Конспект урока алгебры в 8 классе «Наглядное представление статистической информации»
Конспект урока по теме:«Наглядное представление статистической информации» 8 класс
Цель урока: формирование у детей знаний о наглядном представлении статистической информации в виде диаграмм.
Задачи
Когнитивные: дать определение диаграммы, показать виды диаграмм, познакомить с алгоритмом построения столбчатой, круговой диаграммы и полигона, научить представлять данные в виде диаграмм и выполнять обратную задачу - считывать информацию с диаграмм; научить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Операционные: познакомить воспитанников с использованием графического представления статистической информации в СМИ и учебных предметах, показать связь математики с другими сферами жизнедеятельности человека,развить умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию. Аксиологические: развитие аккуратности и прилежности при построении диаграмм, развитие творческого мышления,формировать познавательный интерес к изучаемому предмету,воспитывать сознательное отношение к выполнению поставленного задания.
Тип урока: закрепления ЗУН
Оборудование: Проектор, учебник, раздаточный материал, презентация
Структура урока:
Организационный момент |
1 мин |
Мотивация учебной деятельности |
2 мин |
Актуализация опорных знаний |
8 мин |
Определение совместной цели деятельности |
3 мин |
Сообщение новых знаний |
9 мин |
Практическая часть |
18 мин |
Сообщение домашнего задания |
2 мин |
Рефлексия, подведение итогов |
2 мин |
Ход урока
Организационный момент
Взаимное приветствие. Установление эмоциональной связи.
Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово преподавателя,обращение внимания на доску и обсуждение фразы: « Статистика знает всё» - Илья Ильф.Итог обсуждения: Решения, которые принимаются государственными органами в образовании, медицине технике, бизнесе и других сферах зависят от анализа имеющихся или собранных данных. Статистическая культура современного человека является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры. Каждый человек будет чувствовать себя успешнее в жизни, если он будет понимать статистическую природу мира и её законы.
Актуализация опорных знаний
Обращение преподавателя к классу. (Фронтальный опрос)
-Что такое статистика?
-Основные статистические характеристики.
После фронтального опроса дети выполняют самостоятельную работу(в целях экономии времени ученикам выдается шаблон для оформления самостоятельной работы. Приложение № 1)
Самостоятельная работа
Результаты экзамена по математике 9 класса«Б» в количестве 20 человек
3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.
Составить упорядоченный ряд, таблицу частот, относительных частот, найти среднее арифметическое, моду, размах, медиану.
После самостоятельной работы проводится взаимопроверка : дети меняются тетрадями
Постановка цели урока
?Вопрос преподавателя
- Что изображено на слайде? (слайд №2)
Беседа с учащимися.
Человек познает окружающий мир следующими способами: слышит, видит, чувствует, но именно зрительная информация является важнейшей, так как 80 % информации человек получает с помощью зрения. Но эту информацию надо правильно переработать и сделать доступной, понятной, что и делает статистика с помощью диаграмм. (слайд № 3)
? Вопрос преподавателя
-Какова цель урока?
Формулируют кадеты: познакомиться с наглядными способами предоставления статистической информации (Слайд № 4 ,5)
Тема урока «Наглядное представление статистической информации» (слайд № 6)
Сообщение новых знаний
Диаграмма – это изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты(слайд № 7)
Учащиеся получают приложение № 2, внимательно изучают памятку, обращая внимание на то, в каких случаях можно применять ту или иную диаграмму и этапы построения диаграмм. Преподаватель координирует деятельность.
? Вопрос учащимся:
– Какие бывают диаграммы? Как построить диаграммы? Обсуждение сопровождается просмотром слайдов № 8-14
Минута релаксации
Практическая часть
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание (Приложение№ 3). Результатом практической работы является построение столбчатой диаграммы, полигона и круговой диаграммы.
Рефлексия, подведение итогов
С помощью разных видов графиков определить настроение после урока.
8. Сообщение домашнего задания
Провести статистическое исследование в классе «Любимые блюда учащихся», «Под каким знаком зодиака я рожден», « Как я расту» и построить диаграммы с помощью ИКТ.
Приложения к уроку
Приложение № 1
Самостоятельная работа Фамилия__________________
Результаты экзамена по математике в 9 класса Б в количестве 20 человек
3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.
Упорядоченный ряд__________________________________________
Таблица частот
Оценка |
|||
Частота |
Среднее арифметическое=
Мода=
Размах=
Медиана=
Приложение № 2
Диаграмма |
Зачем? |
Как построить? |
Столбчатая |
Применяются для сравнения нескольких величин в зависимости от времени. |
Изобразить прямоугольнуюСК Выбрать единичный отрезок на оси OY Изобразить столбики вдоль оси ОХ,высота которых пропорциональна данным Подписать названия сравниваемых величин |
Круговая |
Применяются для сравнения нескольких величин, для взаимного соотношения частей целого |
Решить задачу на проценты для определения величин углов Начертитькруг произвольного радиуса,отметить центр круга В круге изобразить секторы понайденным величинам углов Подписать названия сравниваемых величин |
Полигон |
Показывает изменения одной или нескольких величин |
Изобразить прямоугольную систему координат По оси ОХ отложить значения независимой переменной, по оси OY – значения зависимой переменной Отметить точки, координатами которых являются табличные данные Построить график |
Приложение № 3
1. Построить столбчатую диаграмму и полигон « Численность населения России»
Год |
Все население, млн.человек |
1917 |
91,0 |
1945 |
97,0 |
1992 |
148,8 |
2013 |
143,3 |
2. Построить круговую диаграмму « Численность населения по субъектам РФ»
Центральный федеральный округ |
38 427 539 |
Северо-Западный федеральный округ |
13 616 057 |
Южный федеральный округ |
13 854 334 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
9 428 826 |
Приволжский федеральный округ |
29 899 699 |
Уральский федеральный округ |
12 080 526 |
Сибирский федеральный округ |
19 256 426 |
Дальневосточный федеральный округ |
6 293 129 |
Используемая литература:
1.Статистика. Вероятность. Комбинаторика./Я.С. Бродский М.;2008
2. statistika.ru