12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Нехай Фатима Аскербиенва333
Россия, Адыгея респ., а. Понежукай
1

Технологическая карта урока географии "Озера и болота"

Технологическая карта по географии

Урок 27 Озера и болота (Параграф 24)

Педагогические цели

Создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Озера, болота России» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной работы с ориентацией формирования предметных, метапредметных и личностных результатов

Образовательные ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015, климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор

Основные понятия

Озеро, Байкал, Каспийское море (Каспий), «Озерный край», «страна тысячи озер», Карелия, Эльтон, Баскунчак, водохранилище, болото, торф, низинное и верховое болота



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дата

1. Организационный момент

Мотивационная беседа.

Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи.

Приветствие учителя, готовность к уроку

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Что образует река со своими притоками?

Как называется территория, по которой течет река?

Река это живое природное тело. И как все живое, она живет, течет и питается.

Что является питание реки? Источники воды, пополняющие реки – талые воды снегов , льдов, дождевые воды, подземные воды.

Виды питания: снеговое, ледниковое, дождевое, подземное, смешанное.

Питание  реки Волги – смешанное с преобладанием снегового.

Что такое режим рек?

Работа с картой.

 Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: В чем причина сильной заболоченности северных районов нашей страны?

Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока.

Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи.

Зафиксировать проблему на доске

Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

3. Целеполагания

- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме?

Записать в тетрадь число и тему урока.

Проявляют познавательную инициативу.

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

4. «Открытие» нового знания

Записываем тему нашего урока: «Озёра и болота»

Озера характеризуются разнообразным гидрологическим режимом, отличаются по размерам и происхождению.

По происхождению озера бывают:

1.Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой.

2.Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие.

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником.

(Онежское; Ладожское)

4. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)

5. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму. (Большое количество таких озер встречается на реке Лене)

6. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Они маленькие, на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе).

Запишем всё в виде таблицы, примеры озер вы запишите самостоятельно.

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Заполнение таблицы, просмотр слайдов с фотографиями озер.

На территории России находится более 2 млн. озер. Озера распределены по территории России неравномерно. Давайте вместе посмотрим на карту. Что вы заметили? Где расположено наибольшее количество озер? Распространение озер зависит от геологического строения, климата. В местах с избыточным увлажнением, как правило, огромное количество озер. Покажите на карте такие места в нашей стране. Как вы уже заметили на севере России большое количество озер, к югу количество озер убывает. Одновременно возрастает количество солей, растворенных в водах озер.

Существуют не только естественные озера, но и искусственные. Они называются водохранилищами. Скажите, для чего создаются водохранилища, какую роль они играют в жизни людей и какие негативные последствия несут. (беседа с ребятами)

Теперь давайте вспомним, что же вы знаете о болотах. (Отвечают учащиеся) Постарайтесь самостоятельно дать определение понятию «болото».

Болото-это избыточно увлажненный участок суши с влаголюбивой растительностью. Болота в России занимают около 1 млн. км2. Давайте подумаем, где распространены болота на территории России и чем это обусловлено.

Болота бывают низинные и верховые.

1. Низинные болота - здесь избыточное увлажнение возникает в следствие близкого расположения подземных вод к поверхности земли. Эти болота проходимы. Давайте посмотрим на рис. 82

2. Верховые болота - имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. Ходить по такому болоту крайне опасно, т.к. слой торфа недостаточно прочный. Давайте посмотрим на рис. 83

Наиболее заболоченные районы России: север Европейской части, Западно-Сибирская равнина.

Как вы думаете из каких болот добывают торф, который можно использовать в качество топлива? Торф для таких целей добывается из низинных болот. Подумайте и скажите, где используется торф? Как вы думаете, где используют торф из верховых болот?

Записи в тетрадях.

Работа с картой.

Самое большое в мире озеро – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем.

Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620 м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.

Работа с учебником.

Заполнение таблицы

Записи в тетрадях

Беседа по вопросам

5.Физминутка

Упражнения для глаз (на слайде)

Выполняют упражнения

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

1.Наиболее сильная заболоченность характерна для

А Среднерусской возвышенности;  Б Западно-Сибирской равнины

В Прикаспийской низменности  Г Среднесибирского плоскогорья

    Самые большие площади горное оледенение занимает:

А на Кавказе  Б на Алтае

В в Саянах   Г на Урале

    Самое глубокое озеро России и мира

А Каспийское  Б Байкал

В Ладожское  Г Баскунчак.

    Многолетняя мерзлота, распространенная по территории нашей страны занимает

А 1/5       б 1/2    в 2/3   г  1/4

    Запасы межпластовых вод называют … бассейны

Проверь себя

Заключение: Многообразие внутренних вод России поражает воображение. Это неоценимое  богатство, знать о котором, уметь ценить и гордиться которым по праву должен каждый житель России

Учащиеся выполняют задания.


7.Закрепление

Практическая работа.

Сначала устно, затем в тетрадях сравнительная характеристика двух озер по выбору

Выполнение практической работы по плану

8. Рефлексия

(итог урока)

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Что узнали нового?

2. Как эти знания могут пригодиться в вашей жизни?

3. Что осталось непонятым?

Рефлексируют по заданным вопросам.

9. Домашнее задание

Записывает и поясняет: параграф 24.

Записывают домашнее задание





Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.