Конспект урока алгебры в 8 классе «Наглядное представление статистической информации»

2
0
Материал опубликован 20 April 2016

Конспект урока по теме:«Наглядное представление статистической информации» 8 класс

Цель урока: формирование у детей знаний о наглядном представлении статистической информации в виде диаграмм.

Задачи

Когнитивные: дать определение диаграммы, показать виды диаграмм, познакомить с алгоритмом построения столбчатой, круговой диаграммы и полигона, научить представлять данные в виде диаграмм и выполнять обратную задачу - считывать информацию с диаграмм; научить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Операционные: познакомить воспитанников с использованием графического представления статистической информации в СМИ и учебных предметах, показать связь математики с другими сферами жизнедеятельности человека,развить умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию. Аксиологические: развитие аккуратности и прилежности при построении диаграмм, развитие творческого мышления,формировать познавательный интерес к изучаемому предмету,воспитывать сознательное отношение к выполнению поставленного задания.

Тип урока: закрепления ЗУН

Оборудование: Проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

Структура урока:

Организационный момент

1 мин

Мотивация учебной деятельности

2 мин

Актуализация опорных знаний

8 мин

Определение совместной цели деятельности

3 мин

Сообщение новых знаний

9 мин

Практическая часть

18 мин

Сообщение домашнего задания

2 мин

Рефлексия, подведение итогов

2 мин


Ход урока

Организационный момент

Взаимное приветствие. Установление эмоциональной связи.

Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово преподавателя,обращение внимания на доску и обсуждение фразы: « Статистика знает всё» - Илья Ильф.Итог обсуждения: Решения, которые принимаются государственными органами в образовании, медицине технике, бизнесе и других сферах зависят от анализа имеющихся или собранных данных. Статистическая культура современного человека является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры. Каждый человек будет чувствовать себя успешнее в жизни, если он будет понимать статистическую природу мира и её законы.

Актуализация опорных знаний

Обращение преподавателя к классу. (Фронтальный опрос)

-Что такое статистика?

-Основные статистические характеристики.

После фронтального опроса дети выполняют самостоятельную работу(в целях экономии времени ученикам выдается шаблон для оформления самостоятельной работы. Приложение № 1)

Самостоятельная работа

Результаты экзамена по математике 9 класса«Б» в количестве 20 человек

3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.

Составить упорядоченный ряд, таблицу частот, относительных частот, найти среднее арифметическое, моду, размах, медиану.

После самостоятельной работы проводится взаимопроверка : дети меняются тетрадями

Постановка цели урока

?Вопрос преподавателя

- Что изображено на слайде? (слайд №2)

Беседа с учащимися.

Человек познает окружающий мир следующими способами: слышит, видит, чувствует, но именно зрительная информация является важнейшей, так как 80 % информации человек получает с помощью зрения. Но эту информацию надо правильно переработать и сделать доступной, понятной, что и делает статистика с помощью диаграмм. (слайд № 3)

? Вопрос преподавателя

-Какова цель урока?

Формулируют кадеты: познакомиться с наглядными способами предоставления статистической информации (Слайд № 4 ,5)

Тема урока «Наглядное представление статистической информации» (слайд № 6)

Сообщение новых знаний

Диаграмма – это изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты(слайд № 7)

Учащиеся получают приложение № 2, внимательно изучают памятку, обращая внимание на то, в каких случаях можно применять ту или иную диаграмму и этапы построения диаграмм. Преподаватель координирует деятельность.

? Вопрос учащимся:

Какие бывают диаграммы? Как построить диаграммы? Обсуждение сопровождается просмотром слайдов № 8-14

Минута релаксации

Практическая часть

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание (Приложение№ 3). Результатом практической работы является построение столбчатой диаграммы, полигона и круговой диаграммы.

Рефлексия, подведение итогов

С помощью разных видов графиков определить настроение после урока.

8. Сообщение домашнего задания

Провести статистическое исследование в классе «Любимые блюда учащихся», «Под каким знаком зодиака я рожден», « Как я расту» и построить диаграммы с помощью ИКТ.

 


Приложения к уроку

Приложение № 1

Самостоятельная работа Фамилия__________________

Результаты экзамена по математике в 9 класса Б в количестве 20 человек

3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.

Упорядоченный ряд__________________________________________

Таблица частот

Оценка

     

Частота

     

Среднее арифметическое=

Мода=

Размах=

Медиана=


Приложение № 2

Диаграмма

Зачем?

Как построить?

Столбчатая

Применяются для сравнения нескольких величин в зависимости от времени.

Изобразить прямоугольнуюСК

Выбрать единичный отрезок на оси OY

Изобразить столбики вдоль оси ОХ,высота которых пропорциональна данным

Подписать названия сравниваемых величин

Круговая

Применяются для сравнения нескольких величин, для взаимного соотношения частей целого

Решить задачу на проценты для определения величин углов

Начертитькруг произвольного

радиуса,отметить центр круга

В круге изобразить секторы понайденным величинам углов

Подписать названия сравниваемых величин

Полигон

Показывает изменения одной или нескольких величин

Изобразить прямоугольную систему координат

По оси ОХ отложить значения независимой переменной, по оси OY – значения зависимой переменной

Отметить точки, координатами которых являются табличные данные

Построить график



Приложение № 3

1. Построить столбчатую диаграмму и полигон « Численность населения России»

Год

Все население, млн.человек

1917

91,0

1945

97,0

1992

148,8

2013

143,3

 

2. Построить круговую диаграмму « Численность населения по субъектам РФ»

Центральный

федеральный округ

38 427 539

Северо-Западный

федеральный округ

13 616 057

Южный

федеральный округ

13 854 334

Северо-Кавказский федеральный округ

9 428 826

Приволжский федеральный округ

29 899 699

Уральский

федеральный округ

12 080 526

Сибирский

федеральный округ

19 256 426

Дальневосточный

федеральный округ

6 293 129

 

Используемая литература:

1.Статистика. Вероятность. Комбинаторика./Я.С. Бродский М.;2008

2. statistika.ru

Комментарии
Комментариев пока нет.