Урок географии в 5 классе на тему «Озёра и болота»

0
0
Материал опубликован 3 January 2018

 

Предмет: география класс: 5 Учитель географии

Т.Н.Дронова

Тема урока: Озёра и болота.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемно-диалогического обучения, с использованием мультимедийных средств.

Проблема урока: разрешение противоречий между традиционной постановкой цели и организацией субъектного целеполагания для достижений личностных результатов обучения (создание проблемной ситуации).

Место урока в изучении темы: урок №5 в теме: «Мир земных вод»

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОЗН)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная с элементами парной работы, групповая.

Методы: проблемного изучения с использованием компьютерных технологий, исследовательский, картографический, частично-поисковый, практический, наглядный, словесный, прогноз.

Минимакс:

Минимум: озеро, болото,

Максимум: виды озёр: тектоническое озеро, запрудное, вулканическое, старица, сточное озеро, бессточное.

озерная котловина, верховые и низинные болота, торф.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта мира, физическая карта России, раздаточный материал.

Учебник: 5 класс, География В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина. Москва БАЛАСС 2012 год

Задачи урока:

Образовательные:

1) сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, “болото”; представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер, болот;

2) научить определять по карте сточные и бессточные озера;

3) выявить причины образования разных типов озер, болот;

3) объяснять зависимость озер и болот от климата местности и рельефа;

Развивающие:

1) развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность.

2) учить работать с географической картой, показывать озера, болота.

4) учить работать с разными источниками географических знаний;

5) развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

6) находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

1) осознать практическую и личностную значимость учебного материала;

2) воспитывать бережное отношение к природе;

3) воспитывать позитивное отношение к ответам одноклассников


 

Формирование УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


 


 

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационно-мотивационный этап урока

1.Орг. момент.

а) Приветствие учащихся.

б)Проверка готовности учащихся к уроку.

в) Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики; готовность рабочего места; создает ситуацию успеха

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада видеть вас! Надеюсь, что мы с вами сможем сегодня активно поработать! И вы порадуете меня своими глубокими познаниями!

При помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение вначале урока: (красный цвет - отличное, желтый цвет - нормальное, синий – плохое)

- А наш урок я начну с китайской мудрости:

На доске:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому – и я пойму! (научусь)

Мне хотелось, чтобы вы сегодня больше делали сами и тогда всему научитесь, всё усвоите!

Готовят рабочее место.

Приветствуют ;

при помощи сигнальных карточек показывают своё настроение вначале урока

Результаты:

соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

приобретают познавательный интерес и становление смыслообразовательного мотива;

умение переходить от одного вида общения к другому.

Личностно – регулятивные

умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;

установление целевых приоритетов;

самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

Коммуникативные:

отображение содержания планируемых действий для достижения цели, решение задач в форме громкой речи, в форме внутренней речи.

Технологии: дифференцированный подход в обучении; индивидуально-личностное обучение

II. Этап целеполагания: совместное определение темы урока

1. Подготовка учащихся к восприятию материала

- Что такое гидросфера?

Показ 1 слайда Гидросфера.

- Посмотрите на схему, какой вопрос у вас возникает?

(На какие части делится гидросфера?)

- Какие у вас будут гипотезы? Проверим!

Перечислите воды суши.

Высказывают предположения.

Учащиеся вступают в диалог и называют части гидросферы.

Личностно – регулятивные:

готовность к самообразованию;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.

Коммуникативные: представление конкретного содержания и сообщение его.

2. Определение темы урока

Показ 2 слайда Озера (изображение 6 необычных озер и болот)

- Посмотрите на слайд и выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок?

- Отгадайте загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля

Как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги.

(Болото)

Сформулируйте тему урока!

- Запишите тему урока в Карте ученика. Слайд 3 (Тема урока: «Озера и болота»)

Высказывают предположения.

Отгадывают загадку.

Формулируют тему урока: «Озера и болота».

Записывают тему урока в карту ученика.

Личностно – регулятивные:

самостоятельный анализ условий достижения целей.

Познавательные:

умение определять;

умение проявлять интерес к коллективному творчеству.

Коммуникативные:

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Технологии: поэтапное формирование умственных действий; дифференцированное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока

III. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1.Формулирование проблемы урока.

- Какую проблему поставим перед собой?

- Чем отличается озеро от болота?

- Это главный вопрос нашего урока!

- Это проблема нашего урока!

-Что же нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Выделяют проблему, предполагают пути решения проблемы урока.

Личностно – регулятивные:

готовность к самообразованию;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности;

освоение основ ознакомительного, поискового действия.

Познавательные:

умение формировать предметные понятия.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2.Формулирование цели и задач урока.

- Какие мы поставим цели и задачи урока? Сформулируйте их!

- Дайте своё определение понятиям: «Озеро», «Котловина»

- А как ты думаешь? Почему? Объясни!

- Сравним его с определением, написанным на слайде.

- Запишем определение в Карте ученика.

Ставят перед собой цели и задачи урока.

Дают своё определение понятиям «Озеро, «Котловина». Дети сравнивают, проговаривают, записывают определения.

Технологии: дифференцированный подход, анализ результатов поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение,

IV.Поиск решения.

1.Поиск решения.

1. Работа с физической картой Мира.

- Как изображают озера на физической карте?

- Как правильно показать озера на карте?

- У всех ли озер одинаковый контур?

- Какой можно сделать вывод? (Контур озер разный, озера бывают различные по внешнему виду.)

- Покажите самое большое озеро, самое глубокое.

- Вспомним, что мы уже знаем об озерах?

- Посмотрите на схемы. Чем они отличаются? Показ 4 слайда (Сточные и бессточные озера)

- Какой можно сделать вывод?

- Приведите примеры сточных и бессточных озер и покажите их на карте.

Показ слайда 5. (Озера пресные и соленые)

- Что такое соленость воды?

- В чем выражается соленость воды?

- Какова средняя соленость морской воды?

Работа с картой. Показать пресные и соленые озера мира.

- Какую проблему мы поставили перед собой?

- Если озеро это природное углубление, то каким может быть его происхождение?

- Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?

- А решать эту проблему предлагаю самостоятельно! (в парах, группах, каждый над своей задачей по уровням)

- Предлагаю выполнить мини-проект: «Озера и болота» В конце работы вам нужно найти контур озер, подобрать иллюстрации и прикрепить всё это на «нашу карту».

Работают с картой у доски, работают с атласом.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, делают выводы.

Самостоятельно выполняют задания по группам в зависимости от постановки проблемы

Определяют последовательность своих действий.

Работают с текстом, с таблицей, схемой, рисунками, выводят закономерную связь между явлениями. Находят аргументы для своей оценки.

Личностно – регулятивные:

освоение основ ознакомительного, поискового действия; умение составлять алгоритмы решения задач;

формирование устойчивого познавательного интереса.

Познавательные:

умение формировать предметные понятия;

формирование навыков практических задач.

Коммуникативные:

умение аргументировать свою точку зрения;

умение вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2.Самостоятельная работа в парах, группах.

3. Обсуждение.

1 группа Проблема:

2 группа Проблема:

3 группа Проблема:

Такие озёра, как Каспийское, Мёртвое, Аральское, названы морями.

Проанализируйте представленную информацию.

Какой вопрос у вас возникает?

Почему эти озёра называют морями?

Как нам действовать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Какие у вас будут гипотезы?

Составьте план действий.

(работа по подгруппам А, Б)

- Как образуются болота?

- Какие типы болот различают?

- Какое значение имеют болота?

- Как размещены озёра по территории России?

- Какие виды озёр встречаются?

- Как влияют озёра на природу и жизнь человека?

- Изменяется ли уровень воды в озёрах?

-Изменяется ли площадь озёр?

- Какое значение имеют озёра?

Природные особенности озера Балхаш.

Работа с учебником. Стр.114

Дополнительный материал.

Работа с учебником. Стр.117

Дополнительный материал.

Работа с учебником. Стр.116

Дополнительный материал.

- Какой вывод можно сделать?

1 группа. А. Сравните озеро и море. Результаты сравнения занесите в таблицу.

Особенности

Море

Озеро

1.Принадлежность к Мировому океану.

   

2. Определение водоёма.

   

3. Особенности происхождения.

   

4. Особенности вод.

   

- Проанализируйте информацию, собранную в таблице. В чём сходство и различие озера и моря?

1 группа. Б Происхождение озёр.

Озерные котловины.

Тектонические (разломы в земной коре, опускание в земной коре), моренные, термокарстовые, запрудные, вулканические, ледниковые, озера-старицы.

1 группа. В Озёра и болота Калужской области.

- Как новые задания помогли нам ответить на основной вопрос урока?

- Чем отличается озеро от болота?

- Послушаем, как справилась с проблемой 1 группа, 2, 3?

3. Демонстрация материалов «мини – проекта», (на ватмане, на карте полушарий находят озера, приклеивают их названия, иллюстрации и весь подготовленный материал)

4. Просмотр видеофильма: «Образование озер и болот»

5. Проведение дискуссии: «Надо ли осушать болота или необходимо их сохранять и беречь?».

- Выскажите свою точку зрения по этому вопросу.

Памятка « Правила ведения дискуссии».

Говорить по сути проблемы. Главное – аргументы, факты, логика, доказательства.

Придерживаться правила культуры общения, уважать точку зрения оппонента.

Быть сдержанным, четко формулировать свои мысли.

Стараться найти истину.

Быть самокритичным, уметь признавать собственные ошибки и недостатки своей аргументации.

Не навязывать личных суждений.

- Необходимо выдержать основное направление дискуссии, особенно в момент ы свободного обсуждения.

6.Дальнейшая работа по формированию знаний.

- Назовите основные классификации озер, (местоположение, типы котловины, водный режим, питание, размеры (площадь), замерзаемость, объем воды, состав воды)

7. Работа над формированием понятия «Лужа»

- Сформулируйте определение, что такое Лужа?

- Вспомните, ведь вы сами называли лужу в числе других примеров вод суши.

Лужа – природное образование? (существует во времени и в пространстве…)

- Давайте сравним наши определения с определением из «Толкового словаря» В.Даля и С.И. Ожегова.

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта, развивающее обучение, здоровьесбережение.

IV. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа с физической картой.

2. Работа с контурной картой.

3. Составление Кластера «Виды озер»

4. Составление Синквейна

«Озеро», «Болото».

5 Игра «Третий – лишний».

Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные;

б) глубокие; в) пресные; г) солёные;

д) сточные; е) бессточные.

- Изменяется ли уровень воды в озёрах? Какие причины влияют на этот процесс?

- Могут ли озёра образовывать систему? Найдите и покажите на карте примеры озёрных систем. В чём их особенности?

Дети, 2 группы – на контурной карте Мира, 3,4 группы - на контурной карте России.

- Отметить основные озёра Мира, России.

- Дети 1, 2 группы, составьте, пожалуйста,

Кластер «Виды озер»

3 группа - Составление таблицы: «Значение озер и болот», (используя текст на с. 117–118)

- Составление Синквейна

«Озеро», «Болото»

Работают с атласами, контурными картами. Составляют Кластер. Синквейн

Личностно – регулятивные:

готовность к самообразованию;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности;

умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе урока и корректировать их;

самостоятельное применение знаний в новой ситуации.

Познавательные:

умение работать по алгоритмам; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

формирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем.

V. Рефлексия. Домашнее задание.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)

Ребята, какую проблему мы с вами выделили в начале урока?

- Как думаете: мы с вами решили эту проблему?

Что такое озеро?

Что такое болото?

Чем отличается озеро от болота?

- Каково значение озёр и болот?..

- Оцените свою работу.

- Если вы считаете, что хорошо поработали группой, справились со своими заданиями, то возьмите красный цвет.

- Если поработали недостаточно хорошо и считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то возьмите желтый цвет.

- А теперь оцените работу своего соседа, своей группы!

А теперь при помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение в конце урока: (красный цвет - отличное, желтый цвет - нормальное, синий – плохое)

Домашнее задание: § 21, индивидуальные задания.

подготовьте рассказ о любом озере мира, которое, по-вашему, мнению необычное и интересное.

- Молодцы, на уроке Вы открыли новые знания, научились применять их на практике, хорошо работали.

-Спасибо за урок!

Оценивают степень достижения цели и задач урока.

Дети выбирают задания в соответствии со способностями и потребностями.

Записывают в дневник

Личностно – регулятивные:

умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

формирование умений самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий

формирование программы личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности.

Познавательные:

создание алгоритма для решения задач.

Коммуникативные:

с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Технологии: анализ результатов реализации проекта, здоровьесбережение.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.