Конспект урока по алгебре «Решение уравнений в целых числах» (10 класс)
|
|
|
МБОУ «Западнодвинская СОШ №2»
Западнодвинского района Тверской области
Конспект урока по алгебре
в 10 классе
«Решение уравнений в целых числах»
подготовила
Григорьева Ольга Александровна
учитель математики
г. Западная Двина
2021
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет алгебра
Тема урока: Решение уравнений в целых числах
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся решать уравнения первой с двумя неизвестными в целых числах.
Образовательная цель: знакомство с теоремой для решения уравнений в целых числах, освоение основными методами решения уравнений в целых числах.
Формирование УУД:
Личностные действия: способность к эмоциональному восприятия математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Регулятивные действия: приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждая ее фактами.
Познавательные действия: владеют смысловым чтением, устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач.
Коммуникативные действия: оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя.
Этапы урока, целевые ориентиры, время |
Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению планируемых результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся и возможные варианты ответов |
Планируемые результаты, формирование УУД |
|||
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
предметные |
личностные, метапредметные |
||||
Организационный момент Создание благоприятного настроя учащихся на работу (1 минута).
|
|
Приветствие: “Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу.” Проверка готовности к уроку и организация внимания детей.
|
Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют свои действия по заданному плану учителем.
|
|
Личностные: самоопределение к учебной деятельности Познавательные: ставят перед собой цель: «Узнать что-то новое» Коммуникативные: планируют взаимодействие с учителем и одноклассниками |
||
Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения. (4 минуты). Актуализация знаний учащихся Выявление места и причины затруднения при выполнении задания
|
Задания на доске
№1. Найти три целых решения уравнения: 7х-4у=3
|
Организует актуализацию знаний. Учитель предлагает ответить на вопросы: Какие самые простые уравнения вы знаете? (Линейные) Запишите на доске выражение для линейного уравнения с двумя переменными (ах+ву=с) Что задает такое уравнение на плоскости? (прямую) Сколько решений имеет такое уравнение? (бесконечно много) Решим такое уравнение 7х-4у=3, но в качестве решений укажем только пары, где х,у - целые числа. Найдите путем подбора решения данного уравнения. (1;1), (-3;-6) и т.д. Переменные х и у какие значения принимают? (целые) |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя(индивидуал.) -примерные ответы учеников даны в скобках рядом с вопросами
|
1. Умеют решать уравнения, содержащие две переменные.
|
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения
|
||
Постановка проблемы. Определение целей (3 минуты)
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
№1. Найти все целые решения уравнения: 7х-4у=3
|
Изменим формулировку задания (создаётся проблемная ситуация). Найти все целые решения уравнения: 7х-4у=3; Можем указать все решения данного уравнения в целых числах? (нет) Почему? (не знаем алгоритма) Хотите узнать метод решения уравнений данного вида в целых числах? (да) |
Осознают невозможность найти все целые решения методом перебора.
Осуществляют личностное присвоение проблемы; конкретизируют цели и задачи.
|
Ученики осознают для чего нужно изучить данную тему
|
1. Поиск и выдвижение гипотез; формулирование познавательной цели. 2. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи 3.Коллективное обсуждение проблем. |
||
Изучение нового материала (12 мин) 1.Формулирование темы и задачей урока.
2. Учитель организует работу, которая способствует сознательному восприятию и пониманию учащимися новой теоремы. 3. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения линейных уравнений.
|
|
Предлагает сформулировать: А) тему урока; Б) учебную задачу.
Предлагает учащимся самостоятельно прочитать в учебнике п.5 стр.89-91 (до задачи 1) (работают в парах) Предлагает учащимся записать формулировку теоремы с подчеркиванием разным цветом условия и заключения теоремы. Предлагает учащимся составить алгоритм решения линейных уравнений, опираясь на условие теоремы (в парах) и далее обсудить его совместно. |
А) Формулируют тему урока: "Решение уравнений в целых числах" Б) Формулируют учебную задачу: “ Найти способ решения линейных уравнений в целых числах” 2.Самостоятельно разбирают теоретический материал учебника. 3. Записывают формулировку теоремы. 4.Проговаривают алгоритм решения линейных уравнений. Алгоритм решения уравнений в целых числа 1. Проверить, имеет ли уравнение решение в целых числах, для этого найти НОД(а,в). 2. Если НОД(а,в)=1, то найти одно решение уравнения и записать все решения по формулам с.90 |
Знать: 1. алгоритм решения уравнений в целых числах. Уметь находить необходимую информацию в учебнике |
Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем
|
||
Первичное осмысление и закрепление знаний (15 минут) Установление правильности и осознанности усвоения новой теоремы; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Научиться решать уравнения в целых числах, применив сформулированный алгоритм
|
Решите: №263 (1). №276.
|
Решите упражнения: №265 (1), предварительно разобрав задачу 3 с.91
|
Предлагает ученикам решить №263(1) и 276(1) совместно с разбором у доски. Предлагает ученикам самостоятельно выполнить №276(2), применив составленный алгоритм(работа в парах) и проверить решение, ответив устно (с места)
|
Два учащиеся решают данные уравнения на доске Один ученик проговаривает устно свое решение Сильные ученики решают №265(1) по образцу задачи 3 с.91: Учащиеся применяют формулу разности квадратов. Решают системы линейных уравнений (работа в парах) Дают получившиеся ответы
|
Знать: теорему о решении линейных уравнений с двумя переменными. Понимать: 1. как применять алгоритм решения уравнений в целых числах; 2. метод разложения на множители. Уметь: решать уравнения в целых числах, применив изученные методы: метод перебора и метод разложения на множители
|
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений; понимают сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 минуты)
Научиться самостоятельно решать уравнения в целых числах, применив сформулированный алгоритм
|
Дидактические материалы: №1 с.12
|
Предлагает ученикам самостоятельно решить уравнения и проверить решение с эталоном |
1.Учащиеся самостоятельно решают уравнения и проверяют решение |
Знать: теорему о решении линейных уравнений с двумя переменными. Понимать: как применять алгоритм решения уравнений в целых числах; Уметь:решать уравнения в целых числах, применив изученный метод |
Личностные: самоопределяются. Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат Регулятивные: проявляют познавательную инициативу
|
||
Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание, рефлексия (3 минуты) Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. 3.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) |
П.5 (теоремы, замечание и задач и 1, 2) № 263(2) Продвинутые: задача 3 , №277(2)
|
Объясняет домашнее задание. На партах у вас лежат листочки. Ответьте на вопросы.
1. Вспомните цели урока . 2. Как вы считаете, цели урока достигнуты? 3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке: а) я все понял, могу этот материал объяснить другому; б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь; в) я ничего не понял. Какова причина непонимания? |
Записывают д/з в дневник. Определяют для себя уровни заданий. Делают выводы относительно проблемы, поставленной в начале урока. Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, проводят самооценку собственной деятельности. |
Знать: 1.теоремы о решении линейных уравнений с двумя переменными.
Понимать: 1.как применять алгоритм решения уравнений в целых числах; 2. метод разложения на множители. Уметь: решать уравнения в целых числах, применив изученные методы: метод перебора и метод разложения на множители |
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Список использованной литературы
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и углубл.. уровни / [Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин].-8-е изд.— М. : Просвещение, 2020.— 384 с. : ил.
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы к учебнику Ю. М. Колягина и других. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и углубл.. уровни / [М. И. Шабунин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, О.Н. Доброва].-9-е изд.— М. : Просвещение, 2019.— 142 с. : ил.
|
|
8 |