Сценарий урока «Реки и озёра Кемеровской области» (География, 6 класс)
О. Г. Козлова,
Мысковский городской округ, Кемеровская область
Цель: формирование представления о внутренних водах Кемеровской области
Личностные УУД: воспитание патриотизма, любви и бережного отношения к природе родного края, готовность к равноправному сотрудничеству.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы, систематизировать полученные знания в ходе выполнения практической работы.
Регулятивные УУД: работать по плану, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные УУД: закрепить знания о водах суши; формировать умение работать по карте: определять устье, исток, притоки рек; называть и показывать крупные реки и озёра родного края;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, выполненная в программе Рower Рoint, карта полушарий, контурная карта полушарий, магнитная контурная карта Кемеровской области, атлас, атлас Кемеровской области, рабочие тетради.
Таблица 1. Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||
I . Орг. момент |
Приветствие обучающихся |
Настраиваются на деятельность на уроке |
||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний |
1). Игра «Кто это? Что это?» На слайде:
2). «Узнай озеро» На настенной контурной карте цифрами обозначены озёра. Обучающиеся должны назвать их. (Фотографии озёр появляются на слайдах). 1 – оз. Виктория 4 – Великие Американские озёра 2 – оз. Эйр-Норт 5 - Каспийское 3 – оз. Байкал 6 - оз. Титикака 3). Игра «Кто быстрее узнает реку!» На слайдах появляются исток и устье, по ним нужно узнать реку России.
|
Обучающиеся дают определения понятий, определяют объекты (водопады) по географическим координатам. По физической карте полушарий атласа находят объекты и называют их. По физической карте России, зная исток и устье находят и определяют реку. |
||||||||||||||||||||||||
III. Откры тие новых знаний |
Учитель: А кто знает, как называется главная водная артерия Кемеровской области? (Томь.) Как вы думаете, какая может быть тема сегодняшнего урока? («Реки и озёра Кемеровской области».) Кемеровская область является одной из самых водных областей России, по количеству рек и речушек она уступает место только Иркутской области. На территории Кемеровской области имеются значительные запасы воды – в реках, озёрах, под землёй. Поэтому задача нашего урока – изучить крупные реки и озёра родного края. Работать будем по плану. На партах у всех лежат задания для практической работы: Реки Кемеровской области По физической карте Кемеровской области (атлас, с.4) найдите крупные реки и их притоки. Откуда и куда они текут? Определите исток, устье, левые и правые притоки Томи. Запишите в тетрадь. По физической карте Кемеровской области определите, какие города стоят на правом берегу реки, а какие на левом: Юрга, Мыски, Осинники, Тяжинский, Ленинск-Кузнецкий. Дайте описание по типовому плану реки, которая протекает недалеко от школы: Название реки__________________________________ Где берёт начало (исток)__________________ Куда впадает (устье)________________________________ Притоки: Правые:______________________________ Левые:________________________________ Характер течения (равнинная или горная) _____________________________________ Начало ледостава (месяц)________________ Начало ледохода (месяц)____________________________ Тип питания (дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовыми водами или смешанное питание)______________________________ Использование человеком_____________________________ После выполнения первого задания сообщение обучающегося «Томь – оленья река» (Приложение 1) ФИЗМИНУТКА После выполнения 2-го задания практикума обучающимся предлагается составить схему речной системы Томи.
Во время выполнения второго задания двое обучающихся получают задание: на контурную карту Кемеровской области прикрепить названия озёр. Сообщение обучающегося «Озёра Кемеровской области» (Приложение 1) (слайд) |
- определяют и формулируют тему урока; - работают по физической карте Кемеровской области, определяют крупные реки и их притоки; - определяют исток, устье, левые, правые притоки Томи; - называют города, стоящие на правом или на левом берегу рек; - дают описание реки Мрас-су по плану. Двое обучающихся выступают с заранее приготовленными сообщениями Дети получают карточки и выстраиваются перед доской, взявшись за руки: от истока до устья. Притоки тоже присоединяются одной рукой к главной реке справа или слева. На контурную магнитную карту двое обучающихся с помощью физической карты Кемеровской области прикрепляют предложенные названия озёр |
||||||||||||||||||||||||
IV . Закрепление изученного |
Проверка выполнения практической работы Учитель: Куда бы вы отправились в поисках водопада – к верховьям или низовьям реки? Почему? А как вы думаете, у нас в Кемеровской области есть водопады? Учитель: Самые большие водопады на реках родного края находятся в горах Кузнецкого Алатау: «Серебряная лента» - струйный, на реке Томуяс, бассейн реки Усы, в Скалистых горах – высота 90 метров и «Лисий» высотой 25 метров в бассейне реки Кии на северо-востоке Кузнецкого Алатау. Самый большой порог расположен на реке Мрассу - Хомутовский. (слайд) |
- отвечают на вопросы; - высказывают свои предположения -слушают учителя, смотрят фотографии. |
||||||||||||||||||||||||
V. Рефлек сия |
- Чем мы занимались на уроке, и какова была цель нашего урока? - Какую новую информацию о реках и озёрах Кемеровской области вы узнали? - Чему научились? |
Обучающиеся высказываются о том, что они для себя нового узнали и чему научились. |
||||||||||||||||||||||||
Домаш нее зада ние |
Домашнее задание (на слайде) На выбор: Приготовить сообщение о реке Мрас-су. Составить кроссворд «Реки и озёра Кузбасса» На каких реках, озёрах, прудах Кемеровской области вы были. Напишите небольшой рассказ, чем запомнилась эта поездка или путешествие? |
Записывают домашнее задание. |
Литература
Зеленин Н.Н. Свидание с природой [Текст] / Н.Н. Зеленин. – Кемеровское книжное издательство, 1971. – С. 115-123.
Оса В. Мрас-су. Водопады юга Кузбасса [Текст] / В. Оса. – Новокузнецк, 2009. – 96 с.
Соловьёв Л.И. Книга о природе Кузбасса [Текст] / Л.И. Соловьёв, Кемерово, 2008. – С.166-178.
Соловьёв Л.И. Кузбасс – мой край родной [Текст] / Л.И. Соловьёв, Рабочая тетрадь по краеведению для учащихся 6-8-х классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области, Кемерово «СКИФ», 2011. – С. 17-18.
Приложение 1
Томь – оленья река
Начинается наша Томь в Хакасии. Поначалу это маленькие ручейки на болотистом склоне между отрогами хребта Карлыган и горой, которая так и называется: Вершина Томи.
Томь имеет более 115 притоков. В Хакасии в пределах горных массивов на территории нашей области до города Новокузнецка Томь имеет типичный бурный горный характер течения. Постепенно на равнине она приобретает спокойный плавный характер течения. Питание реки смешанное. Средняя продолжительность ледостава с начала ноября до конца апреля.
Если посмотреть на нее с высоты, так и кажется что перед тобой в тайге распластался огромный рог с красивыми отрожками, вроде тех, что сбрасывают северные олени в голубые озера, на пышный мох тундры или каменных гольцах.
Один из кемеровских писателей сказал, что удивительное сходство реки с ветвистыми рогами северного оленя заметили еще древние жители этих мест – кеты. Они то и назвали реку Том-су (олений рог). Позднее русские землепроходцы так и сохранили это красивое название, отбросив от него частицу «су» да смягчив для благозвучия слово на конце: Томь.
Озёра Кемеровской области
Всего озер в нашей области 850.
Больших озер только пять: Большой Берчикуль, Малый Берчикуль, Моховое, Большой Базыр и Шумилка.
В Кузнецком Алатау есть 65 высокогорных озера с хрустально чистой водой, которые имеют туристическое использование.
Также для Кузбасса характерно наличие искусственных озер, образованных в результате отработки угля и других полезных ископаемых. Таких озер 15, глубиной до 80-120 метров, со значительным объемом воды при небольшой площади.
Основная масса озер является старицами рек Яя, Кия, Томь, Иня в их нижнем течении. Кроме того, на реках области имеется около 2000 прудов и немногим 100 водохранилищ.
Наиболее крупные водохранилища области - Это Беловское на реке Ине, Гурьевское на реке Малый Бачат, Кыргайское на реке Кыргай, Журавлёвское на реке Исток и другие.
По своему происхождению озерные котловины – материковые, карстовые.