Конспект урока алгебры в 10 классе «Решение тригонометрических уравнений»
Автор: Комарова Елена Игоревна,
учитель математики МБОУ СОШ №3 г. Сасово
Тригонометрические уравнения рассматриваются в 36 параграфе учебника Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.] – М.: Просвещение, 2017
Целью изучения параграфа является обучение применению методов решения тригонометрических уравнений. В нем рассматриваются уравнения, сводящиеся к квадратным, уравнения, решаемые разложением левой части на множители, уравнения вида asin x + bcos x =c. Данный конспект рассчитан на завершающий урок по изучению темы. Знания обучающихся систематизируются и обобщаются, важно обратить внимание на анализ уравнения, который позволит выбрать соответствующий метод решения и наметить путь решения.
В ходе урока повторяются основные формулы тригонометрии, формулы корней простейших тригонометрических уравнений, основные методы решения тригонометрических уравнений.
В течение урока обучающиеся систематизируют знания и проводят самооценку.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Цель урока
Деятельностная: формирование у обучающихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, обучение нахождению причины своих затруднений, самоанализу действий.
Содержательная: закрепление усвоенных тригонометрических формул, формул корней простейших тригонометрических уравнений, методов решения тригонометрических уравнений.
Планируемые результаты: обучающиеся закрепят методы решения тригонометрических уравнений, подготовятся к контрольной работе по теме «Решение тригонометрических уравнений», выявят слабые места в освоении материала.
Методы обучения:
частично-поисковый, проверка уровня знаний, самопроверка, системные обобщения
Формы организации:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах
План урока
№ | этап урока | время |
1 | Организационный момент | 2 мин |
2 | Формулировка темы и цели урока | 2 мин |
3 | Работа в парах А)Повторение тригономерических формул (основное тригонометрическое тождество, формулы синуса, косинуса двойного угла, сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов, формулы сложения) Б)Повторение формул корней тригонометрических уравнений cosx =a, sin x =a tg x = a ctg x = a | 10 мин |
4 | Отработка основных методов решения тригонометрических уравнений | 12 мин |
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой | 11 мин |
6 | Домашнее задание | 1 мин |
7 | Подведение итогов урока | 2 мин |
Ход урока
1. Организационный момент
В качестве эпиграфа к уроку предлагаю следующие слова известного российского математика, доктора физико-математических наук Марка Башмакова: «Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть.» Как вы понимаете эти слова?
2. Формулировка темы и цели урока
- Какую тему мы изучаем? (Решение тригонометрических уравнений)
- Что необходимо для качественного решения тригонометрических уравнений? (знание тригонометрических формул, знание формул корней тригонометрических уравнений, методы решения тригонометрических уравнений)
- Сформулируйте цель урока. (Повторить методы решения тригонометрических уравнений).
Сегодня на уроке предстоит не только повторить основные методы решения тригонометрических уравнений, но и оценить знания по теме. На столе лежат карты самооценки, оценивайте свои знания на каждом этапе урока. (Приложение 1)
3. Работа в парах (Приложение 2)
А) Повторение основных формул тригонометрии.
Учащимся необходимо дописать тригонометрические формулы. Работа проверяется со слайда презентации.
Карточка с заданием:
Допишите тригонометрические формулы: sin2 x + cos 2x = cos ² x - sin²x = sin 2x = 1 - sin2x = tg x = ------ tg x· ctg x = sin x cos y + sin y cos x = cos x cos y + sin x sin y = sin ( x - y)= cos( x + y)= cos x - cos y = sin x + sin y = |
Выполните самопроверку и поставьте в карту самооценки отметки в соответствии с выполнением.
Б). Повторение формул корней простейших тригонометрических уравнений (Приложение 3)
На магнитной доске один учащихся заполняет кластер, а остальные, работая в парах, дописывают пропуски на листах.
cos t = a, где t = t = t = Частные случаи cos t = 0 t = cos t =1 t = cos t = -1 t = | sin t = a, где t = t = t = Частные случаи sin t = 0 t = sin t =1 t = sin t = -1 t = | tg t =a t = ctg t =a t = |
По окончании работы кластер проверяется учащимися, вносятся исправления и замечания. Информация о проделанной работе заносится в карту самооценки.
4. Отработка основных методов решения тригонометрических уравнений
Вспомните основные методы решения тригонометрических уравнений.
- Уравнения, сводящиеся к квадратным;
- Уравнения, решаемые разложением левой части на множители;
- Однородные уравнения (первой и второй степени);
Среди представленных на слайде уравнений выберите те, что соответствуют заданию вашего ряда:
1 ряд - Уравнения, сводящиеся к квадратным;
2 ряд - Однородные уравнения;
3 ряд - Уравнения, решаемые разложением левой части на множители
Задание для обучащихся:
1) 3 sin x+ 5 cos x = 0
2) 2 sin² x – sin x cosx =0
3) 5 sin²х - 3 sinх cos х - 2 cos²х =0
4) 4 sin x + 3 cos x = 5
5) sin²x – 9 sin x + 8 = 0
6) 2cos2x+3sin2x+2cosx=0
7) sin²x-cosx=1
8) 3 cos x + 5 sin x = 4
От каждого ряда по одному обучающемуся решают у доски. Остальные в тетрадях с последующей проверкой и обсуждением. Результат работы оценивается в карте самооценки.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
Назовите метод решения оставшихся уравнений. (метод введения вспомогательного угла). Решите уравнения. В случае затруднения воспользуйтесь учебником страница 188.
Учащиеся решают уравнения, проводя самопроверку по слайду.
6. Домашнее задание
- Проверь себя! Глава VI
№ 668, 669
(Учебник: Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений:базовый уровень/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.] – М.: Просвещение, 2017
Д ополнительно: Решите уравнение и найдите все его корни, принадлежащие отрезку
7. Подведение итогов урока
Обучающимся предлагается проверить заполнение карты самооценки и сделать вывод об умении решать тригонометрические уравнения. В конце урока предлагается вновь вспомнить слова М. Башмакова и соотнести их с уроком.
Литература:
1. Учебник: Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.] – М.: Просвещение, 2017