12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Вениаминовна Чурина14171
учитель математики
Россия, Ивановская обл., Южа
9

Урок по теме: «Статистические характеристики»



ТЕМА УРОКА:

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Цели урока:

Образовательные цели:

сформировать у учащихся представление о простейших статистических характеристиках и их использовании при анализе данных, полученных в результате исследования; учить анализировать предлагаемый материал и делать выводы; показать применение данной темы в жизни; показать положительные стороны применения темы в жизни и отрицательные стороны.

Воспитательные цели:·        

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; организовать ситуации, акцентирующие формирование активной жизненной позиции учащихся; создать условия для воспитания информационной культуры обучающегося; воспитывать самостоятельность, аккуратность при решении задач, а также умение самостоятельно добывать знания; воспитывать умение преодолевать трудности; воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие цели:·        обеспечить условия для развития внимательности и умения выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов; развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать обобщения и выводы на основе полученных данных; развивать наблюдательность и умение применять полученные знания в повседневной жизни.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер

компьютерная презентация

интерактивная доска

плакаты с формулами нахождения Са, Ра, Мо

таблицы социологического опроса

карточки с тестом

- карты успеха

Методы обучения: структурированный диалог, творчески воспроизводящие практические упражнения, элементы исследования.

Виды деятельности: фронтальная работа с группой, групповая работа, работа с картами.

Формы деятельности: групповая, индивидуальная.

Используемые технологии на уроке:

1.   Информационно – коммуникационная технология

2.  Технология развития критического мышления

4. Педагогика сотрудничества. 

3.    Проектная технология

4.Технология проблемного обучения

5.Технология дифференцированного обучения

 

 

Этап урока

Приёмы, формы, методы

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Улыбка продлевает жизнь, а хорошее настроение создает хороший настрой на работу.

Устный счет.

 Постановка проблемной ситуации

- смыслообразование (Л)

-самоопределение (Л)

- целеполагание (П)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация и пробное учебное действие

Эвристическая беседа по установлению причинно следственных связей, в ходе которых учащиеся совместно с учителем выходят на понятие статистики, виды статистики,

применение.

Изучение информации настолько важно для развития общества, что этому процессу посвящена отдельная наука, занимающаяся сбором, измерением обработкой анализов различных количественных и качественных данных.

-Вы знаете, как называется эта наука? Что вы можете сказать, рассказать о ней? Где она встречается? Чем занимается профессиональный статист?

– анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

3. Постановка и осмысление учебных задач

Учащимся предлагаются  карты    социологического опроса. Они выявляют какую информацию они могут получить из них, какие математические знания им могут пригодится.

Ставят перед собой цели урока.

 

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 

Диалог, который подводит к понятию, моделирование жизненной ситуации, создание проблемных ситуаций, в ходе которых учащиеся приходят к понятиям Са, Мо, Ра.

– поиск и выделение необходимой информации (П); 

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); 

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К)

Введение понятия Са

На предыдущем уроке я попросила вас отметить время (в минутах), затраченное на выполнение домашнего задания по алгебре. Получились такие данные 27, 25, 26, 25, 40, 38, 38, 25, 35, 25, 25, 20, 20, 18, 28, 20, 40, 37, 29, 20

Используя этот числовой ряд, определите, сколько минут в среднем затратили учащиеся вашего класса на выполнение домашнего задания по алгебре.

 

 

 

 

– поиск и выделение необходимой информации (П); 

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); 

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К)

 

Введение понятия МО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение понятия РА

 

 

Ученик 7 «Б» класса Иванов Пётр следит за своими отметками и точно знает,

что в этой четверти получил 5,5,4,5,4,5. Он знает, что его четвертная отметка - 5, так как число 5 встречается чаще, чем число 4. Если бы Пётр знал еще одну статистическую характеристику, он бы ответил: «Модой моего ряда чисел является число 5»

 

 

 

Нахождение среднего арифметического или моды далеко не всегда позволяет сделать надежный вывод на основе статистических данных. 

Известно, что на планете Меркурий средняя температура + 15 0 Можно предположить, что при таком статистическом показателе, возможна жизнь человека на этой планете.

Но на самом деле температура на Меркурии колеблется 

от – 150  градусов до + 350 градусов.

– поиск и выделение необходимой информации (П); 

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); 

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К)

 поиск и выделение необходимой информации (П); 

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); 

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К)

5. Первичное закрепление понятий

Среднее арифметическое ряда чисел, мода ряда чисел, размах ряда чисел

Работа в парах по таблице социологического опроса на нахождения Среднее арифметическое ряда чисел, мода ряда чисел, размах ряда чисел

-выполнение пробного действия (Р)

-извлечение необходимой информации из текстов (П)

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

-достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

-осознание ответственности за общее дело (Л)

Физкультминутка

Ребята! Вы славно потрудились, поэтому заработали отдых.

Звучит музыка «Шум моря», учитель читает стихи:

Глазки закрываются,

Реснички опускаются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Губки чуть приоткрываются,

Все чудесно улыбаются.

Словно мы лежим на травке

На зеленой на лужайке.

Дышится легко,

Ровно, глубоко

Руки теплые и вялые,

Но нисколько не усталые.

Хорошо нам здесь лежать,

Но пора уже вставать.

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

-релаксация

Тематическая разминка    

У статистов, это люди чья профессия связана с наукой статистика, существует шутка: «Средняя глубина пруда 0,5 м, а корова-то утонула».

В чем смысл этой шутки?

-построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-выведение следствий (П);

Групповая работа.

Работа в группах.

Работа с таблицами социологического опроса, составление статистической характеристики класса по плану.

Выступления от групп.

-осознание ответственности за общее дело (Л)

-учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

6. Самостоятельная работа в форме теста с самопроверкой по эталону.

(2 варианта)

Индивидуальная работа по карточкам.

Тест.

вариант.

1.Витя получил по математике оценки за 1 четверть:

4; 5; 3; 5; 4; 3; 5.

А) Найдите среднее арифметическое чисел до десятых

А) 4, 1 б) 4,2 в)4,9 г) 4,5

Б) Округлите до целых и получите оценку за четверть.

А) 4 б) 5

2. В 2009 году в сентябре в нашем районе родились 6 девочек с именами: Валя, Даша, Софья, Даша, Ира, Даша.

Найдите моду.

А)Даша б)Софья в) Ира

г) Валя

3.В сентябре каждую неделю определяли среднюю температуру воздуха и получили такие данные:

15 градусов, 17 градуса, 19 градусов, 13 градусов.

Чему равен размах?

А)4 б)2 в) 8 г)6

 

вариант.

1.Митя получил по математике оценки за 1 четверть:

5; 5; 5; 5; 4; 3; 5.

А) Найдите среднее арифметическое чисел до десятых

А) 4, 1 б) 4,2 в)4,9 г) 4,5

Б) Округлите до целых и получите оценку за четверть.

А) 4 б) 5

2. В 2009 году в сентябре в нашем районе родились 5 мальчиков с именами: Ваня, Саша, Славик, Саша, Максим, Саша.

Найдите моду.

А)Саша б)Славик в) Максим г) Ваня

3.В сентябре четыре дня подряд определяли температуру воздуха и получили такие данные: 17 градусов, 10 градусов, 9 градусов, 15 градусов.

Чему равен размах?

А)4 б)2 в) 8 г)6

-выполнение действий по алгоритму (П)

-оценка (Р)

-подведение под понятие (П)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися собственной УД на уроке:

7.1. Поработали, Ребята?

Оцените результат.

Сам себе поставь оценку,

Солнце, Тучку, Снегопад.

.

-самооценка на основе критерия успешности(Л)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

 

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися собственной УД на уроке:

7.2 Дифференцированное д/з

П.9 –учебника. На «3» - №171, №178,

На «4» - составить 2 задачи на нахождения Са, Ра, Мо

На «5» - составить 4 задачи на нахождения Са, Ра, Мо

Оформить в форме творческого проекта.


- самооценка на основе критерия успешности(Л)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Использованные интернет ресурсы:

https://infourok.ru

http://bibliofond.ru

http://socio.rin.ru

https://nsportal.ru

http://www.timesaver.ru

https://kopilkaurokov.ru


статистические характеристики
PPT / 2.27 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.