Урок русского языка «Безударные гласные в корне» (5 класс)
Сценарий урока № 52
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Класс: 5
Предмет: Русский язык
Цель урока: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.
Планируемые результаты: научатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге.
Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.
Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.
Задачи:1.Образовательная – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;
2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся;развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, воспитывать любовь к спорту, уважение к достижениям одноклассникам, самостоятельность, трудолюбие;создать благожелательную творческую атмосферу.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» под ред.Е.А.Быстровой, «Русское слово»2013 г., карточки – заготовки для самостоятельной работы.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- производить логические операции;
- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.
- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
предметных результатов: анализировать устную речь; подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
||
- Добрый день, ребята! -Как проходит у вас день? Каких успехов вы достигли? Готовы к загадкам? Наш девиз: Не унывать! Всё пройти и все узнать! Слайд№1 |
Отвечают на вопросы, демонстрируют своё настроение. |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
||
Слайд№2 Прочитай, вставь буквы, докажи и объясни. Зд…ровье- всему г…л…ва. Зд…ровый человек д…брее.
Слайд№3 Как вы понимаете эти пословицы? Согласны ли вы с ними? Почему? -Как называют пробел в словах? - Какое правило применили? -Что их объединяет? -Сформулируйте тему урока? -Какую цель поставите перед собой? Слайд№4
|
Анализируют предложения, объясняют смысл пословиц. Отвечают на вопросы, аргументируют ответы. Орфограмма. Правописание безударной гласной, проверяемой ударением. Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова
|
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы |
||
Организация наблюдения п.53,с.205-206 -Что вы узнали? Что знали? -Как применять на письме данное правило? -Составьте алгоритм? Слайд№5
|
Читают параграф, выделяют главное. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Вспоминают, а потом прочитывают алгоритм |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
||
-Готовы потренироваться в работе по алгоритму? - Работа по учебнику у доски по алгоритму: упр.286 (по три слова записывают по алгоритму). З..ма,п..ля,в..дяной,з..мля,т..желый,зв..нок,л..дяной,сл..варь,д..брота. -Чему научились?
Физминутка. Слайд№ 6
-Попробуем вместе поработать? Работа в группах. С какой целью работаем в группе? Чтение загадок. Вставить буквы, доказать. Работа с текстом. Тип речи. Выступление групп. -Какой темой объединены все тексты? -Чему научились, работая в группе? -Как вы относитесь к спорту?
Самостоятельная работа. Слайд№7 Самопроверка по шаблону. слайд№8 Критерии оценивания.слайд№9
Парная работа с тестами. Слайд № 10 Слайд №11 Резерв «Исправь ошибки». Выполняет у кого «5»! Поздняя осинь. На улицах холадно. Комья зимли скавал марос. К вечиру поволил хлопьями снег. Он осидал на верхушках ели и сасны. Свитло стало в лису. Поивились гости с севера. На витвях бирёзки уселись птички в малиновой шапочке на галаве. Жители леса встр..чают зиму в новом наряде. У белки шу_ка серенькая, у зайчишки беленькая. Таптыгин довно спит в яме под елью. Прощай, ос…нь, здра…ствуй, з…ма! Выполнение №288 , п.53 у кого «4» или нет отметок! |
Демонстрируют готовность к работе. Работа у доски -3 человека по три слова по алгоритму. Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики. Организуют работу в группе, распределяя задания, формулируют ответ на вопрос, аргументируют ответы. Спорт. Высказывают отношения к спорту. Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу по критериям. Самопроверка своих работ, оценивание. Организуют работу в паре. Самопроверка. Самостоятельная работа корректорами. Выбор задания для повторения алгоритма. |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
||
- Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса |
Дают ответы на вопрос Анализируют работу на уроке через самооценку Выбирают и записывают домашнее задание |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Данный урок является первым в теме « Правописание корней».
Тип урока – изученного нового материала.
Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Педагогическая деятельность была построена на методах:
по источнику знаний:
- словесные (беседа);
- наглядные (демонстрация презентации).
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- изучение нового материала;
о характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
- социальные (работа в парах, группах).
С целью здоровьесбережения использована физминутка, двигательная активность при работе в группах, смена видов деятельности.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, логического мышления, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.