Урок чтения в 7 классе на тему «…Он менялся как веточка багульника …» (Ю.Я. Яковлев «Багульник»)
Учитель: Дисенова Лилия Ивановна
Предмет: чтение и развитие речи
Тема урока «…Он менялся как веточка багульника …» (Ю.Я.Яковлев, рассказ «Багульник»»)
Класс – 7
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Вид урока: урок – беседа
Методическая цель урока: учиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства
Цель: услышать нравственное звучание рассказа, понять, почему у окружающих меняется отношение к Косте?
Задачи:
обучающая – продолжить работу с текстом большого объема;
коррекционная – корригировать мышление, речь, внимание, память на основе зрительного, слухового восприятия;
развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся;
воспитывающая – побудить учащихся встать на сторону добра и милосердия (на примере главного героя рассказа – Косты);
здоровьесберегающая – сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха.
Методы: словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности; поисковый метод и метод обобщения; демонстрация; метод стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха; индивидуальный, групповой.
Оборудование:
- учебники «Чтение, 7 класс» (автор-составитель А.К.Аксенова);
- карточка «Прыжок»;
- слайдовая презентация (25 слайдов);
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- аудиозапись «Багульник»;
- кувшин с сухими веточками;
- цветки багульника (заготовки из гофрированной бумаги).
Компетенции, формируемые на данном уроке:
- ценностно-смысловые;
- учебно-познавательные;
- коммуникативные;
- информационные;
- личностного саморазвития
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
I. Организация начала урока 1.Орг. момент. |
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Сегодня урок открытый у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас. Улыбка, уверенность. Вот так держать! За парты садитесь, пора начинать. |
Дети ровно стоят около парт. Улыбкой приветствуют учителя, затем тихо садятся на свои места. |
Приложение 1 |
2.Эмоциональный настрой. |
Чтобы жизнь За шагом шаг Не прошла вдруг Просто так, Ничего Нельзя в ней делать Нам с тобою Просто так. Почему? А просто так… Просто мир Устроен так! И я надеюсь, что наш сегодняшний урок не пройдет просто так, а вооружит вас новыми знаниями и стремлениями. |
Дети слушают учителя. |
Приложение 2 |
II. Речевая разминка 1.Артикуляционная гимнастика. |
А сейчас приготовьтесь к речевой разминке. Сядьте удобно. ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ ( глаза; шёпотом; тихо; громко; парами). Ребята, в этом году зима длилась очень долго, а вам хотелось, чтобы наступила поскорее весна? И мне тоже этого хотелось Я для вас сочинила эти строки: К НАМ ПРИШЛА ВЕСНА - КРАСНА! ПРИНЕСЛА С СОБОЙ ОНА СОЛНЦЕ, ВОДУ И ТЕПЛО - ОЧЕНЬ ЖДАЛИ МЫ ЕЕ! Закончили упражнение. |
Дети (последовательно) выполняют упражнение вместе с учителем. |
Слайд №2 |
2.Дыхательная гимнастика. |
Упражнение «Каша». Вдыхаем через нос, на выдохе произносим «пых» Итак, начинаем упражнение. Закончили упражнение. |
Дети выполняют дыхательную гимнастику. |
Приложение 3 |
3.Работа со скороговоркой. |
Учитель читает скороговорку сам, затем ученики. - Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. «Ударяйте» голосом подчёркнутое слово. В Сибири били белку; Белку били в Сибири; Били белку в Сибири; В Сибири белку били В Сибири били белку; |
Дети по очереди проговаривают скороговорку вслух, постепенно увеличивая темп и меняя порядок слов. «Ударяют» голосом подчёркнутое слово. |
Слайды №3,4,5,6,7 |
4. Упражнение «Прыжок». |
1.Упражнения «Прыжок» на повышение и понижение тона голоса Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна при повторе плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться. |
Упражнение выполняют сильные ученики класса – Лия И.., Дима Н. |
Слайд №8 Приложение 4 |
III.Введение в тему 1. Коррекционное упражнение на основе зрительного анализатора. |
Упражнение про собак. Какое слово «спряталось»? Восстанови порядок, в какой последовательности рисовали картинку. Прочти слово. С-К-А-З-А-С-Р (РАССКАЗ) |
Учащиеся расшифровывают слово на экране и дают ответ. |
Слайды №9,10 |
2.Блиц – тест. |
Рассказ какого автора мы читали на предыдущих уроках? Мы с вами уже изучили биографию Ю.Я.Яковлева. Для того, чтобы выяснить, что вы запомнили, проведем блиц-тест 1. В каком году родился Ю.Я.Яковлев? а) 1938; б) 1838; в) 1922. 2. Кем по образованию был Ю. Я.Яковлев? а) учитель русского языка и литературы; б) журналист; в) учитель музыки. 3.В какой войне участвовал Ю.Я. Яковлев? А)ВОВ; Б)Первая мировая война; В)Крымская война. 4.Каким писателем был Ю.Я. Яковлев? а) Добрым; б) Справедливым; в) Детским. Да, верно, Ю.Я. Яковлев - детский писатель, т.к. он писал для детей и про детей. Посмотрите, какую выставку книг Ю. Яковлева подготовила для вас библиотекарь школы. |
Ответы детей. |
Слайды №11,12 Слайды №13,14 |
3.Беседа о зорком сердце. IV. Определение темы и цели урока. V.Повторение пройденного материала. 1.Разгадывание кроссворда. 2.Игра «Четвертый лишний». VI.Физминутка. VII. Работа с текстом рассказа. 1.О багульнике. 2.О Косте. 3.Сценка – полилог. 4.Путь Косты. IХ. Словарная работа. X.Итог урока Рефлексивная минутка. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
Посмотрите на экран и прочитайте «про себя» слова, которые вы видите. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» С. – Экзюпери А разве сердце может быть зорким? Как вы это понимаете? (Сердце доброго человека может чувствовать боль другого.) Сегодня мы с вами продолжим разговор об ответственности, доброте, заботе, милосердии. С каким произведением мы с вами знакомились на прошлых уроках? Перелистывая страницы этого рассказа, попытаемся услышать его нравственное звучание. Главный герой рассказа - мальчик Коста. Ю. Яковлев сказал о нем так: «…Он менялся как веточка багульника ….» . ТЕМА УРОКА Эти слова станут темой нашего урока. Наша задача - понять, почему у окружающих меняется отношение к Косте? Ребята, а сумеем мы это сделать, если каждый будет на уроке: внимательным; добрым; заботливым; активным; вдумчивым; ответственным И с этим багажом мы приступаем к работе. Начнем с проверки домашнего задания. Проверка домашнего задания: Проверим, насколько вы хорошо запомнили рассказ. Для этого предлагаю выполнить несколько заданий: • Разгадать кроссворд Разгадывание кроссворда с одновременной проверкой комментариями) По горизонтали: 1.Отчество учительницы Женечки – Евгении. (Почему ЖЕНЕЧКА?) 4. Как называли главного героя в классе? (Как понимаете значение этого слова) 5. Имя главного героя рассказа на самом деле. Коста-необычное имя, автор выбрал его не случайно: он хотел показать индивидуальность мальчика. (Как к нему относятся в классе? Почему? Выбор. чтение) (После чего все изменили мнение о Косте? Что выяснилось о его занятиях после уроков?) 7. Кличка маленькой чёрной собачки. По вертикали: 3. Порода собаки по кличке Лапоть. 2. Что хотел отдать Косте больной мальчик? 6. Кличка огненно-рыжего пса (Артюша) -Ребята, вы внимательно читали текст? Значит, вы запомнили важные детали, которые встречаются в рассказе. Сейчас мы это выясним. Игра «Четвёртый лишний» Какой породы собак не было в рассказе? Какой предмет лишний и почему? ФИЗМИНУТКА Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже, наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Вернёмся к названию рассказа. Что такое багульник? Ответы детей, обобщение учителя /Багульник – низкий кустарник, растёт на болотистых местах. Цветки обладают сильным терпким ароматом, от которого может заболеть голова. За это в народе растение называют болиголов. Применяется в народной медицине/. Я попрошу вас зачитать то место в тексте, где идет речь о багульнике. Посчитайте, сколько строк. Очень мало. А, в основном, в рассказе идет речь о чутком и заботливом отношении мальчика к собакам. Какое отношение багульник имеет к рассказу? Почему Ю.Я.Яковлев выбрал именно это название? На этот главный вопрос мы сможем ответить, выполнив следующее задание: Проследим, как меняется отношение учительницы и ребят к Косте по ходу рассказа? Задание: соотнесите слова и рисунки. Учитель. Как отнеслись к этому поступку ребята? Найдите в тексте. (Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник. К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята. Учитель. Что же говорили ребята? 1. Ученик. У него ирландский сеттер. Он охотится на уток. Автор. Утверждали одни. 2.Ученик. Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! Автор. Говорили другие. Третьи смеялись. 3. Ученик (рассмеявшись). Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера! Автор. Были и такие, которые спорили со всеми: 4.Ученик. Он держит трех собак! Правду говорю! Автор. На самом деле у него не было ни одной собаки. 1.Ученик. А сеттер. 2. Ученик. А боксер. 3. Ученик. А такса. Автор. Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки, и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, кроме трех собак была и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто не видел. После того, как Женечка заинтересовалось странным мальчиком, что она узнала о нем? (Мальчик помогает собакам). Давайте проследим путь Косты после уроков: Учитель. А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы). В словах дворничихи… «Люди ведь!»- звучит призыв к читателю встать на сторону добра и милосердия, а свое сердце сделать чутким и отзывчивым к чужой беде. Хотели бы вы иметь такого друга? А кто был друзьями для Косты?
Ребята, ответьте на вопрос, почему автор не называет одноклассников Косты по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту? Нет, они представлены общей массой, а Коста другой. Он, как сухой, невидимый прутик багульника неожиданно расцвел нежным цветком. Поэтому рассказ называется «Багульник». В литературе есть понятие «личность» Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь. Личностью нельзя родиться. Но ей можно стать. -А какие черты характера должны быть у такого человека? (Доброта, отзывчивость, милосердие, забота). -Ребята, хотели бы вы стать такими, как Коста. -Вы видите, что у нас есть сухие веточки, которые мы сейчас с вами «оживим» цветками багульника. Пусть они будут напоминать вам о вашем стремлении стать человеком с зорким сердцем И в день обычный, тихий и неяркий, -Спасибо за урок! |
Дети читают слова на экране. Ответы детей. Ответы детей. Дети разгадывают кроссворд. Дети называют породу собаки, которой не было в рассказе. Дети называют предмет, который на рисунке лишний. Дети вместе с учителем выполняют движения, проговаривая слова. Дети читают из текста строки о багульнике. Дети отвечают на вопросы учителя. Дети соотносят слова и рисунки. Ученик читает о том, как расцвел багульник (Сергей К.) Дети читают по ролям текст с печатных листов. Дети на экране отслеживают путь Косты после уроков. Дети зачитывают из текста слова дворничихи – призыв к читателю. Ответы детей. Ответы детей. Дети украшают сухие прутики цветками багульника и ставят их в вазу. |
Слайд №15 Слайд №16 Слайд №17 Приложение 5 Слайд №18 Слайд №19 Приложение 6 Слайд № 20 Слайд №21 Приложение 7 Слайды №22, 23 Слайд №24 Слайд №25 |