Урок по литературному чтению в 4 классе «Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама»»
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения в 4 классе.
Разработчик: Соловьева Татьяна Геннадиевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16» г. Братска Иркутской обл.
/data/files/e1488191397.ppt (Презентация)
Технологическая карта урока
Тема |
Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама». |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Цель |
создать условия для формирования навыка осмысленного чтения |
Задачи |
Образовательные: создать условия для формирования умения определять главную мысль произведения и умения работать с текстом Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой . Воспитательные: воспитать уважительное отношение к матери, патриотических чувств. |
Планируемый результат |
Предметные: -формировать умения учащихся соотносить впечатления от прочитанного произведения со своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения Ю. Яковлева «Мама» Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, в парах, работа в группах |
Информационные источники |
Учебник литературного чтения В. Ю. Свиридова 4 класс Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014 г. Альбом с репродукциями картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Святое семейство» Рембрандта; |
Оборудование |
компьютер, проектор, толковый словарь, карточки для кластера |
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
1.Орг. момент. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. |
Учитель настраивает учащихся на урок. Вопросы классу: Как мы будем работать на уроке? Читать-…. Писать-….. Слушать-…… Говорить …….
|
Читать-вдумчиво Писать-грамотно Слушать-внимательно Говорить внятно, доступно |
Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. |
Проверка домашнего задания. Творческая работа. (работа в группах ) Составить синквейн по герою произведения «Земля показалась» М. М. Пришвин Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
-Чему учит нас М. М. Пришвин в своих произведениях ? |
Уч-ся работают в группе Синквейн «Земля показалась» М. М. Пришвин 1.Петя 2. Внимательный, наблюдательный 3.Всматривается, вслушивается, тонко чувствует. 4. Красота в обыденном . 5. Первооткрыватель М. М. Пришвин учит нас в своих произведениях видеть , слышать и чувствовать красоту в обычной жизни. |
Коммуникативные: Познавательные : Ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
3. Целеполагание и мотивация Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока |
- Издавна люди писали свои произведения. Их произведения обязательно чему-нибудь учили. Их героями были разные люди, разных возрастов и профессий. Посмотрите на слайд и предположите, кто за ним скрывается? - Чтобы вам помочь, я хочу вам сейчас в паре предложить прочитать такое произведение. Если вы его правильно поймёте, вставите пропущенное слово, то сможете назвать тему нашего урока. Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит: -Посмотрите на слайд, действительно, мы сегодня будем говорить о маме. Экскурсия в Картинную галерею Великие художники, поэты, писатели писали свои произведения о мамах. Мамины глаза, руки, голос . В них- вся ваша жизнь. Они смотрят то беспокойно и тревожно, то уверенно и нежно. Вы верите, что всё всегда будет хорошо, потому что рядом - мама! -
|
- определяют тему урока: будем читать и говорить о маме
Экскурсия в Картинную галерею ( сообщение уч-ся) просматривание слайдов с репродукциями картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Святое семейство» Рембрандта; |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
|
4. Постановка проблемы урока Цель : углубить интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины. |
Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите слово -мама. Составление кластера к слову мама.
- А хотели бы вы узнать, о чем думает писатель, вспоминая о своей маме? Чем бы он с нами хотел поделиться? |
- кластер на доске |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
5. Постановка целей урока Цель: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока. |
Чтобы узнать ответ на наш вопрос, что нам нужно сделать сегодня? Знаете, ваше мнение полностью совпадает с моим. |
дети составляют план своей деятельности Прочитать текст и ответить на вопросы. Найти главную мысль текста и обсудить , чему учит нас это произведение.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. |
6. Осознание и осмысление учебного материала. Цель: организовать и направить к восприятию и осмыслению нового материала.
|
1)прослушивание чтения произведения Ю. .Яковлева «Мама» Кто автор произведения ? -Знакомо ли нам это имя? .Знакомство с биографией Ю..Яковлева Яковлев ,(биография на слайде) родился 22 июня 1922 года, умер 29 декабря 1996 года. Ю. .Яковлев был советским писателем и сценаристом, автором многих книг для подростков и юношества. В ноябре 1940 года он был призван в армию, участвовал в обороне Москвы, был ранен. В блокадном Ленинграде потерял мать -Как по-вашему надо читать текст о маме?
2) стадия осмысления: обмен впечатлениями, настроением 3) словарная работа
4)- А теперь, чтобы понять чувства писателя, необходимо ещё раз прочитать текст; -О чем вы прочитали? -С каким чувством вы вспоминаете маму?
-Какое слово повторяется? - Для чего повторяется в тексте несколько раз «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза» ?
- Ведь мы к повторам не очень-то хорошо относимся? -Это хорошо или плохо? - Давайте уберем из последнего предложения 1 абзаца повторы и прочитаем без них. Что получилось? - Какие заветные мысли автора близки Вам?
Чтение 2 части - Какова главная мысль этой части? - Для чего мама знакомила Вас с книгами, показывала незнакомые растения ? Ответьте словами текста. 3 часть - Какие чудеса открыла мама? -А почему это чудо? 4 часть - О каком новом чуде рассказывается в этой части?
-О чьей маме рассказывает автор? А не возникло у вас чувство, что вы читаете о своей маме? Как думаете почему? 5 часть Прочитайте последнюю часть рассказа О чем говорится в этой части. - Прочитайте название книги Ю.Я. Яковлева, именно в эту книгу он поместил этот рассказ. -Как вы думаете почему? Что может объединять эти понятия: Родина и мама ? - Что означает защищать Родину в вашем понимании? «Родина – мать» - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле. В годы войны солдаты шли в бой за Родину-мать.
Именно в годы войны было первое присвоение почетного звания 'Мать - героиня' Среди четырнадцати женщин, удостоенных звания 'Мать-героиня' , орден 'Мать - героиня' №1 был вручен жительнице поселка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Во время войны восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо из них погибли. ( показ памятников посвященных матерям)
-К чему призывает автор? Найдите в тексте. Какова же главная мысль этого рассказа?
|
слушают чтение учителя
- с любовью, мягко, выразительно
Уч-ся ищут в толковом словаре значение слов .(багульник, озабоченная, иван-да-марья) Чтение текста уч-ся по частям( анализ после прочтения каждой части) -О том, как автор вспоминает свою маму, ее образ. С чувством нежности, с лаской, любовью, с волнением. Мамина. Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь. Многократные повторы усиливают эти чувства. Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение Говорится о том, что мама – это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них. - Мама вводила меня в мир и помогала в нем освоиться.
Она показала, как цветет веточка. Маленький ребёнок никогда не видел этого. О снежинке. О том, как мама помогла мне увидеть первую снежинку. Научила внимательно наблюдать окружающий мир, настоящую красоту. О своей. Потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям. Я хотел, чтобы все дети так же относились к свои мамам , как и они к нам. О том, что у автора уже нет мамы, но он все равно чувствует её, как –будто она жива. О том что любовь к Родине начинается с любви к матери.
«Наша Родина». Мама и Родина едины. Родина — мать своего народа Была война, люди уходили на фронт защищать Родину от фашистов. Родина , как мать гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас думать о маме, заботится о ней, не забывать её.
|
Личностные : применять и использовать личный опыт для анализа нравственной и эмоциональной направленности произведения Регулятивные : учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: Самоосмысление . Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Извлечение из текста необходимой информации Коммуникативные: Донести своё мнение до других: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других
|
7.Рефлексивно- оценочный этап Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
|
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? − Что вы узнали на уроке? – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? - Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? - Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки. А закончить урок мне бы хотелось прочтением слов известных писателей: « Без матери нет ни поэта, ни героя» М. Горький «Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло- её горе» В. Сухомлинский «Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню» С. Островский На свете
|
Подвести итог нашей работы
-Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим. |
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Познавательные: развитие способности излагать сложные чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8. Домашняя работа. Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
Написать сочинение -рассуждение на тему «Родина начинается с семьи» |