практической работы
• Физическая карта России
I. Организационный момент (1 мин)
Создание благожелательной атмосферы, нацеленности на урок.
-Добрый день, ребята! Я рад приветствовать вас и пожелать каждому успехов в такой нелегкой, но увлекательной деятельности как учение. Настройтесь на сотрудничество, поиск и творчество в освоении новых знаний.
• Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний (4 мин)
• Беседа по пройденному материалу:
* Что такое гидросфера?
* Какие компоненты входят в состав гидросферы?
* Что такое река?
Проблемный вопрос: Как вы думаете, могут ли реки быть связаны с другими водными объектами? Какими? (болотами, озерами)
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание (5 мин)
Легенда об озере Эворон.
Вопросы:
О каком географическом объекте говорится в легенде? (Об озере)
Как вы думаете, эта легенда – это реальная история или вымысел?
Хотели бы вы узнать больше об этом водном объекте?
Формулировка темы урока: «Озера и болота».
Определение целей урока: Сегодня мы узнаем, что такое озера, какими они бывают, как образуются, какую роль они играют в природе, а также узнаем, как они связаны с болотами.
IV. Изучение нового материала (10 мин)
a) Определение озера, озерной котловины. (1 мин)
На карте много голубых пятен, разных размеров, разных оттенков. Это замкнутые углубления (котловины) различного происхождения, в которые, с прилегающих поверхностей суши стекает вода, попадают подземные воды. Часть воды испаряется, часть вытекает или накапливается. Так образуется озеро.
Озеро – это скопление воды в углублении на суше.
Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами. Причин образования озёрных котловин много, и котловины очень разнообразны.
Озерная котловина – углубление, в котором находится озеро.
б) Происхождение озерных котловин (2 мин)
Рассказ учителя с использованием презентации: Озерные котловины могут образовываться разными способами.
Виды озерных котловин (с примерами):
* Тектонические: образовались в результате тектонических движений земной коры (оз. Байкал, Танганьика)
* Вулканические: образовались в кратерах вулканов (озера Камчатки, Курильских островов)
* Ледниковые: образовались в результате деятельности ледника (озера Карелии, Финляндии)
* Запрудные (завальные): образовались в результате перегораживания русла реки обвалом, оползнем (оз. Сарезское)
* Старичные: образовались из отделившихся участков русла реки.
Задание в атласе: Найти примеры озер разных типов на физической карте России. (2 мин)
в) Питание озер. (3 мин)
Озера как и реки питаются дождевой, талой водой, подземными водами. Расходуется вода на испарение и выносится реками.
Озёра, из которых вытекают реки, называются сточными.
(в озеро Байкал впадает более 300 рек, а вытекает Ангара).
Бессточным считается озеро, из которого не вытекает ни одна река.
(Каспийское море-озеро бессточное).
Задание. Зарисуйте сточное и бессточное озёра в тетради.
С помощью карт атласа приведите примеры сточных и бессточных озер, отметьте по одному примеру в контурной карте на странице 5-6.
г) Соленость озер. (2 мин)
Вода, поступающая в озеро, приносит в него растворенные в воде соли (норма менее 10/00) примерно 0,2-0,3 г солей вещества в литре воды. Но количество солей, приносимое рекой за длительный период, может быть очень большим. Из сточного озера соли выносятся реками, а в бессточном - остаются в озере. Поэтому и соленость в бессточном озере значительно выше. (Самое соленое море-озеро Мертвое 2700/00).
д) Образование болот.
Рассказ учителя: Со временем озера могут превращаться в болота. Постепенное заполнение бессточного озера речными наносами, высокое испарение способствуют превращению озера в болото.
Определение: Болото – это избыточно увлажненный участок суши с влаголюбивой растительностью и слоем торфа не менее 30 см.
Вопрос на обсуждение: Как вы думаете, почему в легенде говорится, что озеро Эворон "сохнет от горя"? (Может намекать на процесс обмеления и заболачивания)
Физкультминутка.
V. Первичное закрепление (2 мин)
Игра "Верно – неверно": Учитель зачитывает утверждения, учащиеся отвечают "верно" или "неверно".
* Озеро – это часть Мирового океана. (Неверно)
* Байкал – самое глубокое озеро в мире. (Верно)
* Все озера соленые. (Неверно)
* Болота образуются из рек. (Неверно)
* Гидролог изучает реки. (Верно)
VI. Практическая работа (12 мин)
Инструктаж по выполнению практической работы:
* Знакомство с планом характеристики озера в учебнике и текстом описания озера Эворон на слайде.
* Объяснение плана характеристики озера.
* Напоминание о правилах работы с картой и атласом.
Практическая работа: дать характеристику озера Эворон по плану используя текст (на слайде):
1. Географическое положение (на каком материке, в какой стране, в какой части страны расположено озеро).
2. Расположение относительно крупных географических объектов (рек, гор, равнин).
3. Происхождение озерной котловины (предположительно).
4. Тип озера по солености (пресное или соленое).
5. Тип озера по стоку (сточное или бессточное).
6. Размеры озера (площадь, глубина).
7. Значение озера для природы и человека. Самостоятельная работа учащихся в тетради.
VII. Рефлексия (4 мин)
Обсуждение результатов практической работы: представление результатов работы несколькими учащимися. Озвучивание ответов.
Вопросы:
* Что нового вы узнали на уроке?
* Что было самым интересным?
* Что было самым сложным?
* Как вы думаете, почему важно изучать озера и болота?
Оценка работы на уроке: Самооценка и взаимооценка работы учащихся.
VIII. Домашнее задание (1 мин)
• Выучить определения основных понятий.
• Найти информацию о другом озере России и составить его краткую характеристику по плану.
• (Дополнительное задание): Написать небольшое сочинение-миниатюру на тему "Легенда озера Эворон и реальность".
IX. Заключение (1 мин)
• Благодарность учащимся за работу на уроке.
• Создание положительной мотивации для дальнейшего изучения географии.
В качестве заключения.
Дополнительные материалы:
• Фотографии озер разных типов.
• Видеоролики об образовании озер и болот.
• Информация о профессии гидролога.
• Легенды и мифы об озерах.
Использование легенды на уроке:
В начале урока легенда создает эмоциональный настрой и мотивирует к изучению темы.
Во время изучения нового материала легенда может использоваться для иллюстрации различных процессов (например, обмеление озера, заболачивание).
При выполнении практической работы легенда может помочь учащимся осознать связь географических объектов с культурой и историей народа. В конце урока легенда может быть использована для рефлексии и подведения итогов.
Примерные ответы при характеристике озера Эворон:
1. Географическое положение: Евразия, Россия, Хабаровский край.
2. Расположение относительно крупных географических объектов: Расположено в бассейне реки Амур, недалеко от реки Амгунь, в равнинной местности.
3. Происхождение озерной котловины: Скорее всего, тектонического или ледникового происхождения (требует дальнейшего исследования).
4. Тип озера по солености: Пресное.
5. Тип озера по стоку: Сточное.
6. Размеры озера: Площадь около 194 км², глубина до 3-4 метров (относительно неглубокое).
7. Значение озера: Рыболовство, транспорт, место обитания водоплавающих птиц, рекреация. Важно для коренных народов, проживающих в регионе.
Легенда об Эвороне, дочери его Девятке, мэргэне Гэрине
и драконе Кайласо
Давно-давно жил могучий князь Эворон. Славился князь силой,
богатством, мужеством и суровостью. И было у него 8 сыновей и одна дочь –
Девятка. Очень любил свою дочку князь и строго воспитывал ее, никуда не
отпускал, а если не было его, то братья глядели за сестрой.
Устала Девятка в доме все время находиться, захотелось ей
прогуляться. Услышала, как князь собирается в путь, а сыновья его
провожать вышли. Она тоже вышла, обняла отца и незаметно юркнула меж
братьев, побежала по тропинке и оказалось в лесу. Красивым был лес,
богатым, следы разные везде видела Девятка, а цветов вокруг, да ягодных
кустов самых разных. Присела пудин ягодкой полакомиться, вкусно ей,
чувствует, смотрит кто-то на нее. Обернулась, а там за деревом мэргэн
молодой прячется. Испугалась Девятка и побежала прочь из лесу, нагнал ее
мэргэн, остановил и начал прощения просить, не хотел мол пугать. Влюбился
сразу и взгляду оторвать не мог от девушки. Так и познакомились Девятка и
мэргэн Гэрин. Полюбили друг друга, но беден был мэргэн, не с чем было
идти к великому князю Эворону, чтоб просить дочь выдать за него.
Отправился Гэрин в лес за добычей, скудная была добыча, два соболя, в реке
немного рыбы поймал. Пришел Гэрин к великому Эворону с дарами,
рассмеялся князь и выгнал мэргэна. Расстроилась Девятка пудин и убежала
за мэргэном.
Узнал о побеге влюбленных князь Эворон и отправил за ними вслед
дракона Кайласо, чтоб убил он мэргэна, а дочь вернул назад. Недалеко
убежали мэргэн с пудин, как настиг их Кайласо. Спряталась Девятка, а Гэрин
начал сражаться с драконом. Долго бились, из последних сил дракон
проткнул мэргэна насмерть и сам упал замертво. Подошла Девятка к
любимому и начала плакать, долго плакала, пока слезы и кровь не смешались
вместе.
Так и остались они на своих местах. Великое озеро Эворон,
выбегающая из него Девятка и впадающая в Гэрин, а рядом с ними дракон
Кайласо.
|

