12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Халилова Елена Сабитовна291

Технологическая карта урока географии в 6 классе в условиях введения ФГОС

ФИО педагога: Халилова Елена Сабитовна, учитель географии МБОУ «Куединская СОШ №1 им. П. П. Балахнина»

Тема урока

Озера

УМК

«География. Начальный курс. 6 класс», авторы: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. М.: Дрофа, 2014. Атласы ФГОС, «Рабочая тетрадь», 6 класс, Т. А. Карташева, С. В., Курчиной. М.: Дрофа, 2014.

Цель урока

сформировать представление об озерах, водохранилищах, типах озёрных котловин, сточных и бессточных озёрах.

Задачи урока

Образовательные: совершенствовать навыки работы с картами, географическими терминами, умение применять географические знаний в жизни.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение работать в группе; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: формировать у учащихся географическую культуру, воспитывать экологическое сознание,

осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

УУД

Личностные УУД (ЛУУД): умение вести диалог на основе взаимного уважения, умения корректно отстаивать свою позицию, понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

Регулятивные УУД (РУУД): умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД (ПУУД): работа с информацией, смысловое чтение, умение отбирать материал, формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Коммуникативные УУД (КУУД): умение сотрудничать – умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение работать индивидуально и в группе; распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные:

Базовый уровень:

- знать определение понятий «озеро»;

-сформировать понятия «карст», «старица», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «пруд», «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота»;

-знать типы озерных котловин, приводить примеры;

-уметь показывать озера, водохранилища, ледники на карте;

-составлять описание географического положения озера;

- готовить с помощью дополнительных источников географической информации краткое сообщение или презентацию об озерах;

Повышенный уровень:

-уметь наносить на контурную карту озера и водохранилища, горные и покровные ледники, границы вечной мерзлоты.

Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения, умения корректно отстаивать свою позицию, понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение определять понятия, делать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, урок экспедиция.

Образовательные ресурсы

компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, электронное приложение к учебнику, атласы, отрывок песни «Гляжу в озера синие» в исполнении Людмилы Зыкиной (Музыка Л. Афанасьева, слова И. Шаферана), видеофильм «Байкал», дневник экспедиции.

Формы и методы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Основные термины и понятия

озеро, озёрная котловина, водохранилище, пруд.

Технологическая карта урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный этап. Проверка домашнего задания – 4 минуты.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся на экспедицию. А куда, вы узнаете позже. Настройтесь на работу. С собой берем учебник, атлас, рабочую тетрадь на печатной основе, смекалку и выдержку.

Проверим готовность к экспедиции, для этого проверим домашнее задание.

(Индивидуальная работа) Проверка готовности к экспедиции.

Найти соответствия:

Определения

Характеристика

1.Река; 2.Паводок; 3.Канал; 4.Речная система;

5.Пойма.

А. Часть речной долины, затопляемая во время половодья.

Б. Кратковременный подъем уровня воды в реке.

В. Искусственная река.

Г. Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Д. Главная река со всеми притоками


 

Взаимопроверка по эталону:

1-Г, 2-Б, 3-В, 4.Д, 5-А.

Нет ошибок – «5»

1 - ошибка –«4», 2 ошибки –«3», более 3 ошибок «2».

ЛУУД: Определение уровня своих знаний, побуждение к активной деятельности.

2.Проблемная ситуация и актуализация знаний-

3 минуты.

2.1.Ребята, мы продолжаем изучать тему «Гидросфера». Послушайте отрывок песни «Гляжу в озера синие» в исполнении Людмилы Зыкиной (Музыка Л. Афанасьева,слова И. Шаферана) и определите тему экспедиции.

-Что мы будем исследовать? (Озера)

2.2. Какова цель экспедиции? Какие задачи решим?

2.3. 2010 год объявлен годом чистых озер.

Найдите на карте Мертвое, Аральское, Каспийское моря-озера?

Какой у вас возникает вопрос?

Проблема: Почему некоторые озера называют морями?

2.4. Какие у вас будут гипотезы?

2.5. Чем озеро отличается от реки?

Работа в парах.

2.1. Определяют тему экспедиции

2.2.Определяют цель и задачи.

2.3. Определяют проблему.

2.4.Выдвигают гипотезы решения проблемы.

2.5.Чем озеро отличается от реки?


 

РУУД: умение ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников,


 

3. Поиск решения

3.1. Работа с учебником

5 минуты


 


 


 


 

3.2. Работа в «Рабочей тетради»

3 мин.


 


 


 


 


 


 

3.3.Изучение электронного приложения. 6 минут


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


3.4. Работа по учебнику: составление кластера, рисунка и работа по карте

3 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


3.5. Работа по карте.

3 мин.


 


 


 


 

3.6.Дискуссия

4 мин.

3.1. Работа с учебником, прием «Инсерт».

Исследуйте статью «Что такое озеро?» сделайте пометки на полях: «+» знаю, «-» не знаю, «!» - интересно.(Индивидуальная работа)

1.Как образуется озеро?

2.Чем озеро отличается от моря? 3. Чем озеро отличается от реки?

4.Расскажите о самом большом озере.

5.Расскажите о самом глубоком озере.


 

3.2.Работа в «Рабочей тетради» задание 1 на стр.79. (Работа в парах).

Путешествуйте по атласу, найдите озера и занесите их на контурную карту в рабочей тетради.


 


 


 

3.3. Изучение электронного приложения: анимационный ролик «Образование озерных котловин» (текст учебника), заполните таблицу в тетради. (Работа в парах)

Типы озер по происхождению.


 

Происхождение котловины

Условия образования

Примеры озер

     
     
     
     
     
     


 


 


 


 


 

3.4. Статья «Вода в озере».

Исследуйте «Источники питания озер» и составьте кластер.

Источники питания


 


 

дождевое подземное снеговое


 

Исследуйте сточные и бессточные озера и сделайте к ним рисунок.

Озера


 

сточные бессточные


 

Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: а) Виктория, Б. Верхнее, в) Ладожское, г) Балхаш, д) Чад.


3.5. Экспедиция в водохранилища, в пруды и болота.

1. Как строятся водохранилища и пруды?

Для чего их создают?

2.Найдите на карте водохранилища? Как их отмечают на карте?

3.Что такое болото? Как оно образуется?

4. Как они отмечаются по карте?

5. Где много болот?


3.6. Экспедиция на озеро Байкал. (Просмотр видеофильма «Байкал».

Дискуссия: «Монголия запланировала строительство трех крупных ГЭС на реке Селенга и ее притоках, которые несут в озеро до 80% всей воды на Байкал». К чему может привести строительство ГЭС?»

(Строительство ГЭС в Монголии может привести экологическим катастрофам:

1.помешает миграции животных, в том числе редких видов рыб. 2. возможны землетрясения. 3.очень сильно снизится уровень воды в Байкале, 4.изменится качество воды, 5. изменится ее ледовый и температурный режим.)

3.1. Исследуйте статье «Что такое озеро?» сделайте пометки на полях: «+» знаю, «-» не знаю, «!» - интересно. (Индивидуальная работа)

. Отвечают на вопросы:

1.Как образуется озеро?

2.Чем озеро отличается от моря? 3.От реки?

4.Расскажите о самом большом озере.

5.Расскажите о самом глубоком озере.

Оценивание: 5 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).


3.2 В «Рабочей тетради» выполняют задание 1 на стр.79. (Работа в парах).

Путешествуют по атласу, находят озера и заносят их на контурную карту в рабочей тетради.

Оценивание: на контурной карте отметили 8-9 озер – 5 баллов, 6-7 озер – 4 балла, 2-3 озера – 2 балла, 1 озеро -1 балл.

3.3. Изучают электронное приложение: анимационный ролик «Образование озерных котловин» и заполняют таблицу в тетради.

Типы озер по происхождению.

Происхождение котловины

Условия образования

Примеры

озер

Тектонические

Движения земной коры

Байкал,

Каспийское,

Аральское

Ледниковые

Древнее оледенение

Ладожское,

Онежское

Запрудные

В русле реки обвал и поток лавы

 

Вулканические

Кратер вулкана

Кроноцкое

Карстовые

Вымывание легкорастворимых пород

 

Озера-старицы

В старом русле реки

 

Оценивание: Проверка таблицы по эталону. Без ошибок – 5 баллов, 1ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 4 ошибки – 2 балла, 5-6 ошибок -1 балл.

3.4.Работа со статьей учебника. (Работа в парах).

Исследуют «Источники питания озер» и составляют кластер.

Источники питания


 


 


 

Исследуйте сточные и бессточные озера и сделайте к ним рисунок.

 

Озера

 

сточные бессточные


 


 

 


 


 


 

Оценивание: Проверка по эталону (По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов.)


 

3.5.Знакомство с водохранилищами, прудами и болотами во время экспедиции. (Работа в парах).

Отвечают на вопросы.

Оценивание: Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 5 баллов.


 


 


 

3.6. Экспедиция на озеро Байкал. (Просмотр видеофильма «Байкал».

Дискуссия. «Монголия запланировала строительство трех крупных ГЭС на реке Селенга и ее притоках, которые несут в озеро до 80% всей воды на Байкал». К чему может привести строительство ГЭС?»

Дискуссия о строительстве ГЭС в Монголии. Оценивание: Каждый правильный довод – 1 балл, всего – 5 баллов.


 


 

ПУУД: Работа с информацией, смысловое чтение, умение отбирать материал, формирование и развитие экологического мышления, Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. Устанавливать причинно-следственные связи. Слушание высказываний других.

КУУД: Умение сотрудничать – умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение работать индивидуально и в группе; Оценивание правильности выполнения задания. ЛУУД: Умение вести диалог на основе взаимного уважения, умения корректно отстаивать свою позицию, понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы Выстраивание речевых высказываний, рефлексия своих действий. Анализ учебного материала, умение выбрать главное.

РУУД: Оценивать свою работу и работу одноклассников


 

4.Самостоятельное применение знаний.

4.1. Практическая работа 5 мин


 


 


 


 


 


 


4.2. Решение кроссворда

3 мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.1. Рабочая тетрадь стр.80, задание 3. Исследуйте Каспийское море-озеро по карте и запишите в рабочей тетради

«Характеристика Каспийского озера»


 

Анализ ошибок


 


 


 


 


 

4.2. Решение кроссворда:


 

Запись исследований в «Рабочей тетради» задание 3 на стр.80.

Выполнение практической работы и проверка по эталону:

А)Каспийское озеро.

Б)Евразия

В)Прикаспийская низменность

Г)Тектоническое

Д)Соленое

Е)Бессточное

Ж)Судоходство, рыболовство, места отдыха, добыча нефти.

Оценивание: без ошибок или 1 ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3 ошибки –«3», более 3 ошибок - «2».

4.2. Решают кроссворд (Взаимопроверка)

Кроссворд "Озера"

           
                     
   

Б

               
 

К

а

с

п

и

й

с

к

о

е

   

й

           

з

 
   

к

а

р

с

т

   

е

 
   

а

           

р

 

б

о

л

о

т

о

     

о

 

Оценивание: без ошибок – «5», 1 ошибка –«4», 2-3 ошибки –«3», 4-5 ошибок - «2».

ПУУД: Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Вычитывать все уровни информации из атласа. Преобразовывают информацию из одного вида в другой.

ЛУУД: Определение степени успешности выполнения своей работы.

РУУД: Оценивать свою работу и работу одноклассников.

5. Итог урока.

Рефлексия. 2 мин.


 


 


 


 

Рефлексия учителя


 

Дополни:

Проблема экспедиции …

Экспедиция цели …

Сегодня я узнал ….

Мне было интересно …

Не понял …

Хочу узнать …


 

Кто во время экспедиции набрал 45-55 баллов? У вас отметка «5».

33-44 балла – «4»,

16-32 балла - «3»,

8 -15 баллов – «2»,

0-8 баллов – «1».

Молодцы, ребята. Экспедиция работала удачно. Мы достигли своей цели. Спасибо.


 

Проверяют себя. Оценивают.

Подсчитывают баллы и выставляют отметки по критериям.

Всего баллов 55.

45-55 балла –«5»,

33-44 балла – «4»,

16-32 балла - «3»,

8 -15 баллов – «2»,

0-8 баллов – «1»


 

КУУД: Сверять свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению -2 мин.

Домашняя работа.

1 уровень: прочитать текст параграфа 24, обозначить на контурной карте озера, встречающиеся в тексте параграфа и уметь их показывать.

2 уровень: прочитать текст параграфа 24, составить презентацию «Уникальные озера Земли».

Записывают домашнее задание. При выполнении домашнего задания используют разные источники информации.


 

Литература

1. http://www.mk.ru/social/2016/05/24/mongoliya-mozhet-osushit-baykal.html МК RU Монголия может осушить Байкал


 

Приложение 1

Дневник экспедиции по уроку «Озера»

Виды деятельности

Оценивание результатов

1.Проверка готовности к экспедиции

Найти соответствия:

Определения

Характеристика

1.Река; 2.Паводок; 3.Канал; 4.Речная система;

5.Пойма.

А. Часть речной долины, затопляемая во время половодья.

Б. Кратковременный подъем уровня воды в реке.

В. Искусственная река.

Г. Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Д. Главная река со всеми притоками


 

1.Проверка готовности к экспедиции

Нет ошибок – «5»

1 - ошибка –«4»,

2 ошибки –«3»,

более 3 ошибок «2».

Количество баллов:

2.Проблемная ситуация и актуализация знаний

2.1. Послушайте отрывок песни «Гляжу в озера синие» в исполнении Людмилы Зыкиной (Музыка Л. Афанасьева, слова И. Шаферана) и определите тему экспедиции.

2.2.Какова цель экспедиции? Какие задачи?

2.3. 2010 год объявлен годом чистых озер.

Найдите на карте Мертвое, Аральское, Каспийское моря-озера?

Какой у вас возникает вопрос (проблема)?

2.4. Какие у вас будут гипотезы?

2.5. Чем озеро отличается от реки?

2.Проблемная ситуация и актуализация знаний (по 1 баллу)

2.1.Тема урока:_____________________

2.2.Цель и задачи урока: __________________________________

2.3.Проблема: _____________________

________________________________

2.4.Наша гипотеза: ______________

________________________________

2.5. Озеро отличается от реки ________________________________

________________________________

Количество баллов:

3. Поиск решения

3.1. Исследуйте статью «Что такое озеро?» сделайте пометки на полях: «+» знаю, «-» - не знаю, «!» - интересно.

Ответьте на вопросы:

1.Как образуется озеро?

2.Чем озеро отличается от моря? 3. Чем озеро отличается от реки?

4.Расскажите о самом большом озере.

5.Расскажите о самом глубоком озере.


 

3.2. «Рабочая тетрадь, стр. 79 задание 1.

Путешествие по атласу: найдите озера и занесите их на контурную карту в рабочей тетради.


 


 


 

3.3. Изучите электронное приложение: анимационный ролик «Образование озерных котловин» и заполните таблицу в тетради

Типы озер по происхождению.

Происхождение котловины

Условия образования

Примеры озер

     
     
     
     
     
     

3.4. Исследуйте в учебнике статью «Источники питания озер» и составьте кластер. (Стр. 97 учебника «Вода в озере»)

Источники питания (3 балла)


 


Исследуйте сточные и бессточные озера и сделайте к ним рисунок.


 

Озера (2 балла)

 

сточные бессточные


 


Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: а) Виктория, Б. Верхнее, в) Ладожское, г) Балхаш, д) Чад. (5 баллов)


3.5. Экспедиция в водохранилища, в пруды и в болота. Работа по учебнику и атласу

1. Как строятся водохранилища и пруды?

Для чего их создают?

2.Найдите на карте водохранилища? Как их отмечают на карте?

3.Что такое болото? Как оно образуется?

4. Как они отмечаются по карте?

5. Где много болот?

3.6.Дискуссия: «Монголия запланировала строительство трех крупных ГЭС на реке Селенга и ее притоках. Они несут в озеро Байкал до 80% всей воды». К чему может привести строительство ГЭС?»

3. Поиск решения

3.1. 1 балл за каждый правильный ответ, Всего 5 баллов.


 


 


 


 


 

3.2.На контурной карте отметили

8-9 озер – 5 баллов

6-7 озер – 4 балла

4-5 озер – 3 балла

2-3 озера – 2 балла

1 озеро -1 балл

Количество баллов:

3.3. Проверка таблицы по эталону.

Без ошибок – 5 баллов, 1ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 4 ошибки – 2 балла, 5-6 ошибок -1 балл.


 

Количество баллов:


 


 


 

3.4 Проверка по эталону (По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов.)

Количество баллов:


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3.5 Экспедиция в водохранилища, в пруды и в болота.

(Каждый правильный ответ – 1 балл) Количество баллов:


 


 

3.6. Дискуссия о строительстве ГЭС в Монголии. (Каждый правильный довод – 1 балл, всего – 5 баллов).

Количество баллов:

4. Самостоятельное применение знаний.

4.1. Исследуйте Каспийское море-озеро по карте и запишите в рабочей тетради на стр. 80.


4.2. Решите кроссворд 

 

Кроссворд "Озера"

 

                   
                               
     

1

                       
   

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

       
     

 

           

 

         
     

4

 

 

 

 

   

 

         
     

 

           

 

         
 

5

 

 

 

 

 

     

 

         
                               

По вертикали:

                       

1. Самое глубокое и древнее озеро.

           

2.Замкнутый водоем, образовавшийся в природном углублении.

По горизонтали:

                     

3.Самое большое озеро.

                 

4.Процесс растворения легкорастворимых пород водой.

 

5.Участок земной поверхности, сильно увлажненный и

   

поросший влаголюбивой растительностью.

         


 

 

4.1. Исследование Каспийского озера. Количество баллов:


4.2.Критерии оценивания: без ошибок или1 ошибка – «5», 2- ошибки –«4», 3 ошибки –«3», более 3 ошибок «2».

Количество баллов:

5. Подведение итогов.

Дополните высказывания:

Проблема экспедиции …

Экспедиция цели …

Сегодня я узнал ….

Мне было интересно …

Не понял …

Хочу узнать …

Сосчитайте свои баллы и выставьте отметку.

 

Всего баллов 55.

45-55 балла –«5»,

33-44 балла – «4»,

16-32 балла - «3»,

8 -15 баллов – «2»,

0-8 баллов – «1»

Общее количество баллов - ______

Отметка _______________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.