Конспект урока алгебры в 10 классе «Решение тригонометрических уравнений» (технология кейса)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Новодвинск
Проект урока.
Мандыбура Любовь Анатольевна, учитель математики,
высшая квалификационная категория.
Класс 10А. 19 учеников, 13 человек имеют хорошие знания по математике, активно работают на уроке 9 человек, у 6 человек рассеянное внимание, 3 – требуют особого внимания со стороны учителя. Обучающиеся умеют рассуждать, делать выводы, выполнять практические задания.
Технологии –
кейса;
личностно-ориентированного обучения;
проблемного обучения;
информационно-коммуникативные;
развивающего обучения;
сотрудничества.
Принципы технологий:
создание под руководством учителя проблемной ситуации;
использование субъектного опыта ученика;
сотрудничество ученика и учителя;
активная деятельность обучающихся;
создание условий для самовыражений обучающихся;
развитие мыслительных способностей обучающихся.
Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений» (технология кейса).
Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации по учебной дисциплине «Математика» по теме «С1. Тригонометрические уравнения»
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания формул по данной теме;
- сформировать умения и навыки работы с уравнениями;
- сформировать учебные навыки при работе с информационными источниками.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес; математический кругозор, логическое мышление, память, внимание;
- развивать навыки самостоятельной работы и работы в группе;
- содействовать развитию умения обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
- привить обучающимся навыки самостоятельной работы;
- воспитать настойчивость в достижении цели, установку на самообразование, самовоспитание, точную исполнительность, творческое отношение к деятельности.
Методы и приемы.
По способу приобретенных знаний – словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности – проблемные, частично-поисковые, (эвристические), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Метапредметные умения: работа с дополнительными источниками информации (интернет –ресурсы, справочники); умение выполнять презентации, буклеты, находить необходимую информацию самостоятельно.
Формирование УУД (универсальных учебных действий): способность решать уравнения; ориентироваться в различных источниках информации, готовность к обобщению; развитие навыков публичного выступления; освоение форм познавательной и личностной рефлексии.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ |
Этап урока |
Тьюторское сопровождение прослеживалось |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникатив-ные, личностные |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Организацион-ный момент |
на стадии подготовки к уроку: сформированы группы, выбраны командиры групп, которые распределяли задания и контролировали степень выполнения и участие каждого обучающегося |
На столах у обучающихся лежат листы самоконтроля для группы, задания, решения для проверки. |
Знакомство с листом самоконтроля, уточнение критериев оценки. |
2 |
Прогнозирование своей деятельности. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|
2 |
Актуализация знаний. Чтение текста из кейса «скоро экзамен». |
при вхождении в деятельность учителем и учащимися были определены цели совместной деятельности: разработать рекомендации к решению заданий определенного типа С1. до урока были разработаны стратегии работы группы |
Вступительное слово учителя. Учитель начинает чтение текста из кейса, ставит проблему перед обучающимися: разработать рекомендации для подготовки решения уравнений и объяснить Маше методы их решения. Называет принципы успеха: знаю, хочу, могу, умею, реализуй себя! |
Обучающиеся слушают и каждая группа ставит перед собой задачу на урок. Тьюторское сопровождение прослеживалось: после чтения текста из кейса обучающиеся были вовлечены в процесс совместного целеполагания на обучение |
3 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Постановка цели учебной задачи. Я хочу научиться на уроке… |
Умение слушать и вступать в диалог. |
3 |
Актуализация знаний 1 группой обучающихся «Решение тригонометрических уравнений с помощью формул синус и косинус суммы и разности аргументов». |
каждой группе было необходимо: в бумажном и электронном виде найти нужный материал, выполнить презентацию для выступления, справочный буклет по теме, образцы задач для проверки изученного материала, подсказки, вспомогательные вопросы |
Учитель предоставляет слово 1 группе обучающихся |
Выступает ученик из первой группы, используя презентацию. Остальные обучающиеся внимательно слушают рекомендации по решению уравнений данного типа. |
3 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Учитывать выделенные выступающим ориентиры при решении уравнений. |
Умение слушать и вступать в диалог |
4 |
Решение заданий |
на уроке создана комфортная и творческая атмосфера работы в группе |
Отвечает на возникшие вопросы, направляет работу обучающихся. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, используя справочный буклет. Обучающиеся 1 группы выступают в роли тьютора для обучающихся других групп. |
6 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка про-межуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем и обучающимися в группе |
5 |
Актуализация знаний 2 группой обучающихся «Решение тригонометрических уравнений с помощью формул тангенс суммы и разности аргументов». |
быть готовым к обобщению; развитию навыков публичного выступления |
Учитель предоставляет слово 2 группе обучающихся |
Выступает ученик из второй группы, используя презентацию. Остальные обучающиеся внимательно слушают рекомендации по решению уравнений данного типа. |
3 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Учитывать выделенные выступающим ориентиры при решении уравнений. |
Умение слушать и вступать в диалог |
6 |
Решение заданий |
создана ситуация успеха при развитии у обучающихся интереса к математике, повышению компетентности в решении учебных задач |
Отвечает на возникшие вопросы, направляет работу учащихся. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, используя справочный буклет. Обучающиеся 2 группы выступают в роли тьютора для обучающихся других групп. |
6 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка проме-жуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе |
7 |
Актуализация знаний 3 группой обучающихся «Решение тригонометрических уравнений с помощью формул приведения». |
командир группы, распределял задания и контролировал степень выполнения и участие каждого обучающегося |
Учитель предоставляет слово 3 группе обучающихся |
Выступает ученик из третьей группы, используя презентацию. Остальные обучающиеся внимательно слушают рекомендации по решению уравнений данного типа. |
3 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Учитывать выделенные выступающим ориентиры при решении уравнений. |
Умение слушать и вступать в диалог |
8 |
Решение заданий |
использованы методы активного обучения школьников, коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретических знаний и практических навыков |
Отвечает на возникшие вопросы, направляет работу учащихся. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, используя справочный буклет. Обучающиеся 3 группы выступают в роли тьютора для обучающихся других групп. |
6 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка проме-жуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе |
9 |
Актуализация знаний 4 группой обучающихся «Решение тригонометрических уравнений с помощью формул двойного аргумента, формул понижения степени». |
при обобщении материала, предложенных группами и отдельными учащимися |
Учитель предоставляет слово 4 группе обучающихся |
Выступает ученик из четвертой группы, используя презентацию. Остальные обучающиеся внимательно слушают рекомендации по решению уравнений данного типа. |
3 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Учитывать выделенные выступающим ориентиры при решении уравнений. |
Умение слушать и вступать в диалог |
10 |
Решение заданий |
при организации межгруппового взаимодействия; при выборе методов обучения, при вовлечении всех обучающихся в работу группы |
Отвечает на возникшие вопросы, направляет работу учащихся. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, используя справочный буклет. Обучающиеся 4 группы выступают в роли тьютора для обучающихся других групп. |
6 |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка проме-жуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
Умение вступать в диалог, объединиться в пару со сверстником. Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации. |
11 |
Подведение итогов урока. |
При рефлексии учитель определил сильные и слабые стороны в деятельности обучающихся; организовал обратную связь; определил трудности обучающихся, возникающие в ходе работы; контролировал динамику изменения обучающихся от занятия к занятию; обучил анализу своих успехов и ошибок |
Учитель предлагает обучающимся обобщить приобретённые знания на уроке. Закончить урок словами «Ты сможешь, если поверишь в то, что ты можешь». |
Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. |
2 |
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Адекватное восприятие оценки учителя. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
12 |
Домашнее Задание. |
опора на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора |
Задает дозированное домашнее задание с правом выбора обучающимися. |
Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. |
2 |
Прогнозируемые результаты;
Обучающиеся смогут применять приобретенные знания в итоговой аттестации по учебной дисциплине «Математика» по теме «Тригонометрические уравнения».
Обучающиеся смогут представить и оценить своё участие на уроке с использованием технологии кейса.
Обучающиеся обобщат и систематизируют полученные знания и умения.
Иванова Светлана Александровна