12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Адамова Нарема Семедовна1901
Адамова Нарема Семедовна. Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Обучая других- сам постоянно чему-то учишься. Приятно,когда твой труд не проходит даром, когда его плоды приносят хороший результат, радостно, когда твой труд востребован.
Россия, Дагестан респ., Дербент
Материал размещён в группе «Я - учитель начальных классов!»
6

Конспект урока чтения в 3 классе «Первопечатник Иван Фёдоров»

Урок №2. Первопечатник Иван Фёдоров

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями; научно-познавательным текстом (выделять отличительные черты, определять последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; находить ключевые (опорные) слова, позволяющие создать свой текст для выборочного пересказа); определению темы, главной (основной) мысли текста; составлению аннотации на книгу (с помощью учителя), отзыва о понравившемся произведении; способствовать формированию системы ценностей, принятых в обществе; помочь учащимся в осмыслении значения книги для прошлого, настоящего и будущего; практиковать в применении толкового словаря и энциклопедии для выяснения значения слов (друкарь, напраслины)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы; рассказывать о человеке, используя план и изображение памятника; раскрывать смысл пословицы и представлять её, смысл наставления и представлять его; оформлять в таблице результаты сравнения современных книг и книг Древней Руси; выступать с сообщением о первопечатнике Иване Фёдорове

Метапредметные:

познавательные: определяют тему и главную мысль высказывания (наставления, поучения), главные (ключевые, опорные) слова; подтверждают свой ответ словами из текста; осуществляют поиск необходимой информации в учебной книге; ориентируются в ней; осмысливают значение книги для прошлого, настоящего и будущего; обобщают полученную информацию по истории создания книги; находят книгу в школьной библиотеке, медиатеке (библиотеке микросоциума), пользуясь тематическим каталогом; знают и применяют правила чтения, отличают чтение прозаического произведения от стихотворного;

регулятивные: планируют работу по теме, используя условные обозначения; проверяют себя и адекватно оценивают свои достижения;

коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться друг с другом о совместных действиях), читают текст друг другу с последующим контролем освоения его содержания с помощью встречных вопросов; готовят с товарищем небольшое сообщение на тему «В мастерской первопечатника»;

Личностные:

осознают важность и значимость наставлений Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого для их современников и потомков; проявляют активность и интерес в изучении темы; понимают назначение книги и ее ценность, отношения к книге в обществе; демонстрируют собственное отношение к книге

Образовательные ресурсы: иллюстрации с изображением типографии в Москве, первого печатного станка, памятника Фёдорову в Москве, портреты Ивана Грозного, Ивана Фёдорова, кроссворд, карточки со словарными словами: первопечатник, литера, шрифт, летопись, пословицы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Проверяем – всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Тихо, правильно сидим,

На учителя глядим.

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся

Проговаривают стихотворение, психологически

настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками пси-

хологической подготовки
к уроку, организации рабочего места.

II. Сообщение темы и цели

– Сегодня на уроке мы познакомимся с первопечатником, имя которого узнаем, обратясь к учебнику

Внимательно слушают

Принимают учебную задачу

III. Повторение изученного материала.

Начало письменности. Летописание

– Отгадайте загадку:

Дружим с нею с малых лет, В трудных случаях подскажет.

Интересней друга нет; С нею некогда скучать,

Обо всём она расскажет, Надо только буквы знать.

Отгадывают загадку.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения.

–– Вспомните имена первых создателей славянской письменности.

– Современные русские буквы произошли от тех букв, которые придумали братья Кирилл и Мефодий и которыми писали наши предки много лет назад. Но со временем наши буквы изменились. В православных храмах в церковно-славянских книгах сохранилась азбука святых братьев. Кирилла и Мефодия мы называем святыми,

– Книга.

По очереди читают текст.

– Святые Кирилл и Мефодий.

 

потому что жизнь у них была святая и их прославила Церковь. Вспомните, на чём ещё, кроме пергамента, писали в древности?

– Правильно, однако ни глиняные дощечки, ни папирус не подходят для изготовления книг. Из чего же делали книги в Древней Руси? Чем писали на такой книге?

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают.

Полно и точно выражают свои мысли

– Почему эти книги были очень дороги? Кто переписывал и изготавливал книги? Назовите наиболее известную летопись Древней Руси.

   

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он за строчкой нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг,

И глядишь – уже дряхлый старик.

– В старину книги писались от руки. Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства.

– В каком году было Крещение Руси?

– А кто создал славянскую азбуку?

– После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно. Вот Кирилл и решил создать славянскую азбуку. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе.

В Древней Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. (Летопись – запись о событиях по годам, славянское слово «лето» соответствует нашему «год».) Писали их люди, которых называли летописцами. Около тысячи лет назад в Киевской Руси, ещё при князе Ярославе Мудром, было переведено на славянский язык много заморских книг, собрана большая библиотека. Книги живут уже несколько тысяч лет, но всегда ли они были такими, какими мы их привыкли видеть?

– Когда на Руси появилась первая печатная книга?

– Чтобы ответить на этот вопрос, сейчас мы на минуту закроем глаза и очутимся
в Москве. В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечо. Лицо его серьезно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров. Кто же он такой?

 

– В 988 году.

– Кирилл и Мефодий.

Внимательно слушают

IV. Работа

над новым

материалом.

Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную

1. Печатных дел мастера.

2. Первый русский печатник.

3. Словарная
работа.

4. Первые печатные книги Ивана Фёдорова.

– Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало. В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят.

В XV веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг придумал буквы – литеры, оставля-

ющие на бумаге чёткий отпечаток. Гутенберг отливал выпуклые изображения букв
из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.

В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Про-

стые люди не могли купить себе книгу. Задумались в Москве над этой проблемой. Сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули – далеко, да и возить трудно, дорого, неудобно. Тогда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу. Но кто этим займется? Где такого человека отыскать?

Нашелся такой человек. Звали его – Иван Фёдоров (? – 1583 год).

– Слыл он в многолюдной Москве служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, на-
учился он литейному делу. Заходил Иван Фёдоров и к живущим в Москве немцам.
От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы.
И добился успехов!

– Какие слова вам незнакомы?

– Назовите русских первопечатников.

– При каком царе в России зародилось печатное дело? Найдите в тексте и зачитайте, как выглядел царь. Как принял Иван Васильевич книгу?

– Найдите в тексте и зачитайте, сколько времени понадобилось на создание первой печатной книги.

– Как называлась первая книга? Прочитайте, как выглядела первая печатная книга.

– В чём усомнился Иван Грозный?

Определяют совместно

с учителем толкование слов: посох, непроница-
емые,
напраслина, худо, друкарь, заставница.

Выполняют задания
и отвечают на вопросы.

цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. Осуществляют логические действия

 

– Что произошло, когда царь дошёл до последнего листа?

– С чем сравнил Грозный изделие Ивана Фёдорова? Подумайте, почему?

– В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии;
но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславцев.

Да вот наступил, наконец, этот срок, И стала доступнее книга в сто крат,

Когда был придуман печатный станок. И был человек этому рад.

– Печатание первой книги началось 19 апреля 1563 г., спустя десять с половиной месяцев, 1 марта 1564 г., первая книга Федорова была готова. Это – первая точно датированная русская книга. 14 марта в России – это День православной книги.

Физкультминутка

Внимательно слушают.

Выполняют физкультминутку.

 

– Найдите в тексте слова, характеризующие Ивана Грозного. Подберите к этим словам синонимы.

– Какие чувства испытывал Иван Фёдоров при разговоре с царём? Чем объяснялось это волнение?

– Конечно, сейчас книги печатаются миллионными тиражами. И стоят они намного дешевле, чем раньше.

– А как вы думаете, зачем нужны книги?

Выполняют задания,
отвечают на вопросы.

– Правильно, книги позволяют нам общаться, узнавать новое, учиться и усваивать, запоминать много новой информации. Как мы должны обращаться с книгами? Что делать, если книга порвалась? Что нельзя ни в коем случае делать с книгой? Почему, как вы думаете?

Называют правила обращения с книгой.

5. Что же представляла собой первая книга Фёдорова

Название книги было «Деяния апостольска и послания соборная и святого апостола Павла послания» (сокращенно ее принято называть «Апостол»). «Апостол» издания1564 года имеет 261 нумерованных и 6 ненумерованных страниц, из них 2 страницы «послесловие», в котором изложена история возникновения книги. На каждой странице 25 строк. В начале книги помещено изображение евангелиста Луки, сидящего перед письменными принадлежностями и держащего на коленях развернутый свиток. В техническом отношении «Апостол» выполнен превосходно.

   
 

Шрифт сделан с большим искусством: начертания букв четкие, строки текста безукоризненно прямые. Книга напечатана в два приема: сначала текст черной краской, затем красной краской выделяемые буквы; краски нигде не смешаны.

Рисунок заставок и инициалов чрезвычайно рельефный и четкий. Вместо употреблявшихся ранее хвостатых чудовищ избранный Фёдоровым рисунок заставок был простым и носил национальный русский характер. «Апостол» явился новым этапом в оформлении русской книги, он положил начало новому стилю. После выхода «Апостола» стал Иван Фёдоров со своими подручными готовить к изданию новую книгу.

   


 

V. Закрепление изученного материала

Угадайте, что это за птица, Клюв крючком, глаза пятачком,

Света яркого боится, Ушастая голова. Это…

– Я – сова, мудрая голова. Пришла проверить, какие вы сообразительные и внимательные. Пословица, сказанная к месту, очень украшает нашу речь. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы пословицы? Составьте их.

– …– Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передаются из поколения в поколение

– Сова.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию

– Тот много знает.

– Чтение.

– Книга.

Внимательно слушают

VI. Подведение итогов

– О чём мы разговаривали на этом уроке?

– Какие книги изготавливали в Древней Руси?

– Когда была напечатана первая русская печатная книга? Как она называлась

и сколько времени ушло на её изготовление?

– Кто был первым печатником на Руси?

Делают выводы и обобщения

Формулируют ответы на вопросы

 

– Кто оценивал первую русскую печатную книгу? Что зависело от его мнения?

   

VII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа «Первопечатник Иван Фёдоров» и пересказ.

Внимательно слушают

 
 

VIII. Итог урока. Рефлексия

– Сегодня на уроке:

• Я узнал… • Мне понравилось.. • Новыми знаниями я смогу поделиться…

• Я научился

Осуществляют самоанализ деятельности

 
Опубликовано в группе «Я - учитель начальных классов!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.