12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушко Светлана Анатольевна148
Учитель географии
Беларусь, Гродно
1

Урок «Озера и водохранилища. Болота»



Тема: Озера и водохранилища. Болота

10 класс

Цели:

образовательная:

- продолжить формирование знаний о поверхностных и подземных водах Беларуси;

развивающая:

- развивать логическое мышление в процессе решения проблем;

воспитательная:

- воспитывать экономное отношение к водным ресурсам Беларуси.

Задачи:

- формировать учебно-познавательную и информационную компетенции;

- продолжить формирование представления о размещении водных ресурсов;

- продолжить формирование представления о типах озерных котловин по происхождению, болотах и их типах;

- формировать умение давать оценку водных ресурсов Беларуси.

Программная географическая номенклатура: озера: Нарочь, Освейское, Черновое, Лукомское, Дривяты, Долгое; водохранилища: Вилейское, Заславское, Любанское, Осиповичское, Чигиринское, Солигорское, Краснослободское, Локтыши; каналы: Днепровско-Бугский, Огинский, Августовский, Вилейско-Минской водной системы.

Учебно-методическое обеспечение:

Брилевский, М.Н. География Беларуси. 10 класс / М.Н.Брилевский, Г.С.Смоляков.- Минск: Нар.асвета,2012.

Атлас. География Беларуси.10 класс / науч.рук.Р.А.Жмойдяк. – Минск:РУП «Белкартография» ,2009.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, проверка учащихся, присутствующих на уроке, проверка готовности кабинета и учащихся к занятию, сообщение темы учебного занятия, плана работы.

2.Проверка домашнего задания. Письменный опрос по индивидуальным карточкам по п.15.

- Какой тип питания рек характерен для рек Беларуси?

- Что такое межень? Назовите сезоны, для которых характерна межень на реках Беларуси?

- Объясните причины установления межени в различные сезоны.

- Почему на территории Беларуси много малых рек?

- Объясните выражение: «Водные ресурсы Беларуси относятся к ресурсам многоцелевого использования».

Оценивание ответов.

3.Целемотивационный этап

Беседа: Природа Беларуси уникальна. Недаром нашу страну называют синеокой. В стране насчитывается более 10 тыс. озер. Озера отличаются по площади, глубине, происхождению котловин.

4. Актуализация знаний и умений учащихся

-Что такое озеро? (ответ учащихся: замкнутый естественный водоем суши с замедленным водообменном).

Учитель называет озера, написанные на доске (а учащиеся используя карту атласа стр.16 находят эти озера на карте). В тетрадь учащиеся фиксируют названия озер и записывают их особенности (Запись в тетрадь: оз.Нарочь – самое крупное озеро республики, а самое глубокое – оз.Долгое достигает в глубину 53,6м. Многие озера расположены близко друг от друга, связаны протоками и образуют озерные группы: Браславская группа – более 30 озер, Нарочанская группа – 4 озера, Ушачская группа из 60 озер.)

5. Изучение новой темы

Преобладают малые озера, площадью менее 0,25 км кв. Озера отличаются замедленным водообменном и меньшим колебанием уровня воды по сезонам года. Зимой озера замерзают примерно на 3-4 месяца. Органический мир озер представлен водной растительностью, фитопланктоном и зоопланктоном, донными животными и рыбами. Около 20 видов рыб имеют промысловое значение. Котловины имеют различное происхождение: ледниковое, речное, карстовое, термокарстовое и др.

Используя учебник п.16 учащиеся читают происхождение озерных котловин и записывают, приводя примеры.

Запись в тетрадь:

Типы озерных котловин

Ледниковое происхождение –оз.Дривяты, оз.Долгое;

Речные – оз.Лепельское, оз.Кривое.

Озера-разливы – оз.Червоное, оз.Выгонощанское.

Карстовые – оз.Вулька.

Суффозионные – оз.Свитязь.

Озера-старицы

Беседа. Закономерности географии озер:

На севере - озерные котловины образовались чаще всего под действием поозерного ледника и термокарстовых процессов;

В центральной части страны – озера характеризуются небольшой площадью, размещаются в зоне Сожского оледенения;

В южной части – озера относятся к типу озер-разливов. А также к карстово-суффозионному и речному типам.

Кроме природных, на территории Беларуси созданы искусственные водоемы – водохранилища и пруды.

Учитель обращает внимание на термины – карточки, прикрепленные к доске.

Запись в тетрадь

Водохранилище - крупный искусственный водоем, созданный для накопления и использования воды и регулирования стока.

Пруд – небольшое искусственное озеро (менее 1 км кв) в понижении рельефа, созданное путем строительства плотины или выкапывания котлована.

Самое крупное водохранилище – Вилейское (260 млн м куб).

Хозяйственные цели:

Водообеспечение промышленных предприятий;

Орошение;

Благоустройство территории;

Рыбоводство;

Рекреация;

Выработка электроэнергии.

Болото - избыточно увлажненный участок суши с влаголюбивой растительностью и слоем торфа более 30 см.

Беседа. Сейчас на территории Беларуси создано около 160 водохранилищ. Они характеризуются сравнительно небольшой площадью. Учащиеся, работая с картой атласа, 16 называют водохранилища и объясняют их значение (примерные ответы учащихся: водообеспечение сельских населенных пунктов, регулирование водного режима мелиоративных систем, рыбное хозяйство).

В Беларуси чаще всего болота образуются в результате обмеления и зарастания озер. Типы болот: верховые, низинные и переходные.

Вопрос учащимся – Как распространены болота на территории Беларуси?

(ответ учащихся: Болота широко распространены на юге страны. Это объясняется плоским рельефом и близким залеганием грунтовых вод. Здесь преобладают низинные болота. На севере страны с молодым рельефом болот меньше. Среди них часто встречаются верховые болота, избыточное увлажнение в которых вызвано атмосферными осадками и наличием слабоводопроницаемых глинистых и суглинистых пород. В центральных частях встречаются переходные болота).

7.Проверка понимания изученного

- Что такое водные ресурсы?

- Назовите самое большое по площади озеро?

- Назовите самое глубокое озеро.

- Назовите самое большое по площади водохранилище.

- Назовите озерные группы.

- С какими целями строятся водохранилища.

- Перечислите типы болот.

Названные водные объекты учащиеся показывают на настенной физической карте Беларуси.

8. Физкультминутка.

9.Закрепление изученного материала.

Используя рубрику «Факт для размышления» (с.83) , ответьте на вопрос: «Чем вызвано снижение потребление питьевой воды?».

10. Информация о домашнем задании.

П.16, вопросы 1,2 (с.83). Творческое задание: составьте кроссворд «Озера т водохранилища Беларуси».

10. Рефлексия. Оценивая свою работу учащиеся заканчивают предложения: «Больше всего мне понравилось..» , «Учебное занятие показалось мне…». Подведение итогов.

/data/files/g1528394010.pptx (болота)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Шарандина Валентина Владимировна, 08.06.18 в 21:40 0Ответить Пожаловаться
Хороший стандартный традиционный урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.