Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Леса России. Лесная зона»
Тема: Леса России.
Тип урока: урок открытия новых знаний, развивающий
Цели деятельности учителя:
- создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов;
-определения границ знания и «незнания»;
-способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
- развитие интереса к предмету «Окружающий мир»
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить и отбирать информацию в материалах учебника, в предоставленном видеоуроке, опорном тексте, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Планируемые результаты урока
1.Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
- умение объяснять, почему происходит смена природных зон
- умение сравнивать различные природные зоны
-работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
2 Метапредметные (компоненты культурно-комплексного опыта/ приобретенная компетентность):
- овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
-слушают собеседника и ведут диалог;
- умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником:
умение перерабатывать полученную информацию
умение анализировать информацию
3.Личностные:
- уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
- договариваться о правилах общения на уроке и следовать им;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение проявлять мотивацию к работе
- умение рассуждать и делать выводы
Используемые технологии в уроке: Технология сотрудничества. (Работа в группах, беседа, коллективный
вывод, подведение итогов в группах, использование метода интеллект –карты при обобщении.)
Формы обучения:
-фронтальная, групповая, индивидуальная.
Онлайн курс https://www.youtube.com/watch?v=RSh55-OG1lA
Оборудование:
-карта «Природные зоны России»;
-маршрутный лист урока у каждой группы;
- демонстрационный материал (в конверте)
- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр
- мультимедийный проектор
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I.Мотивация к деятельности. Цель:создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | -Здравствуйте, ребята! Проверим вашу готовность к уроку -В мире окружающем много скрытых тайн, Будь настойчивым ты и всё это узнай! -Как вы понимаете смысл этих строк? -Каждый урок окружающего мира открывает какую-нибудь тайну. - Так пусть и сегодняшний урок принесет нам не только много интересных заданий, новых открытий, но и радость общения. Пусть помощниками на нашем уроке вам будут: внимание, находчивость, смекалка. -Если всё готово, давайте улыбнемся друг другу и вперед к новым исследованиям и открытиям! | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Устные ответы учащихся. Дети улыбаются друг другу руки и желают успеха. |
II. Актуализация знаний и умений. Цель:организовать проверку знаний по изученным темам. | - Какую природную зону мы исследовали на предыдущем занятии? – Покажите на карте природных зон зону тундры. – Вспомним, что мы узнали о зоне тундры. -Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие? | Дают ответ (зону тундры) Работа с картой. (Природные зоны России) Устные развернутые ответы. |
II1. Самоопределение к деятельности. Цель:создать условия для включения в учебную деятельность. | -Вот и сегодня вам предстоит провести еще одно исследование. и самостоятельно сделать небольшое открытие в изучения природных зон. - А чтобы узнать, куда мы отправимся, отгадайте загадку. Весной веселит, летом холодит, - Как вы понимаете эту загадку? -Какую природную зону мы будем сегодня исследовать? | Отгадывают загадку. (Лес) Устные ответы Предположение учащихся.(Будем исследовать зону леса) |
IV.Постановка учебной цели и задачи. Цель: определить вместе с учениками тему и задачи урока, выбор способа и средств их реализации. | -Откройте учебник на с.68 и проверьте, правильно ли вы предположили? Прочитайте тему урока. (Леса России.) -Итак, цель нашего урока получить новые знания о лесной зоне России. - Какие задачи мы должны «решить», изучая эту тему. | Работа по учебнику. Определяют задачи урока. |
V. «Открытие» новых знаний Цель: усвоение знаний и умений | - Как вы думаете, каким цветом изображена данная зона? Почему? - Откройте карту природных зон России на с. 48-49 вашего учебника. Точно такая же карта висит у меня на доске. - Посмотрите, как зону лесов показываю я. - Ребята, а вы ничего необычного не замечаете, рассматривая карту? - Сколько цветных частей вы определили? -Посмотрите небольшой видеофрагмент и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена разными оттенками зелёного цвета https://www.youtube.com/watch?v=RSh55-OG1lA -Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.
– А где находится зона лесов относительно зоны тундры? -Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? Учитель обобщает ответы учащихся - Вы наверно заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Это лесотундра. Это плавный переход от зоны тундры к зоне лесов - И на уроке вы сами мне это докажете, исследуя зону лесов более подробно в группах. | Предположения учащихся. Работа с картой природных зон (рассматривают карту природных зон, определяют границы зоны) Устные ответы учащихся. Определяют, что зона лесов имеет три цвета. Учащиеся смотрят видеофильм, делают вывод, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные. Устные развернутые ответы учащихся. Слушают обобщение учителя, Работают с картой природных зон России в учебнике. (стр.) |
Физминутка Цель: снятие мышечного напряжения (здоровьесбережение) | - Но перед тем, как вы займетесь исследовательской работой давайте наберемся сил. Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполнение упражнений под речитатив стихотворения |
| -Отдохнули, а теперь давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Для этого вы продолжите исследования в своих группах Правила учебного сотрудничества. Уважай своего товарища. Внимательно читай (слушай задание-инструкцию). Работай так, чтобы не мешать другим. Выслушай мнение каждого. Не согласен – предлагай! Соблюдай отведенное время. Нас сегодня ждёт дорога, И узнать нам надо много. Так возьмёмся, ребята, за работу скорей, Времени, зря не теряя. - Ребята – исследователи отправляются исследовать свою часть лесной зоны. Первая группа получает название «Ботаники тайги»– расскажет о том, какие деревья растут в тайге. Ребята из второй группы будут «Зоологами» – они расскажут о том, каких животных можно встретить в тайге. Третья группа-«Ботаники смешанных и широколиственных лесов» – расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах - Итак, каждая группа получает маршрутный лист с заданием. Для подготовки сообщения вы можете пользоваться учебником, иллюстрациями в учебнике, атласом –определителем, дополнительным материалом учителя. - Кроме того, у вас есть вопросы-помощники, на которые вы должны дать развернутые ответы. Группа. «Ботаники тайги» ( Приложение 1). Учебник с.69-72, карта природных зон, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.
1.Что называют тайгой? Природные условия тайги. 2.Какие деревья растут в тайге? Что у них общего? 3.Расскажите о ели. 4.Расскажите о сосне. 5.Расскажите о лиственнице. 6.Расскажите о пихте. Дополнительный материал (Приложение 2.) 1.Тайга-это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья менее требовательные к теплу. 2. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. 3. Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. 4.Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (демонстрация картины «В сосновом лесу»). 5.Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Лиственница самая распространённая порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса. Лиственницу по праву можно было бы изобразить на гербе России. 6.Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх. А вот еще одно дерево тайги. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. Группа-«Зоологи» (Приложение 3.) Учебник с. 72, атлас-определитель с.70-71, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте. 1. Перечислите животных тайги. 2. Расскажите о кедровке. 3. Расскажите о бурундуке. 4. Расскажите о летяге. 5. Расскажите о соболе. Дополнительный материал (Приложение 4) 1.Разнообразен животный мир тайги. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка. 2.Кедровка – таёжная птица. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи, но часть этих орехов она потом не находит. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться. 3.Бурундук – маленький зверёк, похожий на белку. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе. Питается кедровыми орехами. 4.Летяга – родственница белки. Но в отличие от нее летяга умеет летать, точнее планировать на расстояние до 50 метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожаные складки между передними и задними ногами. 5.Соболь – хищник. Его основная добыча-грызуны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничтожили. Группа -«Ботаники смешанных и широколиственных лесов» (Приложение 5.) Учебник с. 73-74, иллюстрации в учебнике, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте. 1.Расположение и природные условия смешанных лесов. Почему зона получила такое название? 2.Расскажите о зоне широколиственных лесов. Почему зона получила такое название? 3.Перечислите, какие растения растут в этой зоне? 4.Расскажите о дубе. 5.Расскажите о клёне. Дополнительный материал. (Приложение 6) 1.Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья. В зоне смешанных лесов мы можем встретить большое количество берез. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами.. А вот у осины округлые листья, которые при каждом дуновении ветра дрожат. Про человека, который сильно замёрз, в народе говорят «Дрожит как осина на ветру». Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки. Размеры листьев у этих деревьев небольшие. Значит в зоне смешанных лесов растут лиственные деревья с небольшим размером листьев. 2.Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. 3.В этой зоне растут дуб, клен, липа, ясень, вяз. 4.Дуб можно узнать по листьям. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба-желуди. 5.Клён. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный. Но есть и другие разновидности клёна. Клён татарский имеет овальные листья, а у американского клёна каждый лист состоит из 3-5 листочков. А вот липа. Кора и древесина этого дерева используются очень широко. Из древесины делали заготовки для ложек. А из коры, которая называется лыко, плели лапти. Всё шло в дело. Вот откуда пошло выражение «Ободрать как липку». Вот еще деревья смешанных лесов: ясень и вяз. | Вспоминают правила работы в группе. Получают маршрутные листы, готовят свои сообщения, используя предоставленный материал Учащиеся работают в группах, используя для сообщений по-своему вопросу предоставленный материал. |
VI.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. Цель:формировать умения правильно применять способы действий | – В каких лесах вы побывали? – Покажите их на карте. _ Более подробно об этих лесах нам расскажут группы-исследователи. Проверка задания (отчет каждой группы) Представители каждой группы, выходят к доске, читают свое сообщение. Используя демонстрационный материал в конверте. По ходу выступления на доске заполняется интеллект-карта. (Приложение 7). | Дают устные развёрнутые ответы. Показывают зону лесов на карте. Слушают, задают уточняющие вопросы. |
VII.Обобщение и систематизация знаний. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне | - Ребята, все что мы узнали нового на уроке, вы продемонстрировали в интеллект-карте, давайте посмотрим, сделаем выводы о нашем исследовании. – Какую природную зону вы исследовали? –Кто покажет ее на карте? – Чем она отличается от изученных зон? – Чем отличаются листья деревьев смешанных лесов от широколиственных?
Обобщение (делает учитель) -Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Лес любят не только животные, но и человек. -Почему Россию называют страной лесов? -Правильно. Мы можем этим гордиться. Наши леса- настоящее достояние страны | Работа с картой природных зон, систематизация знаний по составленной интеллект-карте Дают устные развёрнутые ответы (размеры листьев) Делают вывод. (В России самое большое количество лесов). |
Домашнее задание. (Личностно-индивидуальный подход) | Учебник.стр.68-74. Проверь себя( ответы на вопросы.), -Выберите себе задание, которое вам нужно будет выполнить дополнительно. -Подготовить сообщение о животных зоны лесов, занесённых в Красную книгу. -Выучить и рассказать стихотворение о лесе. -Подобрать пословицы, поговорки, загадки о лесе. - | Записывают домашнее задание в дневник. |
08.12.2020г.
Учитель: __________________Федотова Т.Н
Приложение к уроку 1.
Маршрутный лист урока. Группа. «Ботаники тайги»
Учебник с.69-72, карта природных зон, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.
1.Что называют тайгой? Природные условия тайги.
2.Какие деревья растут в тайге? Что у них общего?
3.Расскажите о ели.
4.Расскажите о сосне.
5.Расскажите о лиственнице.
6.Расскажите о пихте.
Заполните пропуски.
Тайга-это _________лес. Он занимает ______________ лесной зоны. Лето в тайге ________, чем в тундре, но зима очень_________. Хвойные деревья менее требовательные к теплу.
У хвойных деревьев листья-________, и они всегда ________. Это высокие деревья с мощными корнями.
Ель – всем знакомая новогодняя_____. У ели _______ короткие, расположены по ________ и густо покрывают ветки. ______ имеют продолговатую форму.
Сосна – _______ дерево. Хвоинки ______ длинные, сидят парами. ______ сосны имеют округлую форму. Лиственница – единственное из_______ деревьев, которое на зиму сбрасывает_______. Лиственница самая ______порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса.
У пихты хвоинки плоские, а _______ торчат вверх Кедровую сосну в народе называют ________ кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые _______.
Приложение к уроку 2.
Дополнительный материал.
1.Тайга-это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья менее требовательные к теплу.
2. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.
3. Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы.
4.Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
5.Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Лиственница самая распространённая порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса. Лиственницу по праву можно было бы изобразить на гербе России.
6.Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх.
. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Приложение к уроку 3.
|
|
|
Маршрутный лист урока. Группа «Зоологи»
Учебник с. 72, атлас-определитель с.70-71, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.
1. Перечислите животных тайги.
2. Расскажите о кедровке.
3. Расскажите о бурундуке.
4. Расскажите о летяге.
5. Расскажите о соболе.
Заполните пропуски.
Разнообразен________ мир __________. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, ________, белка, благородный _________, соболь, ________, бурый __________, бурундук, _________, заяц-_______, рябчик, _________, полёвка.
Кедровка – таёжная_________. На зиму она запасает _________ орехи.. Кедровка помогает кедровой ___________размножаться.
.Бурундук __________ зверёк, похожий на ________. Хорошо заметный отличительный признак _________пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по __________, а живет в неглубокой ________. Питается __________ орехами.
Летяга – родственница________. Летяга умеет л________, точнее __________ на расстояние до 50 метров
Соболь – _________. Его основная добыча-грызуны. Из-за красивого меха их почти_________
Приложение к уроку 4.
Дополнительный материал.
1.Разнообразен животный мир тайги. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.
2.Кедровка – таёжная птица. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи, но часть этих орехов она потом не находит. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.
3.Бурундук – маленький зверёк, похожий на белку. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе. Питается кедровыми орехами.
4.Летяга – родственница белки. Но в отличие от нее летяга умеет летать, точнее планировать на расстояние до 50 метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожаные складки между передними и задними ногами.
5.Соболь – хищник. Его основная добыча-грызуны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничтожили.
Приложение к уроку 5.
Маршрутный лист урока. Группа «Ботаники смешанных и широколиственных лесов»
Учебник с. 73-74, иллюстрации в учебнике, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.
1.Расположение и природные условия смешанных лесов. Почему зона получила такое название?
2.Расскажите о зоне широколиственных лесов. Почему зона получила такое название?
3.Перечислите, какие растения растут в этой зоне?
4.Расскажите о дубе.
5.Расскажите о клёне.
Заполните пропуски.
Южнее тайги зима гораздо _________. Многолетней __________здесь нет. Эти условия более благоприятны для ___________деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены ___________ леса. Здесь как бы смешались _________ и _____________ деревья.
Здесь встречаются ________. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами.
А вот у осины __________ листья, которые на ветру дрожат. Весной на осине можно увидеть _________ сережки.
Размеры листьев у этих деревьев ___________.
Значит в зоне _________ лесов растут лиственные деревья с _________ размером листьев.
Еще южнее раскинулись __________ леса. В них растут деревья с _________ листьями.
В этой зоне растут _________, _____________, ______________, ______________, _____________ .
Приложение к уроку 6.
Дополнительный материал.
1.Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.
В зоне смешанных лесов мы можем встретить большое количество берез. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами...
А вот у осины округлые листья, которые при каждом дуновении ветра дрожат. Про человека, который сильно замёрз, в народе говорят: «Дрожит как осина на ветру». Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки.
Размеры листьев у этих деревьев небольшие.
Значит в зоне смешанных лесов растут лиственные деревья с небольшим размером листьев.
2.Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.
3.В этой зоне растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.
4.Дуб можно узнать по листьям. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба-желуди.
5.Клён. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный. Но есть и другие разновидности клёна. Клён татарский имеет овальные листья, а у американского клёна каждый лист состоит из 3-5 листочков.
А вот липа. Кора и древесина этого дерева используются очень широко. Из древесины делали заготовки для ложек. А из коры,
Приложение к уроку 7.
ЗОНА ЛЕСОВ
ТАЙГА
ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС
ЕЛЬ
ПИХТА
СОСНА
ЯСЕНЬ
ЛИСТВЕННИЦА
ЛИПА
КЛЕН
ДУБ
ОСИНА
БЕРЕЗА
КЕДРОВКА
БУРУНДУК
ЛЕТЯГА
СОБОЛЬ