Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. Пришвин "Моя Родина"»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: «М.Пришвин «Моя Родина»
Цель: познакомить учащихся с произведением М.Пришвина «Моя Родина».
Задачи:
Познакомить с жизнью и творчеством М.М.Пришвина;
Развивать связную речь, навыки чтения;
Прививать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Обучающийся научится: ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текса |
2 уровень 1 уровень - узнавать ранее полученную информацию при повторном ее предъявлении; 2 уровень – воспроизводить по памяти |
Регулятивные |
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; |
1 уровень 1 уровень - выполнение действий под руководством учителя; 2 уровень – выполнение действий по образцу |
Познавательные |
Совместно с учителем анализировать, обобщать, строить рассуждения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), |
1 уровень 1 уровень - выполнение действий под руководством учителя; 2 уровень – выполнение действий по образцу |
Коммуникативные |
Уметь точно и грамотно выражать свои мысли, с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, создавать устные и письменные тексты. Работать в группе. |
2 уровень 1 уровень – выполнение действий под руководством учителя; 2 уровень – выполнение действий в парной работе со сверстниками по образцу; |
Личностные |
Формирование познавательного интереса к изучению нового, желания включаться в различные виды деятельности на уроке, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с текстом |
2 уровень 1 уровень - выполнение действий под руководством учителя; 2уровень – выполнение действий по образцу |
Ход урока.
1. Оргмомент.
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
2. Знакомство с новым разделом.
1) Знакомство с титульным листом раздела «Люби живое». Чтение детьми по абзацам титульного листа с.57
2) Определение значения слова в толковом словаре.
Словарная работа. ( натуралист – фр., от лат. Natura – природа; человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений или царство ископаемых)
3) Знакомство с текстом на с58.
- Среди фамилий писателей – натуралистов мы прочитали фамилию Михаила Пришвина. Переверните страницу, посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся.
3.Формулирование детьми темы и целей урока.
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
На доске карточка: Цели урока
Я познакомлюсь .. (с творчеством М.Пришвина)
Я узнаю .. (о чем произведение)
Буду учиться ..(выразительно читать…)
Работать над .. (правильным чтением, умением работать в группе …)
4. Введение в тему :
1) Что я знаю о М.Пришвине?
Работа в группах.
Прием «Запиши мысли»:
Каждый участник группы получает 4 листочка на которых должен записать по одному слову по данной теме. Все листочки с написанными словами складываются в середине стола. В центре окажутся 16 листочков со словами. Время ограничено учителем. После окончания отведенного времени, учитель предлагает ребенку под определенным номером из какой – либо группы зачитать ответы своей группы.
2) Знакомство с биографией и творчеством М.М.Пришвина.
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – известный советский писатель. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.
Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг. «Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве в 81год.
В 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок».( ему было 33 года)
3) Выставка книг М.Пришвина, принесенных на урок детьми. Обзор учителем этой выставки.
- Какие произведения М.Пришвина мы прочитали во 2 классе? («Ребята и утята»)
4) Прогнозирование о чем будет текст по названию, по имени автора.
5) Определение значения слова Родина в толковом словаре.
6) Подбор однокоренных слов: рождение, родители, родство, родимый, родной, родственники, …
7) Аукцион пословиц о Родине.
8) Словарная работа: со – кро – ви – ща, кла-до-вая, встре-чал-ся, про-буж-да-ет-ся
5.Физминутка.
6. Знакомство с текстом рассказа «Моя Родина» М.Пришвина.
1) Читает подготовленный ученик.
2) Беседа по прочитанному тексту.
- Понравилось ли вам произведение?
- Определите жанр произведения. (рассказ)
- Определите тему произведения.(Родина)
7. Чтение и анализ текста. Составление плана и запись его в печатную тетрадь по литературному чтению.
1) Озаглавливание 1 части.
А) Самостоятельное чтение 1 и 2 абзаца.
Б) Составление по группам «тонких» вопросов.
В) На поставленные вопросы отвечают в группах дети под номером 3, вопрос задают дети под номером 1.
Кто ..?
Когда..?
Что..?
Чем..?
Г) Озаглавливание 1 части. (Вкусный чай)
2) Озаглавливание 2 части
А) Чтение учеником 3 и 4 абзаца.
Б) Работа в группах. Придумайте «толстый» вопрос к этой части:
Как вы думаете, почему Пришвин и в городе вставал рано?
– Он любил природу, был наблюдательным
- Какой совет дает нам писатель?
В) Озаглавливание 2 части.(Вставать с солнцем)
Озаглавливание 3 части.
А) Чтение учеником 5, 6, 7 абзацев.
Б) Выборочное чтение:
- Куда уходил Пришвин после чая?
- В чем заключается охота для Пришвина?
- Что находки интересовали писателя?
В) Озаглавливание 3 части. (Находки)
3) Озаглавливание 4 части.
А) Чтение учеником 8, 9 абзацев.
Б) - Как вы думаете, почему Пришвин обращается к вам, «мои молодые друзья»?
В) Определение значения слова «кладовая». (Кладовая – 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов.2) место, где сосредоточены какие – нибудь природные ценности (перенос))
Г) Ответы на вопросы:
- Как вы думаете, почему Пришвин называет природу «кладовая солнца»?
( Кладовая солнца – собраны природные ценности – вода, животные , леса, рыба, воздух, горы, степь)
- Как вы понимаете предложение: И охранять природу – значит охранять Родину.
Д) Озаглавливание 4 части. (Охранять природу – значит охранять Родину)
5) Определение основной мысли рассказа.
Охранять природу – значит охранять Родину
6) - Какой мы можем внести вклад в охрану природы, а значит и в охрану Родины?
8.Домашнее задание. На выбор:
Выразительно читать с 58 – 59
Пересказ по плану
9. Беседа о «малой» Родине.
У каждого человека есть Родина. Пословица говорит: «Нет в мире краше Родины нашей». Наша Родина – Россия. Но есть у каждого человека и малая Родина, для нас это наша республика – Удмуртия.
Выступление ученика со стихотворением об Удмуртии, написанное Мерзляковым Артемом, учеником Девятовской основной школы, Сарапульского р-на:
Твой голос – это пенье соловья,
Душа твоя: леса, поля, дубравы,
Все это ты, Удмуртия моя,
Тебя хочу воспеть я и прославить.
Не хватит сил, чтоб оглядеть твои просторы,
Лишь посмотрю на хлебные поля,
И можно говорить об этом снова,
Ведь это все Удмуртия моя.
Тот край, где солнышко лучами ярче светит,
Где Италмас цветет и манит нас в луга.
Тот край, где счастливы и взрослые, и дети,
Все это Родина – Удмуртия моя!
10.Рефлексия.
1) - Понравился ли вам урок?
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
2) Закончите предложения:
Я узнал …
Я не знал …
Мне понравилось …
Кадырова Ольга Игоревна
Иванова Ольга Николаевна