Технологическая карта урока географии «Озера и болота»
Технологическая карта по географии
Урок 27 Озера и болота (Параграф 24)
Педагогические цели | Создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Озера, болота России» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной работы с ориентацией формирования предметных, метапредметных и личностных результатов |
Образовательные ресурсы | Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015, климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор |
Основные понятия | Озеро, Байкал, Каспийское море (Каспий), «Озерный край», «страна тысячи озер», Карелия, Эльтон, Баскунчак, водохранилище, болото, торф, низинное и верховое болота |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Дата |
1. Организационный момент | Мотивационная беседа. Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи. | Приветствие учителя, готовность к уроку | |
2. Актуализация знаний | Фронтальный опрос. Что образует река со своими притоками? Как называется территория, по которой течет река? Река это живое природное тело. И как все живое, она живет, течет и питается. Что является питание реки? Источники воды, пополняющие реки – талые воды снегов , льдов, дождевые воды, подземные воды. Виды питания: снеговое, ледниковое, дождевое, подземное, смешанное. Питание реки Волги – смешанное с преобладанием снегового. Что такое режим рек? Работа с картой. | Отвечают на вопросы
| |
2. Создание проблемной ситуации | Проблемный вопрос: В чем причина сильной заболоченности северных районов нашей страны? Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока. Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи. Зафиксировать проблему на доске | Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему. | |
3. Целеполагания | - Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме? Записать в тетрадь число и тему урока. | Проявляют познавательную инициативу. Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний. | |
4. «Открытие» нового знания | Записываем тему нашего урока: «Озёра и болота» Озера характеризуются разнообразным гидрологическим режимом, отличаются по размерам и происхождению. По происхождению озера бывают: 1.Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. 2.Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. 3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское; Ладожское) 4. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.) 5. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму. (Большое количество таких озер встречается на реке Лене) 6. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Они маленькие, на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе). Запишем всё в виде таблицы, примеры озер вы запишите самостоятельно. Тип котловин Причина образования Примеры Тектонические в прогибах Опускание обширных участков земной коры Тектонические в разломах Опускание участков земной коры по разлому Ледниковые Котловина углублена древними ледниками. Вулканические Кратеры потухших вулканов Карстовые Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой. Старицы Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление. Заполнение таблицы, просмотр слайдов с фотографиями озер. На территории России находится более 2 млн. озер. Озера распределены по территории России неравномерно. Давайте вместе посмотрим на карту. Что вы заметили? Где расположено наибольшее количество озер? Распространение озер зависит от геологического строения, климата. В местах с избыточным увлажнением, как правило, огромное количество озер. Покажите на карте такие места в нашей стране. Как вы уже заметили на севере России большое количество озер, к югу количество озер убывает. Одновременно возрастает количество солей, растворенных в водах озер. Существуют не только естественные озера, но и искусственные. Они называются водохранилищами. Скажите, для чего создаются водохранилища, какую роль они играют в жизни людей и какие негативные последствия несут. (беседа с ребятами) Теперь давайте вспомним, что же вы знаете о болотах. (Отвечают учащиеся) Постарайтесь самостоятельно дать определение понятию «болото». Болото-это избыточно увлажненный участок суши с влаголюбивой растительностью. Болота в России занимают около 1 млн. км2. Давайте подумаем, где распространены болота на территории России и чем это обусловлено. Болота бывают низинные и верховые. 1. Низинные болота - здесь избыточное увлажнение возникает в следствие близкого расположения подземных вод к поверхности земли. Эти болота проходимы. Давайте посмотрим на рис. 82 2. Верховые болота - имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. Ходить по такому болоту крайне опасно, т.к. слой торфа недостаточно прочный. Давайте посмотрим на рис. 83 Наиболее заболоченные районы России: север Европейской части, Западно-Сибирская равнина. Как вы думаете из каких болот добывают торф, который можно использовать в качество топлива? Торф для таких целей добывается из низинных болот. Подумайте и скажите, где используется торф? Как вы думаете, где используют торф из верховых болот? | Записи в тетрадях. Работа с картой. Самое большое в мире озеро – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем. Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620 м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара. Работа с учебником. Заполнение таблицы Записи в тетрадях Беседа по вопросам | |
5.Физминутка | Упражнения для глаз (на слайде) | Выполняют упражнения | |
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | 1.Наиболее сильная заболоченность характерна для А Среднерусской возвышенности; Б Западно-Сибирской равнины В Прикаспийской низменности Г Среднесибирского плоскогорья Самые большие площади горное оледенение занимает: А на Кавказе Б на Алтае В в Саянах Г на Урале Самое глубокое озеро России и мира А Каспийское Б Байкал В Ладожское Г Баскунчак. Многолетняя мерзлота, распространенная по территории нашей страны занимает А 1/5 б 1/2 в 2/3 г 1/4 Запасы межпластовых вод называют … бассейны Проверь себя Заключение: Многообразие внутренних вод России поражает воображение. Это неоценимое богатство, знать о котором, уметь ценить и гордиться которым по праву должен каждый житель России | Учащиеся выполняют задания. | |
7.Закрепление | Практическая работа. Сначала устно, затем в тетрадях сравнительная характеристика двух озер по выбору | Выполнение практической работы по плану | |
8. Рефлексия (итог урока) | Ребята, продолжите следующие предложения: 1. Что узнали нового? 2. Как эти знания могут пригодиться в вашей жизни? 3. Что осталось непонятым? | Рефлексируют по заданным вопросам. | |
9. Домашнее задание | Записывает и поясняет: параграф 24. | Записывают домашнее задание |