Урок литературного чтения в 4 классе «Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева "Мама"»

6
0
Материал опубликован 25 February 2017 в группе

Урок литературного чтения в 4 классе.

Разработчик: Соловьева Татьяна Геннадиевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16» г. Братска Иркутской обл.

Технологическая карта урока

 

Тема

Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама».

Тип урока

Комбинированный урок

Цель

создать условия для формирования навыка осмысленного чтения

Задачи

Образовательные: создать условия для формирования умения определять главную мысль произведения и умения работать с текстом

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой .

Воспитательные: воспитать уважительное отношение к матери, патриотических чувств.

Планируемый результат

Предметные:

-формировать умения учащихся соотносить впечатления от прочитанного произведения со своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения Ю. Яковлева «Мама»

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, в парах, работа в группах

Информационные источники

Учебник литературного чтения В. Ю. Свиридова 4 класс Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014 г. Альбом с репродукциями картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Святое семейство» Рембрандта;

Оборудование

компьютер, проектор, толковый словарь, карточки для кластера

   


 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Орг. момент.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Учитель настраивает учащихся на урок.

Вопросы классу:

Как мы будем работать на уроке?

Читать-….

Писать-…..

Слушать-……

Говорить …….


 

 

Читать-вдумчиво

Писать-грамотно

Слушать-внимательно

Говорить внятно, доступно

Личностные:

Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Творческая работа. (работа в группах )

Составить синквейн по герою произведения

«Земля показалась» М. М. Пришвин

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)


 

-Чему учит нас М. М. Пришвин в своих произведениях ?

Уч-ся работают в группе

Синквейн «Земля показалась»

М. М. Пришвин

1.Петя

2. Внимательный, наблюдательный

3.Всматривается, вслушивается, тонко чувствует.

4. Красота в обыденном .

5. Первооткрыватель

М. М. Пришвин учит нас в своих произведениях видеть , слышать и чувствовать красоту в обычной жизни.

Коммуникативные: 
планирование учебного сотрудничества со сверстниками.; слушать и понимать речь других.

Познавательные :

Ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

3. Целеполагание и мотивация

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала;

суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

- Издавна люди писали свои произведения. Их произведения обязательно чему-нибудь учили. Их героями были разные люди, разных возрастов и профессий. Посмотрите на слайд и предположите, кто за ним скрывается?

- Чтобы вам помочь, я хочу вам сейчас в паре предложить прочитать такое произведение. Если вы его правильно поймёте, вставите пропущенное слово, то сможете назвать тему нашего урока.

Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как ……. любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать? - удивился человек.
- ………..любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.

-Посмотрите на слайд, действительно, мы сегодня будем говорить о маме.

Экскурсия в Картинную галерею

Великие художники, поэты, писатели писали свои произведения о мамах. Мамины глаза, руки, голос . В них- вся ваша жизнь. Они смотрят то беспокойно и тревожно, то уверенно и нежно. Вы верите, что всё всегда будет хорошо, потому что рядом - мама! -

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- определяют тему урока: будем читать и говорить о маме


 


 

Экскурсия в Картинную галерею

( сообщение уч-ся)

просматривание слайдов с репродукциями картин: «Богоматерь Владимирская», «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Святое семейство» Рембрандта;

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.


 


 


 


 

4. Постановка проблемы урока

Цель : углубить интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите слово -мама. Составление кластера к слову мама.

 

- А хотели бы вы узнать, о чем думает писатель, вспоминая о своей маме? Чем бы он с нами хотел поделиться?

- кластер на доске

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


 


 


 

 

5. Постановка целей урока

Цель: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

Чтобы узнать ответ на наш вопрос, что нам нужно сделать сегодня?

Знаете, ваше мнение полностью совпадает с моим.

дети составляют план своей деятельности

Прочитать текст и ответить на вопросы.

Найти главную мысль текста и обсудить , чему учит нас это произведение.

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

6. Осознание и осмысление учебного материала.

Цель: организовать и направить к восприятию и осмыслению нового материала.


 


 

1)прослушивание чтения произведения

Ю. .Яковлева «Мама»

Кто автор произведения ?

-Знакомо ли нам это имя?

.Знакомство с биографией Ю..Яковлева

Яковлев ,(биография на слайде) родился 22 июня 1922 года, умер 29 декабря 1996 года. Ю. .Яковлев был советским писателем и сценаристом, автором многих книг для подростков и юношества. В ноябре 1940 года он был призван в армию, участвовал в обороне Москвы, был ранен. В блокадном Ленинграде потерял мать

-Как по-вашему надо читать текст о маме?


 

2) стадия осмысления: обмен впечатлениями, настроением

3) словарная работа


 

4)- А теперь, чтобы понять чувства писателя, необходимо ещё раз прочитать текст;

-О чем вы прочитали?

-С каким чувством вы вспоминаете маму?

 

-Какое слово повторяется?

- Для чего повторяется в тексте несколько раз «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза» ?

 

- Ведь мы к повторам не очень-то хорошо относимся? -Это хорошо или плохо?

- Давайте уберем из последнего предложения 1 абзаца повторы и прочитаем без них. Что получилось?

- Какие заветные мысли автора близки Вам?


 

Чтение 2 части

- Какова главная мысль этой части?

- Для чего мама знакомила Вас с книгами, показывала незнакомые растения ?

Ответьте словами текста.

3 часть

- Какие чудеса открыла мама?

-А почему это чудо?

4 часть

- О каком новом чуде рассказывается в этой части?

 

-О чьей маме рассказывает автор?

А не возникло у вас чувство, что вы читаете о своей маме? Как думаете почему?

5 часть

Прочитайте последнюю часть рассказа

О чем говорится в этой части.

- Прочитайте название книги Ю.Я. Яковлева, именно в эту книгу он поместил этот рассказ.

-Как вы думаете почему? Что может объединять эти понятия: Родина и мама ?

- Что означает защищать Родину в вашем понимании?

«Родина – мать» - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле. В годы войны солдаты шли в бой за Родину-мать.

 

Именно в годы войны было первое присвоение почетного звания 'Мать - героиня' Среди четырнадцати женщин, удостоенных звания 'Мать-героиня' , орден 'Мать - героиня' №1 был вручен жительнице поселка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Во время войны восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо из них погибли.

( показ памятников посвященных матерям)

 

-К чему призывает автор? Найдите в тексте.

Какова же главная мысль этого рассказа?

 

 

слушают чтение учителя


 


 


 


 


 


 


 

- с любовью, мягко, выразительно


 


 

Уч-ся ищут в толковом словаре значение слов .(багульник, озабоченная, иван-да-марья)

Чтение текста уч-ся по частям( анализ после прочтения каждой части)

-О том, как автор вспоминает свою маму, ее образ.

С чувством нежности, с лаской, любовью, с волнением.

Мамина.

Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь.

Многократные повторы усиливают эти чувства.

Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение

Говорится о том, что мама – это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них.

- Мама вводила меня в мир и помогала в нем освоиться.


 

Она показала, как цветет веточка.

Маленький ребёнок никогда не видел этого.

О снежинке. О том, как мама помогла мне увидеть первую снежинку. Научила внимательно наблюдать окружающий мир, настоящую красоту.

О своей.

Потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям. Я хотел, чтобы все дети так же относились к свои мамам , как и они к нам.

О том, что у автора уже нет мамы, но он все равно чувствует её, как –будто она жива. О том что любовь к Родине начинается с любви к матери.

 

«Наша Родина».

Мама и Родина едины.

Родина — мать своего народа

Была война, люди уходили на фронт защищать Родину от фашистов.

Родина , как мать гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.


 

 


 


 


 

 


 

Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас думать о маме, заботится о ней, не забывать её.

 

Личностные : применять и использовать личный опыт для анализа нравственной и эмоциональной направленности произведения

Регулятивные :

учиться высказывать своё предположение (версию) Учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: Самоосмысление . Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Извлечение из текста необходимой информации

Коммуникативные:

Донести своё мнение до других: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других


 


 


 

 

7.Рефлексивно- оценочный этап

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.


 

Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?

Что вы узнали на уроке?

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли поставленной цели?

В чём у вас было затруднение?

- Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания?

- Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.

А закончить урок мне бы хотелось прочтением слов известных писателей:

« Без матери нет ни поэта, ни героя»

М. Горький

«Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло- её горе» В. Сухомлинский

«Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню»

С. Островский

На свете
Добрых слов
Живёт немало,
Но всех добрее
И нежней одно –
Из двух слогов
Простое слово «ма-ма»,
И нету слов,
Роднее, чем оно!

(И. Мазнин)


 

 

Подвести итог нашей работы


 


 


 


 

-Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: развитие способности излагать сложные чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8. Домашняя работа.

Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Написать сочинение -рассуждение на тему «Родина начинается с семьи»

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.