История. 5 класс. Тема: Древняя Италия и начало города Рима.
Цели урока:
- Создать мотивационную и ориентированную основу для изучения древнеримской истории
- Создать представления о географическом положении и истории возникновения Рима;
- Ввести понятие легендарная личность в истории;
- Подвести учащихся к пониманию, что лучше разрешить конфликты мирным путём.
План изучения нового материала:
Местоположение и природа Апеннинского полуострова
Италики.
Ромул – первый римский царь
Похищение сабинянок.
Понятия урока: сенат, легендарная личность.
Средства обучения: карта «Древняя Италия», буквы финикийского, греческого и латинского алфавитов, картина Н. Пуссена: «Похищение сабинянок».
Преемственные связи: внутрикурсовые: географическое положение и природа Греции.
УУД:
Коммуникативные: Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.
Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
Регулятивные: Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.
Личностные: Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Действие учителя: |
Действия учеников. |
Мы приступаем к изучению последней большой темы истории Древнего мира. Речь пойдет о государстве, которое существовало более 1000 лет и оставило неизгладимый отпечаток на всю историю человечества. За время своего существования оно достигло невиданного доселе могущества и подарило миру немало достижений. Чтение стиха РИМ. Вяземского П. Предложить ученикам объяснить, почему страна получила название от г. Рим и почему Тит Ливий называл римлян главенствующим народом на земле. |
Рим постепенно подчинил себе сначала близлежащие территории , потом всю Италию и многие другие народы. Но кроме своей власти над ними распространил на этих землях достижения культуры.. |
Обратите пожалуйста внимание, какие периоды римской истории мы с вами будем изучать? Подсказка находится во введении к главе IVстр. 203 учебника. |
Ученики называют не только названия эпох, но и фиксируют периодизацию истории Рима. |
С чего следует начать изучение истории Рима? |
Ученики: с географического расположения и природно – климатических условий. |
Более слабого ученика нужно спросить: по каким критериям нужно изучить природно –климатические условия нового государства и его географическое расположение? |
По памятке № 5 и зачитывает все пункты памятки. |
Пожалуйста изучите географическое расположение и природно –климатические условия Апеннинского полуострова и сравним их с балканским полуостровом на котором расположены были греческие государства. |
Каждый ученик изучает полностью тему и одна группа рассказывает про географическое расположение Италии а другая Греции. |
Посмотрите на карте и перечислите название всех племен, населявших Италию. Какое племя чем занималось и в чем была между ними общего? |
Ученики объясняют, что на территории Италии жили Латины Италики и Греки и они входили между собой в тесный контакт, что и привело к тому, что эти народы постепенно становились похожими. |
Учитель предлагает одному из учеников который приготовился заранее, рассказать легенду об основании Рима |
Ученики фиксируют дату основания Рима на ленте времени и высчитывают , сколько Вечному городу сейчас лет. |
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с П4. Параграфа 39 об устройстве римского государства |
Ученики, после ознакомления с п. 4 выполняют задание №3 на стр. 78 рабочей тетради. |
Далее учитель предлагает ученикам изучить главу: Похищение сабинянок, посмотреть на картину Н. Пуссена «Похищение сабинянок» и сделать сообщение 6 в чем различие между описываемым в легенде событием и картиной? |
Ученики описываю разницу между картиной и легендой. |
Учитель предлагает на основе легенды ученикам вопрос: какой сюжет вы бы выбрали для последующей картины на основе легенды. Ответ аргументировать. |
Закрепление новой темы происходит на основе вопросов в конце параграфа.
Домашнее задание: §39, в учебнике и в тетради.