| 
			 2. Актуализация знаний. 
			Проверка домашнего задания. 
			 | 
			
			 Проверка домашнего задания. 
			Творческая работа. (работа в группах ) 
			Составить синквейн по герою произведения  
			«Земля показалась» М. М. Пришвин  
			Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 
			1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 
			2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 
			3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 
			4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 
			5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) 
			 
			  
			-Чему учит нас М. М. Пришвин в своих произведениях ? 
			 | 
			
			 Уч-ся работают в группе  
			Синквейн «Земля показалась» 
			М. М. Пришвин  
			1.Петя  
			2. Внимательный, наблюдательный 
			3.Всматривается, вслушивается, тонко чувствует. 
			4. Красота в обыденном . 
			5. Первооткрыватель  
			М. М. Пришвин учит нас в своих произведениях видеть , слышать и чувствовать красоту в обычной жизни. 
			 | 
			
			 Коммуникативные:  
			планирование учебного сотрудничества со сверстниками.; слушать и понимать речь других. 
			Познавательные : 
			Ориентироваться в своей системе знаний 
			Регулятивные: 
			Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения 
			 | 
		
		
			| 
			 3. Целеполагание и мотивация 
			Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; 
			суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока 
			 | 
			
			 - Издавна люди писали свои произведения. Их произведения обязательно чему-нибудь учили. Их героями были разные люди, разных возрастов и профессий. Посмотрите на слайд и предположите, кто за ним скрывается?  
			- Чтобы вам помочь, я хочу вам сейчас в паре предложить прочитать такое произведение. Если вы его правильно поймёте, вставите пропущенное слово, то сможете назвать тему нашего урока. 
			Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит: 
			- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья и ты полетишь со мной в рай. 
			- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки. 
			- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли. 
			- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились. 
			- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал: 
			- Ещё я помню, как ……. любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья. 
			- Неужели я смогу летать? - удивился человек. 
			- ………..любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел. 
			-Посмотрите на слайд, действительно, мы сегодня будем говорить о маме. 
			Экскурсия в Картинную галерею 
			Великие художники, поэты, писатели писали свои произведения о мамах. Мамины глаза, руки, голос . В них- вся ваша жизнь. Они смотрят то беспокойно и тревожно, то уверенно и нежно. Вы верите, что всё всегда будет хорошо, потому что рядом - мама! - 
			  
			 | 
			
			   
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			- определяют тему урока: будем читать и говорить о маме 
			 
			  
			 
			  
			Экскурсия в Картинную галерею 
			( сообщение уч-ся) 
			просматривание слайдов с репродукциями  картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Святое семейство» Рембрандта; 
			 | 
			
			 Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 
			Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.  
			Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. 
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 | 
		
		
			| 
			 6. Осознание и осмысление учебного материала. 
			Цель: организовать и направить к восприятию и осмыслению нового материала. 
			 
			  
			 
			  
			 | 
			
			 1)прослушивание чтения произведения  
			Ю. .Яковлева «Мама» 
			Кто автор произведения ?  
			-Знакомо ли нам это имя? 
			.Знакомство с биографией Ю..Яковлева 
			Яковлев ,(биография на слайде) родился 22 июня 1922 года, умер 29 декабря 1996 года. Ю. .Яковлев был советским писателем и сценаристом, автором многих книг для подростков и юношества. В ноябре 1940 года он был призван в армию, участвовал в обороне Москвы, был ранен. В блокадном Ленинграде потерял мать 
			-Как по-вашему надо читать текст о маме?  
			 
			  
			2) стадия осмысления: обмен впечатлениями, настроением 
			3) словарная работа  
			 
			  
			4)- А теперь, чтобы понять чувства писателя, необходимо ещё раз прочитать текст; 
			-О чем вы прочитали?  
			-С каким чувством вы вспоминаете маму? 
			  
			-Какое слово повторяется? 
			- Для чего повторяется в тексте несколько раз «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза» ? 
			  
			- Ведь мы к повторам не очень-то хорошо относимся? -Это хорошо или плохо?  
			- Давайте уберем из последнего предложения 1 абзаца повторы и прочитаем без них. Что получилось?  
			- Какие заветные мысли автора близки Вам? 
			 
			  
			Чтение 2 части 
			- Какова главная мысль этой части?  
			- Для чего мама знакомила Вас с книгами, показывала незнакомые растения ? 
			Ответьте словами текста. 
			3 часть 
			- Какие чудеса открыла мама?  
			-А почему это чудо?  
			4 часть 
			- О каком новом чуде рассказывается в этой части?  
			  
			-О чьей маме рассказывает автор? 
			А не возникло у вас чувство, что вы читаете о своей маме? Как думаете почему?  
			5 часть  
			Прочитайте последнюю часть рассказа  
			О чем говорится в этой части. 
			- Прочитайте название книги Ю.Я. Яковлева, именно в эту книгу он поместил этот рассказ.  
			-Как вы думаете почему? Что может объединять эти понятия: Родина и мама ?  
			- Что означает защищать Родину в вашем понимании? 
			«Родина – мать» - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле. В годы войны солдаты шли в бой за Родину-мать. 
			  
			Именно в годы войны было первое присвоение почетного звания 'Мать - героиня' Среди четырнадцати женщин, удостоенных звания 'Мать-героиня' , орден 'Мать - героиня' №1 был вручен жительнице поселка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Во время войны восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо из них погибли. 
			( показ памятников посвященных матерям) 
			  
			-К чему призывает автор? Найдите в тексте.  
			Какова же главная мысль этого рассказа? 
			  
			  
			 | 
			
			 слушают чтение учителя 
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			- с любовью, мягко, выразительно 
			 
			  
			 
			  
			Уч-ся ищут в толковом словаре значение слов .(багульник, озабоченная, иван-да-марья) 
			Чтение текста уч-ся по частям( анализ после прочтения каждой части) 
			-О том, как автор вспоминает свою маму, ее образ. 
			С чувством нежности, с лаской, любовью, с волнением. 
			Мамина. 
			Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь.  
			Многократные повторы усиливают эти чувства. 
			Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение 
			Говорится о том, что мама – это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них.  
			- Мама вводила меня в мир и помогала в нем освоиться. 
			 
			  
			Она показала, как цветет веточка. 
			Маленький ребёнок никогда не видел этого. 
			О снежинке. О том, как мама помогла мне увидеть первую снежинку. Научила внимательно наблюдать окружающий мир, настоящую красоту.  
			О своей. 
			Потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям. Я хотел, чтобы все дети так же относились к свои мамам , как и они к нам.  
			О том, что у автора уже нет мамы, но он все равно чувствует её, как –будто она жива. О том что любовь к Родине начинается с любви к матери. 
			  
			«Наша Родина».  
			Мама и Родина едины. 
			Родина — мать своего народа 
			Была война, люди уходили на фронт защищать Родину от фашистов.  
			Родина , как мать гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. 
			 
			  
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			  
			 
			  
			Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас думать о маме, заботится о ней, не забывать её. 
			  
			 | 
			
			 Личностные : применять и использовать личный опыт для анализа нравственной и эмоциональной направленности произведения  
			Регулятивные : 
			учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану 
			Познавательные: Самоосмысление . Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Извлечение из текста необходимой информации 
			Коммуникативные: 
			Донести своё мнение до других: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других 
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			  
			 | 
		
		
			| 
			 7.Рефлексивно- оценочный этап 
			Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. 
			Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. 
			 
			  
			 | 
			
			 − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? 
			− Что вы узнали на уроке?  
			– Какую цель вы поставили в начале урока? 
			− Вы достигли поставленной цели? 
			− В чём у вас было затруднение? 
			- Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания?  
			- Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки. 
			А закончить урок мне бы хотелось прочтением слов известных писателей: 
			« Без матери нет ни поэта, ни героя»  
			М. Горький 
			«Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло- её горе» В. Сухомлинский 
			«Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню»  
			С. Островский 
			На свете 
			Добрых слов 
			Живёт немало, 
			Но всех добрее 
			И нежней одно – 
			Из двух слогов 
			Простое слово «ма-ма», 
			И нету слов, 
			Роднее, чем оно! 
			(И. Мазнин) 
			 
			  
			  
			 | 
			
			 Подвести итог нашей работы 
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			 
			  
			-Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим.  
			 | 
			
			 Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. 
			Познавательные: развитие способности излагать сложные чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии. 
			Личностные: самоопределение. 
			Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 
			 |