2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
|
Проверка домашнего задания.
Творческая работа. (работа в группах )
Составить синквейн по герою произведения
«Земля показалась» М. М. Пришвин
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
-Чему учит нас М. М. Пришвин в своих произведениях ?
|
Уч-ся работают в группе
Синквейн «Земля показалась»
М. М. Пришвин
1.Петя
2. Внимательный, наблюдательный
3.Всматривается, вслушивается, тонко чувствует.
4. Красота в обыденном .
5. Первооткрыватель
М. М. Пришвин учит нас в своих произведениях видеть , слышать и чувствовать красоту в обычной жизни.
|
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками.; слушать и понимать речь других.
Познавательные :
Ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные:
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
|
3. Целеполагание и мотивация
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала;
суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока
|
- Издавна люди писали свои произведения. Их произведения обязательно чему-нибудь учили. Их героями были разные люди, разных возрастов и профессий. Посмотрите на слайд и предположите, кто за ним скрывается?
- Чтобы вам помочь, я хочу вам сейчас в паре предложить прочитать такое произведение. Если вы его правильно поймёте, вставите пропущенное слово, то сможете назвать тему нашего урока.
Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как ……. любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать? - удивился человек.
- ………..любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.
-Посмотрите на слайд, действительно, мы сегодня будем говорить о маме.
Экскурсия в Картинную галерею
Великие художники, поэты, писатели писали свои произведения о мамах. Мамины глаза, руки, голос . В них- вся ваша жизнь. Они смотрят то беспокойно и тревожно, то уверенно и нежно. Вы верите, что всё всегда будет хорошо, потому что рядом - мама! -
|
- определяют тему урока: будем читать и говорить о маме
Экскурсия в Картинную галерею
( сообщение уч-ся)
просматривание слайдов с репродукциями картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Святое семейство» Рембрандта;
|
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
|
6. Осознание и осмысление учебного материала.
Цель: организовать и направить к восприятию и осмыслению нового материала.
|
1)прослушивание чтения произведения
Ю. .Яковлева «Мама»
Кто автор произведения ?
-Знакомо ли нам это имя?
.Знакомство с биографией Ю..Яковлева
Яковлев ,(биография на слайде) родился 22 июня 1922 года, умер 29 декабря 1996 года. Ю. .Яковлев был советским писателем и сценаристом, автором многих книг для подростков и юношества. В ноябре 1940 года он был призван в армию, участвовал в обороне Москвы, был ранен. В блокадном Ленинграде потерял мать
-Как по-вашему надо читать текст о маме?
2) стадия осмысления: обмен впечатлениями, настроением
3) словарная работа
4)- А теперь, чтобы понять чувства писателя, необходимо ещё раз прочитать текст;
-О чем вы прочитали?
-С каким чувством вы вспоминаете маму?
-Какое слово повторяется?
- Для чего повторяется в тексте несколько раз «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза» ?
- Ведь мы к повторам не очень-то хорошо относимся? -Это хорошо или плохо?
- Давайте уберем из последнего предложения 1 абзаца повторы и прочитаем без них. Что получилось?
- Какие заветные мысли автора близки Вам?
Чтение 2 части
- Какова главная мысль этой части?
- Для чего мама знакомила Вас с книгами, показывала незнакомые растения ?
Ответьте словами текста.
3 часть
- Какие чудеса открыла мама?
-А почему это чудо?
4 часть
- О каком новом чуде рассказывается в этой части?
-О чьей маме рассказывает автор?
А не возникло у вас чувство, что вы читаете о своей маме? Как думаете почему?
5 часть
Прочитайте последнюю часть рассказа
О чем говорится в этой части.
- Прочитайте название книги Ю.Я. Яковлева, именно в эту книгу он поместил этот рассказ.
-Как вы думаете почему? Что может объединять эти понятия: Родина и мама ?
- Что означает защищать Родину в вашем понимании?
«Родина – мать» - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле. В годы войны солдаты шли в бой за Родину-мать.
Именно в годы войны было первое присвоение почетного звания 'Мать - героиня' Среди четырнадцати женщин, удостоенных звания 'Мать-героиня' , орден 'Мать - героиня' №1 был вручен жительнице поселка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Во время войны восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо из них погибли.
( показ памятников посвященных матерям)
-К чему призывает автор? Найдите в тексте.
Какова же главная мысль этого рассказа?
|
слушают чтение учителя
- с любовью, мягко, выразительно
Уч-ся ищут в толковом словаре значение слов .(багульник, озабоченная, иван-да-марья)
Чтение текста уч-ся по частям( анализ после прочтения каждой части)
-О том, как автор вспоминает свою маму, ее образ.
С чувством нежности, с лаской, любовью, с волнением.
Мамина.
Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь.
Многократные повторы усиливают эти чувства.
Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение
Говорится о том, что мама – это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них.
- Мама вводила меня в мир и помогала в нем освоиться.
Она показала, как цветет веточка.
Маленький ребёнок никогда не видел этого.
О снежинке. О том, как мама помогла мне увидеть первую снежинку. Научила внимательно наблюдать окружающий мир, настоящую красоту.
О своей.
Потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям. Я хотел, чтобы все дети так же относились к свои мамам , как и они к нам.
О том, что у автора уже нет мамы, но он все равно чувствует её, как –будто она жива. О том что любовь к Родине начинается с любви к матери.
«Наша Родина».
Мама и Родина едины.
Родина — мать своего народа
Была война, люди уходили на фронт защищать Родину от фашистов.
Родина , как мать гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас думать о маме, заботится о ней, не забывать её.
|
Личностные : применять и использовать личный опыт для анализа нравственной и эмоциональной направленности произведения
Регулятивные :
учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные: Самоосмысление . Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Извлечение из текста необходимой информации
Коммуникативные:
Донести своё мнение до других: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других
|
7.Рефлексивно- оценочный этап
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
|
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?
− Что вы узнали на уроке?
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
- Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания?
- Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.
А закончить урок мне бы хотелось прочтением слов известных писателей:
« Без матери нет ни поэта, ни героя»
М. Горький
«Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло- её горе» В. Сухомлинский
«Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню»
С. Островский
На свете
Добрых слов
Живёт немало,
Но всех добрее
И нежней одно –
Из двух слогов
Простое слово «ма-ма»,
И нету слов,
Роднее, чем оно!
(И. Мазнин)
|
Подвести итог нашей работы
-Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим.
|
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.
Познавательные: развитие способности излагать сложные чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
|