Конспект урока "3 склонение имён существительных"
Русский язык
4 класс
Тема урока:3 склонение имён существительных.
Цель урока: знакомство с признаками имён существительных 3-го склонения.
Задачи урока:
1) Формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения.
2) Развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: формулировать цели своей деятельности; оценивание качества и уровня усвоения материала. Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; формирование умения слаженно работать в группе.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
Личностные УУД:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формировать умение слушать и слышать.
Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.
Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, технология создания учебной ситуации.
Ход урока
1.Организационный момент
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать,
Чтоб грубые ошибки в письме не допускать!
Чтоб с детства знали дети и каждый ученик,
Что лучше всех на свете его родной язык!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
2. Актуализация знаний
- Какой раздел мы изучаем? (имя сущ.)
- Какая часть речи называется именем сущ.? (ответы)
- Какие признаки можно определить у сущ.? (собст. Или нариц., одуш. или неодуш., род, число, падеж, склонение)
- Сейчас вам надо записать сущ. по его лексическому значению.
1) То же, что и разговор.(беседа)
2) Здание для обслуживания пассажиров. (вокзал)
3) Книгохранилище. (библиотека)
4) Упакованные в дорогу вещи. (багаж)
5) Промежуток времени в 7 дней. (неделя)
6) Крупное морское судно. (корабль)
- Проверьте. Какая орфограмма в этих словах? (непров. безуд. гласная)
- Поставьте на полях +, если всё правильно записано.
- Чем ещё похожи эти слова? (сущ. в И.п., ед.ч)
- На какие 2 группы их можно разделить? (1 скл.и 2 скл.)
- Определите склонение сущ.
- Проверяем на доске записано в столбиках. Если правильно, на полях поставьте +.
3. Определение темы и цели урока
- Отгадайте слово.
Что за серенький зверёк, хвостик длинный, как шнурок.
Только кошку увидал, сразу в норку убежал? (мышь)
- Кто запишет слово на доске? Какая орфограмма в слове?
- Как вы думаете, в какую группу мы отнесём слово МЫШЬ – 1 скл. или 2 скл.? (ни к какому)
- Почему? Докажите.
- Кто знает, как называется 3 группа с такими сущ. (ж.р. нулевое окончание)?
- Что мы сегодня будем изучать? Сформулируйте тему урока.
- Давайте проверим по учебнику. Откройте с.96 (читают тему)
- Сформулируйте цель урока.
Познакомиться с именами сущ.3 склонения; научиться различать.
4. Работа по теме урока
А) Прочитайте транскрипцию слов и запишите в тетрадь.
Сельдь, метель, мышь, ночь, кость, дочь.
- Подчеркните орфограммы. Докажите, что это сущ.3 скл. (ж.р. нулевое оконч.)
- Поставьте на полях +, если всё правильно записано.
- Укажите род и выделите окончания.
Б) Чтение правила в учебнике на с.97
В) Работа у доски
- Образуйте от каждого слова однокоренное сущ. 1 скл. Запишите.
Селёдка, метелица, мышка, ночка, косточка, дочка.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- С помощью какой части слова вы образовали новые слова? (суффиксальным способом)
Итак, сделайте вывод, как распознать сущ.1скл. и 3 скл. среди сущ. ж.р.?(по окончанию)
5. Первичное закрепление
- Прочитайте слова.
КОНЬ, ДВЕРЬ, ОГОНЬ, МЕЛОЧЬ, СИРЕНЬ, ПОРТФЕЛЬ.
- Что общего в написании сущ-х? ( в ед.ч , Ь на конце слов)
- Чем отличаются сущ.?( родом, склонением)
- Запишите слова в два столбика. Выделите окончания.
2 скл. 3 скл.
конь дверь
огонь мелочь
портфель сирень
- Проверьте, у кого правильно поставьте на полях +.
6. Физминутка
Игра «Доскажи словечко»
Если сущ.1 скл. – хлопаем, 2 скл. топаем, 3 скл. приседаем.
- Будьте внимательны!
а) Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко, ну, конечно, это…(БЕЛКА) хлопают
б) На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков…(ГОРОХ) топают
в) Шубка-иголки, свернётся он – колкий
Рукой не возьмёшь. Кто это?... (ЁЖ) топают
г) Лесники её котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это…(РЫСЬ) приседаем
д)Кто же это ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе, ходит …(ЧЕРЕПАХА) хлопают
е) Чтобы было, где писать
В школе всем нужна … (ТЕТРАДЬ) приседаем
7. Закрепление изученного
Разноуровневая самостоятельная работа
Уровень 1
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, чародей, мощь.
Работа в группах
Игра «Футбол»
Класс делится на 3 группы. Задача учащихся выбрать мячи по виду склонения.
8. Рефлексия
9. Итог урока. Домашнее задание
С.97, упр.172, выучить правило