12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
brotsman208

 Учитель: Дисенова Лилия Ивановна

Предмет: чтение и развитие речи

Тема урока «…Он менялся как веточка багульника …» (Ю.Я.Яковлев, рассказ «Багульник»»)

Класс – 7

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Вид урока: урок – беседа

Методическая цель урокаучиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства
Цель: услышать нравственное звучание рассказа, понять, почему у окружающих меняется отношение к Косте?

Задачи:
обучающая – продолжить работу с текстом большого объема;

коррекционная – корригировать мышление, речь, внимание, память на основе зрительного, слухового восприятия;

развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся;

воспитывающая – побудить учащихся встать на сторону добра и милосердия (на примере главного героя рассказа – Косты);

здоровьесберегающая – сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха.

Методы: словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности; поисковый метод и метод обобщения; демонстрация; метод стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха; индивидуальный, групповой.

Оборудование:

- учебники «Чтение, 7 класс» (автор-составитель А.К.Аксенова);

- карточка «Прыжок»;

- слайдовая презентация (25 слайдов);

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- аудиозапись «Багульник»;

- кувшин с сухими веточками;

- цветки багульника (заготовки из гофрированной бумаги).


 

Компетенции, формируемые на данном уроке: 

- ценностно-смысловые;

- учебно-познавательные;

- коммуникативные;

- информационные;

- личностного саморазвития

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организация начала урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

Сегодня урок открытый у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Вот так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

Дети ровно стоят около парт. Улыбкой приветствуют учителя, затем тихо садятся

на свои места.

Приложение 1

2.Эмоциональный настрой.

Чтобы жизнь

За шагом шаг

Не прошла вдруг

Просто так,

Ничего

Нельзя в ней делать

Нам с тобою

Просто так.

Почему?

А просто так…

Просто мир

Устроен так!

И я надеюсь, что наш сегодняшний урок не пройдет просто так, а вооружит вас новыми знаниями и стремлениями.

Дети слушают учителя.

Приложение 2

II. Речевая разминка

1.Артикуляционная гимнастика.

А сейчас приготовьтесь к речевой разминке. Сядьте удобно.

ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ

( глаза; шёпотом; тихо; громко; парами).

Ребята, в этом году зима длилась очень долго, а вам хотелось,

чтобы наступила поскорее весна? И мне тоже этого хотелось

Я для вас сочинила эти строки:

К НАМ ПРИШЛА ВЕСНА - КРАСНА!

ПРИНЕСЛА С СОБОЙ ОНА

СОЛНЦЕ, ВОДУ И ТЕПЛО -

ОЧЕНЬ ЖДАЛИ МЫ ЕЕ!

Закончили упражнение.

Дети (последовательно) выполняют упражнение вместе с учителем.

Слайд №2

2.Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Каша».

Вдыхаем через нос, на выдохе произносим «пых»

Итак, начинаем упражнение.

Закончили упражнение.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Приложение 3

3.Работа со скороговоркой.

Учитель читает скороговорку сам, затем

ученики.

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. «Ударяйте» голосом подчёркнутое слово.

В Сибири били белку;

Белку били в Сибири;

Били белку в Сибири;

В Сибири белку били

В Сибири били белку;

Дети по очереди проговаривают скороговорку вслух, постепенно увеличивая темп и меняя порядок слов.

«Ударяют» голосом подчёркнутое слово.

Слайды №3,4,5,6,7

4. Упражнение «Прыжок».

1.Упражнения «Прыжок» на повышение и понижение тона голоса

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна при повторе плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

Упражнение выполняют сильные ученики класса – Лия И.., Дима Н.

Слайд №8

Приложение 4

III.Введение в тему

1. Коррекционное упражнение на основе зрительного анализатора.

Упражнение про собак. Какое слово «спряталось»? Восстанови порядок, в какой последовательности рисовали картинку. Прочти слово.

С-К-А-З-А-С-Р (РАССКАЗ)

Учащиеся расшифровывают слово на экране и дают ответ.

Слайды №9,10

2.Блиц – тест.

Рассказ какого автора мы читали на предыдущих уроках?

Мы с вами уже изучили биографию Ю.Я.Яковлева.

Для того, чтобы выяснить, что вы запомнили, проведем

блиц-тест

1. В каком году родился Ю.Я.Яковлев?

а) 1938;

б) 1838;

в) 1922.

2. Кем по образованию был Ю. Я.Яковлев?

а) учитель русского языка и литературы;

б) журналист;

в) учитель музыки.

3.В какой войне участвовал Ю.Я. Яковлев?

А)ВОВ;

Б)Первая мировая война;

В)Крымская война.

4.Каким писателем был Ю.Я. Яковлев?

а) Добрым;

б) Справедливым;

в) Детским.

Да, верно, Ю.Я. Яковлев - детский писатель, т.к. он писал для детей и про детей.

Посмотрите, какую выставку книг Ю. Яковлева подготовила для вас библиотекарь школы.

Ответы детей.

Слайды №11,12

Слайды №13,14

3.Беседа о зорком сердце.

IV. Определение темы и цели урока.

V.Повторение пройденного материала.

1.Разгадывание кроссворда.

2.Игра «Четвертый лишний».

VI.Физминутка.

VII. Работа с текстом рассказа.

1.О багульнике.

2.О Косте.

3.Сценка – полилог.

4.Путь Косты.

IХ. Словарная работа.

X.Итог урока

Рефлексивная минутка. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Посмотрите на экран и прочитайте «про себя» слова, которые вы видите.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» С. – Экзюпери

А разве сердце может быть зорким? Как вы это понимаете? (Сердце доброго человека может чувствовать боль другого.)

Сегодня мы с вами продолжим разговор об ответственности, доброте, заботе, милосердии.

С каким произведением мы с вами знакомились на прошлых уроках?

Перелистывая страницы этого рассказа,

попытаемся услышать его нравственное звучание.

Главный герой рассказа - мальчик Коста.

Ю. Яковлев сказал о нем так: «…Он менялся как веточка багульника ….» .

ТЕМА УРОКА

Эти слова станут темой нашего урока.

Наша задача - понять, почему у окружающих меняется отношение к Косте?

Ребята, а сумеем мы это сделать, если каждый будет на уроке:

внимательным;

добрым;

заботливым;

активным;

вдумчивым;

ответственным

И с этим багажом мы приступаем к работе.

Начнем с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания:

Проверим, насколько вы хорошо запомнили рассказ. Для этого предлагаю выполнить несколько заданий:

Разгадать кроссворд

Разгадывание кроссворда с одновременной проверкой комментариями)

По горизонтали:

1.Отчество учительницы Женечки – Евгении. (Почему ЖЕНЕЧКА?)

4. Как называли главного героя в классе? (Как понимаете значение этого слова)

5. Имя главного героя рассказа на самом деле. Коста-необычное имя, автор выбрал его не случайно: он хотел показать индивидуальность мальчика.

(Как к нему относятся в классе? Почему? Выбор. чтение) (После чего все изменили мнение о Косте? Что выяснилось о его занятиях после уроков?)

7. Кличка маленькой чёрной собачки.

По вертикали:

3. Порода собаки по кличке Лапоть.

2. Что хотел отдать Косте больной мальчик?

6. Кличка огненно-рыжего пса (Артюша)

-Ребята, вы внимательно читали текст? Значит, вы запомнили важные детали, которые встречаются в рассказе.

Сейчас мы это выясним.

Игра «Четвёртый лишний»

Какой породы собак не было в рассказе?

Какой предмет лишний и почему?

ФИЗМИНУТКА

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже, наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!

Вернёмся к названию рассказа. Что такое багульник? Ответы детей, обобщение учителя

/Багульник – низкий кустарник, растёт на болотистых местах. Цветки обладают сильным терпким ароматом, от которого может заболеть голова. За это в народе растение называют болиголов. Применяется в народной медицине/.

Я попрошу вас зачитать то место в тексте, где идет речь о багульнике. Посчитайте, сколько строк. Очень мало. А, в основном, в рассказе идет речь о чутком и заботливом отношении мальчика к собакам.

Какое отношение багульник имеет к рассказу?

Почему Ю.Я.Яковлев выбрал именно это название?

На этот главный вопрос мы сможем ответить, выполнив следующее задание:

Проследим, как меняется отношение учительницы и ребят к Косте по ходу рассказа?

Задание: соотнесите слова и рисунки.

Учитель. Как отнеслись к этому поступку ребята? Найдите в тексте. (Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник. К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята.

Учитель. Что же говорили ребята?

1. Ученик. У него ирландский сеттер. Он охотится на уток.

Автор. Утверждали одни.

2.Ученик. Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка!

Автор. Говорили другие. Третьи смеялись.

3. Ученик (рассмеявшись). Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера!

Автор. Были и такие, которые спорили со всеми:

4.Ученик. Он держит трех собак! Правду говорю!

Автор. На самом деле у него не было ни одной собаки.

1.Ученик. А сеттер.

2. Ученик. А боксер.

3. Ученик. А такса.

Автор. Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки, и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, кроме трех собак была и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто не видел.

После того, как Женечка заинтересовалось странным мальчиком, что она узнала о нем? (Мальчик помогает собакам).

Давайте проследим путь Косты после уроков:

Учитель. А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы).

В словах дворничихи… «Люди ведь!»- звучит призыв к читателю встать на сторону добра и милосердия, а свое сердце сделать чутким и отзывчивым к чужой беде.

Хотели бы вы иметь такого друга? А кто был друзьями для Косты?

 

Ребята, ответьте на вопрос, почему

автор не называет одноклассников Косты по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту?

Нет, они представлены общей массой, а Коста другой.

Он, как сухой, невидимый прутик багульника неожиданно расцвел нежным цветком.

Поэтому рассказ называется «Багульник».

В литературе есть понятие «личность»

Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.

Личностью нельзя родиться. Но ей можно стать.

-А какие черты характера должны быть у такого человека?

(Доброта, отзывчивость, милосердие, забота).

-Ребята, хотели бы вы стать такими, как Коста.

-Вы видите, что у нас есть сухие веточки, которые мы сейчас с вами «оживим» цветками багульника. Пусть они будут напоминать вам о вашем стремлении стать человеком с зорким сердцем

И в день обычный, тихий и неяркий, 
багульник, сбросив наважденье снов, 
на волю стайку выпустил цветов. 

-Спасибо за урок!

Дети читают слова на экране.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети разгадывают кроссворд.

Дети называют породу собаки, которой не было в рассказе.

Дети называют предмет, который на рисунке лишний.

Дети вместе с учителем выполняют движения, проговаривая слова.

Дети читают из текста строки о багульнике.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети соотносят слова и рисунки.

Ученик читает о том, как расцвел багульник (Сергей К.)

Дети читают по ролям текст с печатных листов.

Дети на экране отслеживают путь Косты после уроков.

Дети зачитывают из текста слова дворничихи – призыв к читателю.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети украшают сухие прутики цветками багульника и ставят их в вазу.

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Приложение 5

Слайд №18

Слайд №19

Приложение 6

Слайд № 20

Слайд №21

Приложение 7

Слайды №22, 23

Слайд №24

Слайд №25


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ
PPTX / 13.73 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.