12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федотова Тамара Николаевна74

Урок: Окружающего мира

Тема: Леса России.

Тип урока: урок открытия новых знаний, развивающий

Цели деятельности учителя:

- создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов;

-определения границ знания и «незнания»;

-способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

- развитие интереса к предмету «Окружающий мир»

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить и отбирать информацию в материалах учебника, в предоставленном видеоуроке, опорном тексте, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Планируемые результаты урока

1.Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

- умение объяснять, почему происходит смена природных зон

- умение сравнивать различные природные зоны

-работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

2 Метапредметные (компоненты культурно-комплексного опыта/ приобретенная компетентность):

- овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

-слушают собеседника и ведут диалог;

- умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником:

умение перерабатывать полученную информацию

умение анализировать информацию

3.Личностные:

- уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

- договариваться о правилах общения на уроке и следовать им;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение проявлять мотивацию к работе

- умение рассуждать и делать выводы

Используемые технологии в уроке: Технология сотрудничества. (Работа в группах, беседа, коллективный

вывод, подведение итогов в группах, использование метода интеллект –карты при обобщении.)

Формы обучения:

-фронтальная, групповая, индивидуальная.

Онлайн курс https://www.youtube.com/watch?v=RSh55-OG1lA


Оборудование:

-карта «Природные зоны России»;

-маршрутный лист урока у каждой группы;

- демонстрационный материал (в конверте)

- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр

- мультимедийный проектор


Ход урока.



Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I.Мотивация к деятельности.



Цель:создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.



-Здравствуйте, ребята! Проверим вашу готовность к уроку


-В мире окружающем много скрытых тайн,

Будь настойчивым ты и всё это узнай!

-Как вы понимаете смысл этих строк?

-Каждый урок окружающего мира открывает какую-нибудь тайну.

Так пусть и сегодняшний урок принесет нам не только много интересных заданий, новых открытий, но и радость общения. Пусть помощниками на нашем уроке вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Если всё готово, давайте улыбнемся друг другу и вперед к новым исследованиям и открытиям!



Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку




Устные ответы учащихся.





Дети улыбаются друг другу руки и желают успеха.


II. Актуализация знаний и умений.


Цель:организовать проверку знаний по изученным темам.



- Какую природную зону мы исследовали на предыдущем занятии? 


Покажите на карте природных зон зону тундры.



Вспомним, что мы узнали о зоне тундры.
-Расскажите о климате тундры зимой, летом.

-Перечислите растения, встречающиеся в тундре. Почему они такие?
-Какие животные встречаются в тундре?



Дают ответ (зону тундры)


Работа с картой. (Природные зоны России)



Устные развернутые ответы.

II1. Самоопределение к деятельности.


Цель:создать условия для включения в учебную деятельность.


-Вот и сегодня вам предстоит провести еще одно исследование.

и самостоятельно сделать небольшое открытие в изучения природных зон.

- А чтобы узнать, куда мы отправимся, отгадайте загадку.

Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает.

- Как вы понимаете эту загадку?



-Какую природную зону мы будем сегодня исследовать?









Отгадывают загадку. (Лес)




Устные ответы



Предположение учащихся.(Будем исследовать зону леса)


IV.Постановка учебной цели и задачи.


Цель: определить вместе с учениками тему и задачи урока, выбор способа и средств их реализации.


-Откройте учебник на с.68 и проверьте, правильно ли вы предположили? Прочитайте тему урока. (Леса России.)

-Итак, цель нашего урока получить новые знания о лесной зоне России.

- Какие задачи мы должны «решить», изучая эту тему.


Работа по учебнику.






Определяют задачи урока.

V. «Открытие» новых знаний

Цель: усвоение знаний и умений






- Как вы думаете, каким цветом изображена данная зона? Почему?

- Откройте карту природных зон России на с. 48-49 вашего учебника. Точно такая же карта висит у меня на доске.

- Посмотрите, как зону лесов показываю я.



- Ребята, а вы ничего необычного не замечаете, рассматривая карту?


- Сколько цветных частей вы определили?






-Посмотрите небольшой видеофрагмент и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена разными оттенками зелёного цвета

https://www.youtube.com/watch?v=RSh55-OG1lA



-Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.

А где находится зона лесов относительно зоны тундры?

-Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес?

Учитель обобщает ответы учащихся

- Вы наверно заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом.

Это лесотундра. Это плавный переход от зоны тундры к зоне лесов
-Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и ЗападноСибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее.

- И на уроке вы сами мне это докажете, исследуя зону лесов более подробно в группах.




Предположения учащихся.


Работа с картой природных зон (рассматривают карту природных зон, определяют границы зоны)


Устные ответы учащихся.


Определяют, что зона лесов имеет три цвета.






Учащиеся смотрят видеофильм, делают вывод, что в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.  





Устные развернутые ответы учащихся.




Слушают обобщение учителя,

Работают с картой природных зон России в учебнике. (стр.)

Физминутка


Цель: снятие мышечного напряжения (здоровьесбережение)


- Но перед тем, как вы займетесь исследовательской работой давайте наберемся сил.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Выполнение упражнений под речитатив стихотворения



-Отдохнули, а теперь давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны.

Для этого вы продолжите исследования в своих группах

Правила учебного сотрудничества.

Уважай своего товарища.

Внимательно читай (слушай задание-инструкцию).

Работай так, чтобы не мешать другим.

Выслушай мнение каждого.

Не согласен – предлагай!

Соблюдай отведенное время.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, за работу скорей,

Времени, зря не теряя.

- Ребята – исследователи отправляются исследовать свою часть лесной зоны.

Первая группа получает название «Ботаники тайги»– расскажет о том, какие деревья растут в тайге.

Ребята из второй группы будут «Зоологами» – они расскажут о том, каких животных можно встретить в тайге.

Третья группа-«Ботаники смешанных и широколиственных лесов» – расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах

- Итак, каждая группа получает маршрутный лист с заданием. Для подготовки сообщения вы можете пользоваться учебником, иллюстрациями в учебнике, атласом –определителем, дополнительным материалом учителя.

- Кроме того, у вас есть вопросы-помощники, на которые вы должны дать развернутые ответы.


Группа. «Ботаники тайги» ( Приложение 1).

Учебник с.69-72, карта природных зон, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.


1.Что называют тайгой? Природные условия тайги.

2.Какие деревья растут в тайге? Что у них общего?

3.Расскажите о ели.

4.Расскажите о сосне.

5.Расскажите о лиственнице.

6.Расскажите о пихте.

Дополнительный материал (Приложение 2.)

1.Тайга-это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья менее требовательные к теплу.

2. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

3. Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

4.Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (демонстрация картины «В сосно­вом лесу»).

5.Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Лиственница самая распространённая порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса. Лиственницу по праву можно было бы изобразить на гербе России.

6.Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх.

А вот еще одно дерево тайги. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Группа-«Зоологи» (Приложение 3.)

Учебник с. 72, атлас-определитель с.70-71, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.

1. Перечислите животных тайги.

2. Расскажите о кедровке.

3. Расскажите о бурундуке.

4. Расскажите о летяге.

5. Расскажите о соболе.

Дополнительный материал (Приложение 4)

1.Разнообразен животный мир тайги. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.

2.Кедровка – таёжная птица. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи, но часть этих орехов она потом не находит. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.

3.Бурундук – маленький зверёк, похожий на белку. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе. Питается кедровыми орехами.

4.Летяга – родственница белки. Но в отличие от нее летяга умеет летать, точнее планировать на расстояние до 50 метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожаные складки между передними и задними ногами.

5.Соболь – хищник. Его основная добыча-грызуны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничтожили.

Группа -«Ботаники смешанных и широколиственных лесов» (Приложение 5.)

Учебник с. 73-74, иллюстрации в учебнике, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.


1.Расположение и природные условия смешанных лесов. Почему зона получила такое название?

2.Расскажите о зоне широколиственных лесов. Почему зона получила такое название?

3.Перечислите, какие растения растут в этой зоне?

4.Расскажите о дубе.

5.Расскажите о клёне.

Дополнительный материал. (Приложение 6)

1.Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

В зоне смешанных лесов мы можем встретить большое количество берез. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами..

А вот у осины округлые листья, которые при каждом дуновении ветра дрожат. Про человека, который сильно замёрз, в народе говорят «Дрожит как осина на ветру». Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки.

Размеры листьев у этих деревьев небольшие.

Значит в зоне смешанных лесов растут лиственные деревья с небольшим размером листьев.

2.Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.

3.В этой зоне растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.

4.Дуб можно узнать по листьям. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба-желуди.

5.Клён. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный. Но есть и другие разновидности клёна. Клён татарский имеет овальные листья, а у американского клёна каждый лист состоит из 3-5 листочков.

А вот липа. Кора и древесина этого дерева используются очень широко. Из древесины делали заготовки для ложек. А из коры, которая называется лыко, плели лапти. Всё шло в дело. Вот откуда пошло выражение «Ободрать как липку».

Вот еще деревья смешанных лесов: ясень и вяз.






Вспоминают правила работы в группе.


















Получают маршрутные листы, готовят свои сообщения, используя предоставленный материал











Учащиеся работают в группах, используя для сообщений по-своему вопросу предоставленный материал.


VI.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

Цель:формировать умения правильно применять способы действий


В каких лесах вы побывали?

Покажите их на карте.

_ Более подробно об этих лесах нам расскажут группы-исследователи.

Проверка задания (отчет каждой группы)

Представители каждой группы, выходят к доске, читают свое сообщение. Используя демонстрационный материал в конверте.


По ходу выступления на доске заполняется интеллект-карта. (Приложение 7).



Дают устные развёрнутые ответы.


Показывают зону лесов на карте.




Слушают, задают уточняющие вопросы.

VII.Обобщение и систематизация знаний.


Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне

- Ребята, все что мы узнали нового на уроке, вы продемонстрировали в интеллект-карте, давайте посмотрим, сделаем выводы о нашем исследовании.

Какую природную зону вы исследовали?

Кто покажет ее на карте?

Чем она отличается от изученных зон?

Чем отличаются листья деревьев смешанных лесов от широколиственных?

Обобщение (делает учитель)

-Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Лес любят не только животные, но и человек.

-Почему Россию называют страной лесов?


-Правильно. Мы можем этим гордиться. Наши леса- настоящее достояние страны




Работа с картой природных зон, систематизация знаний по составленной интеллект-карте


Дают устные развёрнутые ответы (размеры листьев)








Делают вывод. (В России самое большое количество лесов).


Домашнее задание.


(Личностно-индивидуальный подход)


Учебник.стр.68-74. Проверь себя( ответы на вопросы.),

-Выберите себе задание, которое вам нужно будет выполнить дополнительно.

-Подготовить сообщение о животных зоны лесов, занесённых в Красную книгу.

-Выучить и рассказать стихотворение о лесе.

-Подобрать пословицы, поговорки, загадки о лесе.

-

Записывают домашнее задание в дневник.





08.12.2020г.






Учитель: __________________Федотова Т.Н















Приложение к уроку 1.

t1676365810aa.pngt1676365810ab.pngt1676365810ac.png


Маршрутный лист урока. Группа. «Ботаники тайги»

Учебник с.69-72, карта природных зон, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.

1.Что называют тайгой? Природные условия тайги.

2.Какие деревья растут в тайге? Что у них общего?

3.Расскажите о ели.

4.Расскажите о сосне.

5.Расскажите о лиственнице.

6.Расскажите о пихте.

Заполните пропуски.

Тайга-это _________лес. Он занимает ______________ лесной зоны. Лето в тайге ________, чем в тундре, но зима очень_________. Хвойные деревья менее требовательные к теплу.

У хвойных деревьев листья-________, и они всегда ________. Это высокие деревья с мощными корнями.

Ель – всем знакомая новогодняя_____. У ели _______ короткие, расположены по ________ и густо покрывают ветки. ______ имеют продолговатую форму. 

Сосна – _______ дерево. Хвоинки ______ длинные, сидят парами. ______ сосны имеют округлую форму. Лиственница – единственное из_______ деревьев, которое на зиму сбрасывает_______. Лиственница самая ______порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса.

У пихты хвоинки плоские, а _______ торчат вверх Кедровую сосну в народе называют ________ кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые _______.





Приложение к уроку 2.



Дополнительный материал.



1.Тайга-это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья менее требовательные к теплу.

2. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

3. Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы.

4.Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

5.Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Лиственница самая распространённая порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса. Лиственницу по праву можно было бы изобразить на гербе России.

6.Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх.

. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.



















Приложение к уроку 3.



t1676365810ad.jpg

t1676365810ae.jpg

t1676365810af.jpg












Маршрутный лист урока. Группа «Зоологи» 

Учебник с. 72, атлас-определитель с.70-71, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.

1. Перечислите животных тайги.

2. Расскажите о кедровке.

3. Расскажите о бурундуке.

4. Расскажите о летяге.

5. Расскажите о соболе.


Заполните пропуски.

Разнообразен________ мир __________. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, ________, белка, благородный _________, соболь, ________, бурый __________, бурундук, _________, заяц-_______, рябчик, _________, полёвка.

Кедровка – таёжная_________. На зиму она запасает _________ орехи.. Кедровка помогает кедровой ___________размножаться.

.Бурундук __________ зверёк, похожий на ________. Хорошо заметный отличительный признак _________пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по __________, а живет в неглубокой ________. Питается __________ орехами.

Летяга – родственница________. Летяга умеет л________, точнее __________ на расстояние до 50 метров

Соболь – _________. Его основная добыча-грызуны. Из-за красивого меха их почти_________



Приложение к уроку 4.


Дополнительный материал.


1.Разнообразен животный мир тайги. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.

2.Кедровка – таёжная птица. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи, но часть этих орехов она потом не находит. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.

3.Бурундук – маленький зверёк, похожий на белку. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе. Питается кедровыми орехами.

4.Летяга – родственница белки. Но в отличие от нее летяга умеет летать, точнее планировать на расстояние до 50 метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожаные складки между передними и задними ногами.

5.Соболь – хищник. Его основная добыча-грызуны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничтожили.














Приложение к уроку 5.

t1676365810ag.pngt1676365810ah.pngt1676365810ai.png


Маршрутный лист урока. Группа «Ботаники смешанных и широколиственных лесов» 

Учебник с. 73-74, иллюстрации в учебнике, дополнительный материал учителя, демонстрационный материал в конверте.


1.Расположение и природные условия смешанных лесов. Почему зона получила такое название?

2.Расскажите о зоне широколиственных лесов. Почему зона получила такое название?

3.Перечислите, какие растения растут в этой зоне?

4.Расскажите о дубе.

5.Расскажите о клёне.



Заполните пропуски.

Южнее тайги зима гораздо _________. Многолетней __________здесь нет. Эти условия более благоприятны для ___________деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены ___________ леса. Здесь как бы смешались _________ и _____________ деревья.

Здесь встречаются ________. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами.

А вот у осины __________ листья, которые на ветру дрожат. Весной на осине можно увидеть _________ сережки.

Размеры листьев у этих деревьев ___________.

Значит в зоне _________ лесов растут лиственные деревья с _________ размером листьев.

Еще южнее раскинулись __________ леса. В них растут деревья с _________ листьями.

В этой зоне растут _________, _____________, ______________, ______________, _____________ .


Приложение к уроку 6.


Дополнительный материал.


1.Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

В зоне смешанных лесов мы можем встретить большое количество берез. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами...

А вот у осины округлые листья, которые при каждом дуновении ветра дрожат. Про человека, который сильно замёрз, в народе говорят: «Дрожит как осина на ветру». Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки.

Размеры листьев у этих деревьев небольшие.

Значит в зоне смешанных лесов растут лиственные деревья с небольшим размером листьев.

2.Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.

3.В этой зоне растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.

4.Дуб можно узнать по листьям. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба-желуди.

5.Клён. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный. Но есть и другие разновидности клёна. Клён татарский имеет овальные листья, а у американского клёна каждый лист состоит из 3-5 листочков.

А вот липа. Кора и древесина этого дерева используются очень широко. Из древесины делали заготовки для ложек. А из коры,








Приложение к уроку 7.

ЗОНА ЛЕСОВ

t1676365810aj.gift1676365810ak.gif

ТАЙГА

ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ЕЛЬ

ПИХТА

СОСНА

ЯСЕНЬ

ЛИСТВЕННИЦА

ЛИПА

КЛЕН

ДУБ

ОСИНА

БЕРЕЗА

КЕДРОВКА

БУРУНДУК

ЛЕТЯГА

СОБОЛЬ

t1676365810al.gift1676365810am.gift1676365810an.gift1676365810ao.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.