Конспект урока "3 склонение имён существительных"

0
0
Материал опубликован 2 November

Русский язык

4 класс

Тема урока:3 склонение имён существительных.

Цель урока: знакомство с признаками имён существительных 3-го склонения.

Задачи урока:

1) Формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения.

2) Развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: формулировать цели своей деятельности; оценивание качества и уровня усвоения материала. Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

Коммуникативные УУД:

умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; формирование умения слаженно работать в группе.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные УУД:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формировать умение слушать и слышать.

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, технология создания учебной ситуации.


                                                    Ход урока

1.Организационный момент

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать,

Чтоб грубые ошибки в письме не допускать!

Чтоб с детства знали дети и каждый ученик,

Что лучше всех на свете его родной язык!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

2. Актуализация знаний

- Какой раздел мы изучаем? (имя сущ.)

- Какая часть речи называется именем сущ.? (ответы)

- Какие признаки можно определить у сущ.? (собст. Или нариц., одуш. или неодуш., род, число, падеж, склонение)

- Сейчас вам надо записать сущ. по его лексическому значению.

1) То же, что и разговор.(беседа)

2) Здание для обслуживания пассажиров. (вокзал)

3) Книгохранилище. (библиотека)

4) Упакованные в дорогу вещи. (багаж)

5) Промежуток времени в 7 дней. (неделя)

6) Крупное морское судно. (корабль)

- Проверьте. Какая орфограмма в этих словах? (непров. безуд. гласная)

- Поставьте на полях +, если всё правильно записано.

- Чем ещё похожи эти слова? (сущ. в И.п., ед.ч)

- На какие 2 группы их можно разделить? (1 скл.и 2 скл.)

- Определите склонение сущ.

- Проверяем на доске записано в столбиках. Если правильно, на полях поставьте +.



3. Определение темы и цели урока

- Отгадайте слово.

Что за серенький зверёк, хвостик длинный, как шнурок.

Только кошку увидал, сразу в норку убежал? (мышь)

- Кто запишет слово на доске? Какая орфограмма в слове?

- Как вы думаете, в какую группу мы отнесём слово МЫШЬ – 1 скл. или 2 скл.? (ни к какому)

- Почему? Докажите.

- Кто знает, как называется 3 группа с такими сущ. (ж.р. нулевое окончание)?

- Что мы сегодня будем изучать? Сформулируйте тему урока.

- Давайте проверим по учебнику. Откройте с.96 (читают тему)

- Сформулируйте цель урока.

Познакомиться с именами сущ.3 склонения; научиться различать.

4. Работа по теме урока

А) Прочитайте транскрипцию слов и запишите в тетрадь.

Сельдь, метель, мышь, ночь, кость, дочь.

- Подчеркните орфограммы. Докажите, что это сущ.3 скл. (ж.р. нулевое оконч.)

- Поставьте на полях +, если всё правильно записано.

- Укажите род и выделите окончания.

Б) Чтение правила в учебнике на с.97

В) Работа у доски

- Образуйте от каждого слова однокоренное сущ. 1 скл. Запишите.

Селёдка, метелица, мышка, ночка, косточка, дочка.

- Подчеркните в словах изученные орфограммы.

- С помощью какой части слова вы образовали новые слова? (суффиксальным способом)

Итак, сделайте вывод, как распознать сущ.1скл. и 3 скл. среди сущ. ж.р.?(по окончанию)



5. Первичное закрепление

- Прочитайте слова.

КОНЬ, ДВЕРЬ, ОГОНЬ, МЕЛОЧЬ, СИРЕНЬ, ПОРТФЕЛЬ.

- Что общего в написании сущ-х? ( в ед.ч , Ь на конце слов)

- Чем отличаются сущ.?( родом, склонением)

- Запишите слова в два столбика. Выделите окончания.

2 скл. 3 скл.

конь дверь

огонь мелочь

портфель сирень

- Проверьте, у кого правильно поставьте на полях +.

6. Физминутка

Игра «Доскажи словечко»

Если сущ.1 скл. – хлопаем, 2 скл. топаем, 3 скл. приседаем.

- Будьте внимательны!

а) Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко, ну, конечно, это…(БЕЛКА) хлопают

б) На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков…(ГОРОХ) топают

в) Шубка-иголки, свернётся он – колкий

Рукой не возьмёшь. Кто это?... (ЁЖ) топают

г) Лесники её котят взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это…(РЫСЬ) приседаем

д)Кто же это ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе, ходит …(ЧЕРЕПАХА) хлопают

е) Чтобы было, где писать

В школе всем нужна … (ТЕТРАДЬ) приседаем

​​​​​​​ 7. Закрепление изученного

Разноуровневая самостоятельная работа

Уровень 1

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, чародей, мощь.

Работа в группах

Игра «Футбол»

Класс делится на 3 группы. Задача учащихся выбрать мячи по виду склонения.

8. Рефлексия

9. Итог урока. Домашнее задание

С.97, упр.172, выучить правило





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.