Урок географии в 10 классе на тему «Озёра и водохранилища. Болота»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Озера и водохранилища. Болота
10 класс
Цели:
образовательная:
- продолжить формирование знаний о поверхностных и подземных водах Беларуси;
развивающая:
- развивать логическое мышление в процессе решения проблем;
воспитательная:
- воспитывать экономное отношение к водным ресурсам Беларуси.
Задачи:
- формировать учебно-познавательную и информационную компетенции;
- продолжить формирование представления о размещении водных ресурсов;
- продолжить формирование представления о типах озерных котловин по происхождению, болотах и их типах;
- формировать умение давать оценку водных ресурсов Беларуси.
Программная географическая номенклатура: озера: Нарочь, Освейское, Черновое, Лукомское, Дривяты, Долгое; водохранилища: Вилейское, Заславское, Любанское, Осиповичское, Чигиринское, Солигорское, Краснослободское, Локтыши; каналы: Днепровско-Бугский, Огинский, Августовский, Вилейско-Минской водной системы.
Учебно-методическое обеспечение:
Брилевский, М.Н. География Беларуси. 10 класс / М.Н.Брилевский, Г.С.Смоляков.- Минск: Нар.асвета,2012.
Атлас. География Беларуси.10 класс / науч.рук.Р.А.Жмойдяк. – Минск:РУП «Белкартография» ,2009.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие, проверка учащихся, присутствующих на уроке, проверка готовности кабинета и учащихся к занятию, сообщение темы учебного занятия, плана работы.
2.Проверка домашнего задания. Письменный опрос по индивидуальным карточкам по п.15.
- Какой тип питания рек характерен для рек Беларуси?
- Что такое межень? Назовите сезоны, для которых характерна межень на реках Беларуси?
- Объясните причины установления межени в различные сезоны.
- Почему на территории Беларуси много малых рек?
- Объясните выражение: «Водные ресурсы Беларуси относятся к ресурсам многоцелевого использования».
Оценивание ответов.
3.Целемотивационный этап
Беседа: Природа Беларуси уникальна. Недаром нашу страну называют синеокой. В стране насчитывается более 10 тыс. озер. Озера отличаются по площади, глубине, происхождению котловин.
4. Актуализация знаний и умений учащихся
-Что такое озеро? (ответ учащихся: замкнутый естественный водоем суши с замедленным водообменном).
Учитель называет озера, написанные на доске (а учащиеся используя карту атласа стр.16 находят эти озера на карте). В тетрадь учащиеся фиксируют названия озер и записывают их особенности (Запись в тетрадь: оз.Нарочь – самое крупное озеро республики, а самое глубокое – оз.Долгое достигает в глубину 53,6м. Многие озера расположены близко друг от друга, связаны протоками и образуют озерные группы: Браславская группа – более 30 озер, Нарочанская группа – 4 озера, Ушачская группа из 60 озер.)
5. Изучение новой темы
Преобладают малые озера, площадью менее 0,25 км кв. Озера отличаются замедленным водообменном и меньшим колебанием уровня воды по сезонам года. Зимой озера замерзают примерно на 3-4 месяца. Органический мир озер представлен водной растительностью, фитопланктоном и зоопланктоном, донными животными и рыбами. Около 20 видов рыб имеют промысловое значение. Котловины имеют различное происхождение: ледниковое, речное, карстовое, термокарстовое и др.
Используя учебник п.16 учащиеся читают происхождение озерных котловин и записывают, приводя примеры.
Запись в тетрадь:
Типы озерных котловин
Ледниковое происхождение –оз.Дривяты, оз.Долгое;
Речные – оз.Лепельское, оз.Кривое.
Озера-разливы – оз.Червоное, оз.Выгонощанское.
Карстовые – оз.Вулька.
Суффозионные – оз.Свитязь.
Озера-старицы
Беседа. Закономерности географии озер:
На севере - озерные котловины образовались чаще всего под действием поозерного ледника и термокарстовых процессов;
В центральной части страны – озера характеризуются небольшой площадью, размещаются в зоне Сожского оледенения;
В южной части – озера относятся к типу озер-разливов. А также к карстово-суффозионному и речному типам.
Кроме природных, на территории Беларуси созданы искусственные водоемы – водохранилища и пруды.
Учитель обращает внимание на термины – карточки, прикрепленные к доске.
Запись в тетрадь
Водохранилище - крупный искусственный водоем, созданный для накопления и использования воды и регулирования стока.
Пруд – небольшое искусственное озеро (менее 1 км кв) в понижении рельефа, созданное путем строительства плотины или выкапывания котлована.
Самое крупное водохранилище – Вилейское (260 млн м куб).
Хозяйственные цели:
Водообеспечение промышленных предприятий;
Орошение;
Благоустройство территории;
Рыбоводство;
Рекреация;
Выработка электроэнергии.
Болото - избыточно увлажненный участок суши с влаголюбивой растительностью и слоем торфа более 30 см.
Беседа. Сейчас на территории Беларуси создано около 160 водохранилищ. Они характеризуются сравнительно небольшой площадью. Учащиеся, работая с картой атласа, 16 называют водохранилища и объясняют их значение (примерные ответы учащихся: водообеспечение сельских населенных пунктов, регулирование водного режима мелиоративных систем, рыбное хозяйство).
В Беларуси чаще всего болота образуются в результате обмеления и зарастания озер. Типы болот: верховые, низинные и переходные.
Вопрос учащимся – Как распространены болота на территории Беларуси?
(ответ учащихся: Болота широко распространены на юге страны. Это объясняется плоским рельефом и близким залеганием грунтовых вод. Здесь преобладают низинные болота. На севере страны с молодым рельефом болот меньше. Среди них часто встречаются верховые болота, избыточное увлажнение в которых вызвано атмосферными осадками и наличием слабоводопроницаемых глинистых и суглинистых пород. В центральных частях встречаются переходные болота).
7.Проверка понимания изученного
- Что такое водные ресурсы?
- Назовите самое большое по площади озеро?
- Назовите самое глубокое озеро.
- Назовите самое большое по площади водохранилище.
- Назовите озерные группы.
- С какими целями строятся водохранилища.
- Перечислите типы болот.
Названные водные объекты учащиеся показывают на настенной физической карте Беларуси.
8. Физкультминутка.
9.Закрепление изученного материала.
Используя рубрику «Факт для размышления» (с.83) , ответьте на вопрос: «Чем вызвано снижение потребление питьевой воды?».
10. Информация о домашнем задании.
П.16, вопросы 1,2 (с.83). Творческое задание: составьте кроссворд «Озера т водохранилища Беларуси».
10. Рефлексия. Оценивая свою работу учащиеся заканчивают предложения: «Больше всего мне понравилось..» , «Учебное занятие показалось мне…». Подведение итогов.
/data/files/g1528394010.pptx (болота)
Шарандина Валентина Владимировна