Конспект урока чтения для учащихся 6 класса «Весна шагает по планете» по тексту В. Пескова «Весна идёт»
Конспект урока чтения для учащихся 6 класса
Тема: «Весна шагает по планете» по тексту В.Пескова «Весна идет».
Форма: урок-путешествие
Цели урока:
познакомить учащихся посредством чтения текста В. Пескова «Весна идет» с особенностями встречи весны в разных уголках земного шара;
продолжить формировать навык составления плана текста;
развивать речь учащихся посредством пересказа с опорой на план;
расширять кругозор учащихся;
способствовать развитию познавательного интереса.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация по теме, глобус.
Ход урока:
1. Организация класса.
2.Введение в тему.
-Ребята, о каком времени года мы читали произведения на предыдущих уроках? (о весне)
-Ждете ли вы весну?
-Почему люди с нетерпением ждут весну? (весна – время пробуждения природы, все устали от зимней стужи)
-А знаете ли вы, что люди разных уголков нашей планеты ждут прихода весны, и, что в разных странах определяют приход весны по-разному?
- А чтобы узнать, я предлагаю вам совершить путешествие в разные уголки нашей планеты (слайд 1). Вы согласны?
3.Целеполагание (слайд 2 )
-Итак, цель нашего путешествия: узнать, как определяют приход весны в разных местах земного шара.
- Но чтобы совершить такое необычное путешествие, нам обязательно нужен проводник. И в его качестве выступит В.Песков. Давайте поближе с ним познакомимся, и вы поймете, почему мы выбрали именно его. (слайд 3)
- А кроме того, что этот человек - знаток природы нашей планеты, В. Песков – автор текста, с которым мы познакомимся на уроке.
4. Проверка полученных знаний на предыдущем уроке.
- Но прежде чем отправиться в путешествие, каждый из вас должен пройти своего рода проверку знаний, ведь нельзя отправляться в путешествие без каких-либо знаний о предмете изучения.
-Вам предлагается ответить на вопросы викторины по тексту В.Бианки «Март» (слайд 4)
5. Основная часть.
-Итак, отправляемся в путешествие. И как самые настоящие путешественники, мы заведем с вами путевой дневник, в который кратко будем записывать все то, что узнаем. (слайд 5) ( открываем учебник на стр. 148, в тетрадь записываем имя автора и название текста.)
-Кто мне напомнит, о чем мы должны узнать в ходе нашего путешествия?
-С помощью глобуса мы будем видеть, какой путь проделываем. Найдем сначала место нашего пребывания и место первой остановки. (показ на глобусе)
- Первую остановку мы сделаем в Женеве, у городской ратуши. (слайд 6,7) (Словарная работа: ратуша - здание, где находится городская власть).
-Прочитав 1 абзац текста, мы найдем ответ, на интересующий нас вопрос. ( чтение учащимся вслух).
- По какому старинному обычаю определяют приход весны в Женеве? Куда записывают дату прихода весны? Давайте сделаем первую запись в наш путевой дневник. ( слайд 8)
-Отправляемся дальше. Следующая остановка – Аляска.(слайд 9).
-Прочитаем следующий абзац, чтобы внести запись в наш путевой дневник. (чтение 2-3 абзаца).
- Каким образом жители Аляски определяют приход весны? С каким природным явлением связан ее приход? (ледоход).
-Запишем заметку в путевой дневник (слайд 10).
Физминутка.
- Ребята, а теперь мы отправляемся на самый холодный материк. Кто из вас догадался, о каком материке я говорю? (Антарктида) (слайд 11)
- Давайте прочитаем дальше и узнаем, кто же приносит сюда весну?
- Пингвины Адели - непостоянные жители Антарктиды. С наступлением зимы, эти пингвины уплывают на южные острова, а весной - приплывают вновь на материк. (слайд 12)
-Итак, запишем, кто приносит весну в Антарктиду? (слайд 13).
- А теперь мы на наш материк, в его средние широты. (слайд 14)
(Чтение 5-6 абзаца).
-С прилетом каких птиц жители средней полосы России связывают приход весны? (Грач, жаворонок (слайд 15)).
-Перечислите, опираясь на текст, и других гонцов весны.
-Только ли перелетные птицы предчувствуют приход тепла?
-Как реагируют на приход весны домашние, городские и лесные птицы?
-Давайте внесем последнюю заметку в наш дневник.
-Вот наше путешествие и подошло к концу. Выполнили ли мы поставленную перед нами задачу? Выполнили, так как узнали и записали нужную информацию).
Можем ли мы теперь с уверенностью сказать, что весна - долгожданное время года и ее приход в разных уголках определяют по-разному.
- Но перед нами стоит еще одна задача - поделиться этой информацией с другими. Сумеете ли вы это сделать? Представим на некоторое время, что В. Песков, как бывший телеведущий, предложил вам провести телепередачу на тему « Приход весны в разных местах земного шара». О чем бы вы рассказали телезрителям?
- Я предлагаю вам сейчас самостоятельно перечитать текст и, опираясь на наш путевой дневник, попробовать себя в роли телеведущего. (учащиеся готовятся к пересказу и несколько человек пересказывают. После - анализируем, у кого получилось лучше и почему).
6. Итог урока. Оценивание.
- Понравился ли вам урок? Что нового узнали?
7. Домашнее задание:
- Я предлагаю поделиться знаниями, полученными на уроке, со своими близкими. Пусть они оценят вас словесно, а их оценками вы поделитесь на следующем уроке.